![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Зачем учить то, что не пригодится? |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-03-26 12:09 ![]() Зачем учить то, что не пригодится? Такой вопрос задал мне третьекурсник ФРТК пару лет назад. Он уже работал на полставки в крупной IT-компании и точно знал, что ему нужно для карьеры — теория графов и комбинаторика. Но в его учебной программе не было ни того, ни другого. Вместо этого ему на Физтехе преподавали четыре курса по радиоэлектронике и квантовую механику. Спрашивается — зачем айтишнику квантовая механика? Да если честно, и радиофизика для работы в IT-science ему была не особо нужна. Конечно «дискретные преобразования сигналов» — не «кванты», разобраться не так уж сложно. Но таких «радиокурсов» у него не один, а четыре. В итоге время, чтобы все это выучить и сдать, в разы превышает время, оставшееся на теорию графов и комбинаторику, которые ему действительно нужны для работы. И получается — 90% (!) усилий его мозга тратится впустую. От чего парень четыре дня в неделю (когда не работает в IT) находится в полу-депрессивном состоянии. Абсурд? Редкое исключения из общего благополучия? Ок, вот еще одна история — второкурсник ФОПФ со смесью отчаяния и ненависти в глазах рассказывает мне — единственное что его удерживает на Физтехе — это обожаемый им курс матанализа Романа Карасева, все остальное он считает ненужной обузой, которая тупит его мозг и не дает время заниматься его любимой математикой. И особенно он ненавидит общую физику и лабы, поскольку считает, что вся эта физика не более чем набор хаотичных эмпирических фактов. Вы думаете, я имею что-то против общей физики или радиоэлектроники? Нет, конечно. Вот вам обратный пример. Четверокурсник того же ФОПФ, «экспериментатор от бога», с самого первого курса «кайфующий» от лабораторных работ, и уже успешно работающий над международным проектом на базовой кафедре (!), начиная со второго курса балансирует на грани «вылета» из-за теорфиза, который он органически не понимает и ненавидит. Из-за страха исключения из института, он последние два года находился в постоянном стрессе, что привело к гастриту и хронической бессоннице. Замечу, эти студенты страстно хотят учиться. Первые желают изучать сложнейшие теории вроде теории графов. Вторые учатся на практике, увлеченно работая в лабе. И возникает вопрос — ради какой высокой цели этих высоко-мотивированных людей заставляют заниматься тем, что им не нравится? Чтобы приучить свою психику постоянно находится в полу-депрессивном состоянии? Или чтобы потом еще лет десять после окончания института человек просыпался в холодном поту, от кошмара что его снова «отправляют на комиссию по теорфизу»? А может жизнь этих ребят хотят сделать похожей на жизнь героев фантасмагорических романов Франца Кафки, воспитывая в них «стоическое» отношение к абсурдности существования? Как только начинаешь говорить о большей свободе выбора для студентов МФТИ, в ответ сразу слышишь — студенты люди ленивые, дай им волю, они все время будут сидеть в ТикТоке и тусить в клубах. Это же насколько надо не знать психологию студентов Физтеха. Да вы посмотрите на этих ребят и девчонок 1-го сентября 1-го курса — вы таких горящих и жадных до учебы глаз не увидите ни в одном универе мира. Но когда раз за разом студенту приходится учиться «из под палки», срабатывает эффект само-сбывающегося пророчества — учебная муштра делает из высоко-мотивированных людей интеллектуальных лентяев, а лентяев чему-то научить можно только муштрой. И порочный круг замыкается. В феноменологической психологии, о которой я уже много писал в прошлых постах важнейшим понятием является «интерес». Внутренний интерес один из ценнейших ресурсов — он фокусирует нашу энергию для выполнения сложной задачи. Когда люди мотивированы своими личными целями, они работают с большей эффективностью и целеустремленностью. Одна из важнейших задач психолога-феноменолога помочь человеку понять, что ему действительно интересно и нужно. Ведь если человек хронически делает не то, что ему нравится — это прямой путь к депрессии и ощущению бессмысленности жизни. Пусть этот второкурсник ФОПФ возьмет себе еще пару курсов математики вместо общефиза и лаб — теорию групп, топологию, да что угодно, и у него не потухнут глаза уже к третьему курсу. Дайте возможность талантливому экспериментатору спокойно заниматься экспериментальной физикой, а не бездарно растрачивать свою умственную энергию на страх исключения из института (страх съедает огромное количество нервной энергии). Пусть айтишник изучает теорию графов и комбинаторику, а не навязанные ему учебным планом квантовую механику и радиофизику, и он потом не будет жалеть, что лучшие годы его жизни были потрачены впустую и он отстал от сверстников, которые изучали именно то, что нужно для работы в IT-science. Под конец процитирую одного великого человека. «В счастливый для человечества день художник решил стать врачом или инженером, математиком или финансистом. И именно он (человек с душой художника) разрушил ту мелочную, педантичную, узколобую систему образования, которая превращает страстного ученика в галерного раба. Именно он провозгласил свободу выбора предмета в зависимости от собственного удовольствия и наклонностей. Именно он пробудил тот дух, который заставляет трудиться не во имя денег, а во имя добра и во имя восторга достижения цели». Никола Тесла Источник: vk.com Комментарии: |
|