Есть еще одна причина того, что в РФ не формируются (или формируются с серьезными деформациями) классы/сословия

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Есть еще одна причина того, что в РФ не формируются (или формируются с серьезными деформациями) классы/сословия. Прежде чем назвать ее, отмечу три закона:

1) закон Винера – Шеннона – Эшби: управляющая система (управляющий блок) должна (должен) превосходить по мощности и сложности управляемую систему;

2) закон Анохина – Бира: управляющая система должна быть способна к опережающему прогнозированию развития управляемой системы и изменениям внешней среды (закон сформулирован на основе идеи опережающего отражения действительности теории функциональных систем Анохина и модели жизнеспособных систем Бира);

3) закон Седова – Назаретяна: в сложной иерархической системе разнообразие на верхнем уровне может обеспечиваться за счет ограничения разнообразия на нижних уровнях, то есть антиэнтропия на верхнем уровне может обеспечиваться сознательной «энтропизацией» (хаотизацией, упрощением) верхами нижних уровней.

Давайте посмотрим, что мы наблюдаем в позднем СССР и в нынешней РФ на примере вышеперечисленных законов? В позднем СССР управляющая система (КПСС) явно не справлялась с ситуацией по нескольким причинам: структура социума становилась сложнее власти и ее структуры (нарушение закона Винера – Шеннона – Эшби). Позднесоветский социум с его деиндустриализацией и демодернизацией объективно развивается по линии упрощения. В то же время это соответствует интересам господствующего слоя: он должен быть сложнее по своей организации управляемых масс, которые за последние 30 лет деградировали вместе с обществом.

Ограниченные возможности усложнения заставляют верхушку активизировать действие закона Седова – Назаретяна: тормозить развитие управляемых, их социокультурное разнообразие, отсюда — «реформы» науки, образования (о финансовом аспекте «оптимизации» я уже молчу). Ясно, что нынешняя система плохо соответствует закону Анохина – Бира, но это и понятно: полупериферии, к тому же с разрушенными наукой и образованием, трудно прогнозировать изменения ядра системы и системы в целом, но этот закон в данном контексте для нас не столь важен, как первый и особенно третий.

Кстати, представители власти хорошо понимают значение закона Винера – Шеннона – Анохина. Они прямо говорят, что управляемые должны быть менее информированными, чем управляющие, менее образованными, то есть более простыми. Так, Герман Греф в 2012 году на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге откровенно сказал, что ему страшно слушать о доступе людей к реальной, непрепарированной информации. Как управлять людьми, обратился он к залу, которые осознают свою идентичность, имеют равный с правителями и их аналитической обслугой доступ к информации — как же можно снимать пелену с их глаз, ведь люди не хотят быть манипулируемыми, а управление — это манипуляция.

По-видимому, именно поэтому грефовский Сбер, по сути, не являющийся российской структурой, стремится максимально разрушить систему образования в РФ. Впрочем, разрушение образования — общемировой процесс. Необразованные или плохо образованные пользуются только тем, что им дают — сами они ничего создать не могут, а потому не опасны для системы. Именно в этом смысле надо понимать фразу Андрея Фурсенко, сказанную им в бытность министром образования и науки, что пороком советской школы было стремление воспитать творца, тогда как нам (властям РФ) нужен квалифицированный потребитель. Говорят, впоследствии он сожалел о сказанном, но тогда почему продолжал свою «реформу», которую подхватили преемники? Нет, это системное, «сословно-классовое» решение.

Помимо прочего, образование по схеме «тупой и еще тупее» (выдающийся американский учитель Джон Тэйлор Гатто определил такой тип образования как «сделку с сатаной») — это попытка решить для системы важнейшую проблему: не позволить появиться тем, кто представляет для нее главную угрозу, то есть тем, кто способен выйти за ее рамки. Попытка негодная: полностью закрытых систем нет, а уж слабо сбалансированная система — просто раздолье для субъекта в его игре с системой, для неучтенного фактора.

В ситуации объективно системного и сознательно субъектного упрощения (от управляющих к управляемым) формирование организованностей типа классов и сословий крайне затруднительно. В результате плохо работают формы и механизмы, приспособленные для классовых структур. Следовательно, начинают работать другие механизмы, которые определяются стремлением правящего слоя тем или иным способом решить проблему баланса или, если угодно, «диалектики» соотношения степени своей сложности и сложности управляемой системы (или образования). Эта «диалектика», в частности, может кое-что объяснить в периоде 2008–2012 годах и в реакции на него; последняя изменила вектор развития в том направлении, которое реализовалось после 2012-го и особенно после 2014 года.


Источник: vk.com

Комментарии: