Основные термины монтессори-педагогики: впитывающее сознание и сензитивные периоды. Что это и зачем нам об этом знать?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-01-21 01:57

Работа разума

Вы наверное слышали выражение «дети впитывают как губка». Именно это и обозначается термином впитывающее сознание. Детям до 6 лет присущ особый механизм познания мира. Именно благодаря впитывающему сознанию ребенок без особых усилий в кротчайший срок усваивает огромный объем знаний. На такой обьем новых знаний у взрослого бы ушли многие годы тяжелой работы. У ребенка же это получается естественным путем и без усилий.

Получается, что за эти 6 лет ребенок может научиться чему угодно? Не совсем, в каждый возрастной период мы должны уделять внимание определенным навыкам, которые усвоятся особенно хорошо именно в это время. В этом поможет знание сензитивных периодов – периодав особой восприимчивости малышей к тем или иным видам деятельности.

Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты на несколько месяцев (в некоторых случаях даже на год или два). Однако очень полезно иметь общее представление о примерных сроках.

0-6 лет: период усвоения речи

Вот почему так называемых детей «маугли», не усвоивших речь до этого возраста, уже практически невозможно обучить полноценной речи.

2.5-3 года – наивысшая точка развития языка. Именно в этом возрасте речь становится средством общения и управления поведением. В этом возрасте ребенок может начать говорить сам с собой, так захватывает его процесс усвоения языка.

Именно после этого пика, в 3-4 года просыпается интерес к чтению и письму.

Однако, данный период длится вплоть до 6 лет, поэтому до этого возраста родители должны помогать как можно больше обогащать речь ребенка.

0-5 лет: период сенсорного развития

Здоровый ребенок рождается со всеми органами чувств, присущим взрослому человеку. Однако ребенку необходимо узнавать свои чувства, приобрести сенсорные эталоны, которые он будет использовать при восприятии окружающей среды. Предоставив ребенку возможность развивать органы чувств с самого рождения и до 5 лет, мы способствуем развитию его разума. Мария Монтессори сказала: «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни».

Именно поэтому до того, как мы обучаем ребенка чтению или счету, мы знакомим его с понятиями «короткий-длинный», «большой-маленький». Мы стараемся дать малышу представление о цветовой гамме, о разнообразии вкусов и запахов в мире, о различных тактильных ощущениях!

0-4 года: период развития движения

Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности часто приводит к общей задержке развития. Если младенец проводит большую часть дня в люльке, а ребенок постарше – в манеже дома и в коляске на прогулке, мы способствуем задержке не только моторного, но и умственного развития.

На первом году жизни ребенок изучает свое тело, учит им пользоваться. Пик моторного развития приходится на возраст около года – это первые шаги малыша. Но ребенок не останавливается на этом. На втором году жизни ребенок продолжает осваивать движения. Для этого ему понадобится чаще бывать на детской площадке, учиться бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице. Со второго года жизни начинают совершенствоваться и движения руки. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку.

1,5-3 года: период интереса к мелким предметам

Ребенок испытывает потребность в развитии мелкой моторики пальцев и мускул руки. В этом возрасте дети обожают работу с мелкими предметами, раскладывают по отверстиям, сортируют. Если малыш все еще тянет мелкие предметы в рот, но интерес к мелким предметам уже возник, не стоит полностью отказывать ему в данных упражнениях, но всегда проводить их под присмотром взрослого.

1-4 года: период освоения порядка

Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде. Ребенок начинает узнавать место предметов и проявляет желание убирать их на место с необыкновенной тщательностью. Также ребенок повторяет действия взрослого, старается не отойти ни на шаг от заданного шаблона. Именно поэтому – это прекрасный возраст для приучения к работе в монтессори-среде: ребенок с радостью повторяет презентации и часто проявляет желание убирать материалы на место. Для этого очень важно, чтобы материалы не меняли места и презентации всегда выполнялись взрослым одинаково. Также для ребенка очень важна стабильная последовательность событий в течение дня и стабильность в отношениях с другими людьми. Таким способом ребенок проявляет свою потребность в безопасности. Хаос в местонахождении предметов, времени выполнения повседневных дел, в отношениях часто очень расстраивают детей этого возраста и даже доводят до истерики.

2-6 лет: период социальной адаптации

Примерно с 2х лет ребенок начинает идентифицировать себя, постепенно уменьшается зависимость от взрослого. Его начинают интересовать другие дети, он начинает осваивать правила поведения в социуме. Иногда нам кажется, что так как дети двух лет не играют вместе, им еще не нужно находиться в социуме. Однако это не так. Впитывающий разум позволяет ребенку при помощи наблюдения усваивать новые нормы, способы взаимодействия с другими людьми и сверстниками. Ребенок лучше усваивает речь, учится от сверстников новым типам движений и действий, новым способам игр. К 6 годам ребенок обычно спонтанно и без усилий полностью усваивает нормы поведения в коллективе и способы общения со сверстниками. После 6 лет ребенку, не находящемуся в социуме, сделать это значительно сложнее.


Источник: vk.com

Комментарии: