Оценка интеллекта собак в связи со способностью к обучению (Корнилова Е. А.,Белый С. В.)

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-01-18 11:00

Работа разума

Вопрос наличия интеллекта у животных, определение его уровня давно вызывает повышенный интерес в научных кругах. Такое высокоорганизованное животное, как собака является прекрасным объектом для исследований.

Понятие «интеллект», а в особенности «интеллект животных», не однозначно и так до сох пор еще конкретно не установлено, поэтому, соответственно, и определений этому термину огромное множество рассмотрим некоторые из них.

Высшая стадия развития психики – интеллект, эта стадия обнаруживается и у животных, однако наивысшего развития она достигает у человека и является совокупностью всех познавательных функций индивида, от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами врожденного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения.

В сравнительной физиологии и психологии исследуется интеллект животных – высшая форма психологической деятельности животных, связанная с решением нестандартных задач с помощью орудийного действия, опираясь на предшествующий опыт. Интеллект животных носит всегда конкретно – чувствительный характер с помощью метода проб и ошибок, он всецело обусловлен биологическими потребностями . Интеллектом собак может быть названа способность обращаться к прошлому опыту и использовать его в целях адаптации к новой ситуации.

По мнению Л. В. Крушинского, рассудочная (интеллектуальная) деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма приспособительного поведения может осуществляться при первой встрече животного с необычной ситуацией. В том, что животное, сразу без специального обучения, может принять правильное решение и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности [4].

Когнитивная деятельность относится к мыслительным процессам, которые недоступны прямому наблюдению, но, тем не менее, подтверждаются научно . Попытки измерить интеллект, данный живому существу «от природы», носили регулярный характер, с тех пор как в конце прошлого века были разработаны первые системы тестов, предназначенных для определения умственных способностей и психических отклонений. Многие из этих тестов в течение десятилетий применялись и до сих пор применяются в исследованиях.

Методы и способы, при помощи которых оценивается разумная деятельность животных , в частности собак, обычно группируют следующим образом: а) обходные задачи с жесткими и переменными лабиринтами, на пути к цели, которая не всегда находится в пределах постоянной видимости для животного; б) отсроченные реакции активного выбора, требующие удержания в памяти следов от раздражителя в виде образа или представления, как элементов сложных психических процессов; в) проблемные ситуации в различных лабиринтах, клетках и т.д. – анализ инсайта; г) рефлексы на перенос опыта в новые условия, как методика отражения элементарных форм обобщения; д) экстраполяция направления движения раздражителя, способность к оперированию эмпирической размерностью фигур.

Таким образом, интеллект представляет собой взаимодействие нескольких параметров, таких как скорость обучения, память, внимание, способность к решению задач и других, соответственно, оценка этих факторов важна для определения способностей животного и возможности его использования.

Наше исследование направлено на определение уровня интеллекта собак служебных пород, что в последующем разрешит, используя данную методику, производить отбор наиболее способных животных, что в свою очередь влечет за собой более качественное усвоение программы обучения специалистов-кинологов, и соответственно позволит укладываться в сроки обучения.

Объекты и методы исследования. Тесты на уровень интеллекта представляют собой стандартизированный метод, созданный для измерения уровня интеллекта как величины, не зависящей от приобретенных знаний и опыта. В своей работе мы использовали тесты на: экстраполяцию, скорость обучения, решение задач, память, внимание. В комплексе, все эти составляющие и стали показателем уровня интеллекта собак . Действия собак оценивались по времени прохождения каждого теста, что соответствовало определенным баллам. Возможный максимум равен 61 баллу.

При проведении тестов, для наибольшей точности, были привлечены различные группы пород животных: бельгийская овчарка – 2 особи; немецкая овчарка – 66; кавказская овчарка – 4; русский охотничий спаниель – 1.

В отдельности рассматривались по полу: кобели (33) и суки (40). Всех собак, которые были включены в эксперимент, мы разделили на три возрастные группы: молодые (23), взрослые (31) и ветераны (14). Собаки, с которыми были проведены тесты, специализировались по трём категориям предназначения: патрульно-розыскные собаки (38); минно-розыскные собаки (28); караульные собаки (4).

Результаты и обсуждение. Для любого исследования первоочередной задачей является нахождение зависимости изучаемого параметра от возраста, пола животного. Помимо вышеперечисленных признаков, для нас актуально выявить наличие связи с породой и категорией предназначения собак.

Сравнение собак разных возрастных групп по уровню интеллекта не показало достоверной разницы между всеми выборками (значение td распределено от 0,9 до 1,2, что меньше tst =2,0 при p=0,05). Вследствие этого, всю выборку протестированных животных можно считать единой по возрастным отличиям.

Среднее значение показателя в выборке кобелей составило 45,7±2,03 (n=18), у сук 43,7±2,54 (n=19), также достоверная разница не выявлена, что позволяет проводить дальнейшее исследование без учета пола животного.

При сравнении собак разных категорий предназначения по уровню интеллекта мы выявили (рис. 1), что караульные собаки достоверно отличаются от патрульно-розыскных и минно-розыскных собак, в свою очередь между которыми достоверных отличий по уровню интеллекта не обнаружено. Собаки разных категорий предназначения, в первую очередь отличатся, по результатам тестов, на долговременную и кратковременную память, а также скорость обучения. Караульным собакам свойственны более низкие результаты при прохождении всех тестов.

Сравнение собак разных категорий предназначения по результатам

тестирования (между ПРС и КС, а также МРС и КС наблюдается достоверная разница)

Для категории минно-розыскных собак проанализировав результаты, мы получили достоверные отличия между возрастными группами, группа «взрослые» и «ветераны», т.е. собаки старшего возраста, лучше справляются с поставленными задачами, чем молодые особи (td=2,2 и td=3,5, при p=0,05 соответственно).

Сравнение показателей уровня интеллекта среди собак относящихся к разным породам выявило, что наиболее высоким уровнем интеллекта и, как его частный случай, способностью к экстраполяции, обладает собака, принадлежащая к породе русский охотничий спаниель (85,2%), затем собаки, принадлежащие к породе бельгийская овчарка (82%), далее собаки, принадлежащие к породе немецкая овчарка (75,9%), и наиболее низкий результат показали кавказские овчарки (41,3%).

Сравнение собак разных пород по уровню интеллекта

По итогам тестирования исследованных собак по уровню интеллекта с помощью ранжирования и учитывая значения коэффициента вариации, нами были выделены три группы. Данные группы получили, в зависимости от набранных баллов, следующие названия: 1) до 24 баллов – собаки с низким уровнем интеллекта; 2) от 35 до 45 баллов – собаки со средним уровнем интеллекта; 3) от 46 до 57 баллов – собаки с высоким уровнем интеллекта.

Сравнение этих выборок по уровню интеллекта показало достоверные отличия между всеми представленными группами. При сравнении особей с низким и среднем уровнем интеллекта мы получили достоверную разницу td=9,8; при сравнении животных с низким и высоким уровнем интеллекта достоверная разница составила td=15,9; и при сравнении собак среднего и высокого уровня интеллекта также была выявлена достоверная разница (td=5,2 при p=0,05).

Известно, что интеллект представляет собой взаимодействие многих параметров, таких как скорость обучения, память, внимание, способность к экстраполяции, успешность в решении задач, поэтому оценка каждого фактора важна для определения способностей животного и определения уровня интеллекта. В связи с этим мы рассмотрели успешность каждого фактора в выделенных группах. Это дало нам возможность увидеть, благодаря каким умениям та или иная группа достигла своего уровня.

Таблица 1

Уровень интеллекта собак и показатели, из которых он складывается

% IQ Решение

задач Скорость обучения Память Внимание Способность к экстраполяции

Низкий

уровень IQ 35,0 49,2 5,6 13,3 33,3 53,3

Средний

уровень IQ 70,3 73,9 43,7 75,2 66,6 77,9

Высокий

уровень IQ 80,2 83,0 51,6 84,1 77,1 90,7

Следующим шагом было рассмотреть и охарактеризовать каждую группу по проявленным умениям, а также оценить входящих в нее особей по возрастным, половым признакам, принадлежности к конкретной породе и категории предназначения.

К первой группе животных относятся особи с низким уровнем интеллекта (IQ 35%), данная группа резко отличаются от других, она характеризуется, в первую очередь, низкой скоростью обучения (6%) и в целом все показатели (внимание, решение задач, память и способность к экстраполяции) не превышают 55% уровня. По итогам нашего эксперимента мы можем сказать, что к группе с низким уровнем IQ относятся исключительно животные, относящиеся к категории караульных собак. В связи с небольшим количеством животных в выборке дальнейший анализ результатов затруднен.

Показатель уровня интеллекта, в зависимости от комплекса умений, его

определяющих (скорость обучения, внимание, решение задач, память,

способность к экстраполяции), в выделенных нами группах

Ко второй группе относятся особи, со средним уровнем интеллекта (70%). Скорость обучения у них в несколько раз выше, чем в первой группе (44%), остальные четыре показателя (внимание, решение задач, память и способность к экстраполяции) не превышают 78%.

Группа собак со средним уровнем интеллекта представлена животными, принадлежащими ко всем группам предназначения (ПРС – 16 особей, МРС – 12 и КС – 1). Если рассматривать собак по половой принадлежности, то эта группа представлена обоими полами, при этом количество особей находятся в равных пропорциях. Анализируя возрастные группы можно сказать, что представлены собаки двух возрастных групп, это молодые и взрослые. Они так же находятся в равном соотношении. Рассмотрев представленных в этой выборке собак по принадлежности к породе то можно сказать, что она состоит из особей породы немецкая овчарка и кавказская овчарка.

И, наконец, к третьей группе мы отнесли собак, показавших наиболее высокие результаты, их уровень интеллекта достигает 80%, скорость обучения еще выше, чем у второй группы, и составляет 52 %, необходимо отметить, что способность к экстраполяции приближается к 91%.

Группа собак с высоким уровнем IQ представлена животными, принадлежащими только к двум группам предназначения (ПРС, МРС). При этом особей, относящихся к группе патрульно-розыскных собак больше (n=25), чем минно-розыскных (n=16). Если рассматривать собак по половой принадлежности, то эта группа, так же как и в группе со средним уровнем IQ, представлена обоими полами в равном соотношении. Анализируя возраст животных в этой группе можно заключить, что она представлена собаками всех возрастных групп (молодые: n=10, взрослые n=22, ветераны n=9). Рассмотрев представленных в этой группе собак по принадлежности к породе, то можно сказать, она состоит из животных различных пород: большинство – немецкая овчарка, оба представителя бельгийской овчарки (малинуа и тервюрен) и русский спаниель.

Проведенное нами тестирование имеет как научное, так и прикладное значение. Тестирование позволяет отбирать наиболее способных собак для служебно-боевой деятельности, что в свою очередь влечет за собой более качественное усвоение программы обучения, сокращение временных и финансовых затрат. Результаты тестирования могут помочь определить пригодность собаки к служебному применению и сориентировать для конкретной категории предназначения. (Кинологический вестник. Выпуск 3. Сборник научных трудов / Н. Е. Шалабот, Ю. Р. Садыкова, Т. В. Тихонова. – Пермь: Пермский военный институт внутренних войск МВД России


Источник: vk.com

Комментарии: