Мы рождаемся жестокими, эгоцентричными и неэмпатичными, склонными к магическому мышлению, импульсивными и одержимыми своими желаниям

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-01-04 17:01

Работа разума

Мы рождаемся жестокими, эгоцентричными и неэмпатичными, склонными к магическому мышлению, импульсивными и одержимыми своими желаниям. К счастью в таком возрасте мы беспомощны и очень миловидны. Только к 3-4 годам наш мозг способен перерасти эгоцентризм и начать развивать эмпатию. Этот человеческий навык лежит в фундаменте нашей цивилизации и культуры, именно благодаря ему она и возможна. Ребенок только развивает важнейшие навыки – понять, что он не центр мира, а такой же человек, как и все остальные, умение поставить себя на место другого человека и понять его чувства, признать право других быть другими, представлять результаты и реакцию людей на свои действия.

Эмпатическая триада складывается из трех элементов: когнитивная эмпатия (мы понимаем, что чувствует другой человек), эмоциональная (сопереживаем ему и разделяем зеркальными нейронами его чувства) и эмпатическая забота (наши реальные действия, ответственность за другого). Только три этих компонента вместе дают здоровую эмпатию, а помощь без сострадания или «понимание» без сочувствия просто неполноценны или даже оскорбительны. Без понимания и сопереживания можно легко навредить помощью.

Я чувствую твою боль. Начинается эмпатия с понимания того, что «я» - это не центр вселенной, а такой же человек, как и все остальные во вселенной. Лечебная формула – я простой обычный человек. Если вы себя жестко идентифицируете с какой-то группой, то это приводит к тому, что «чужаки» для вас не люди, а вещи, лишенные субъектности. Другой человек – такой же как и я человек, видеть в первую очередь в другом человеке именно отдельную личность, а не набор ярлыков или категорий. Видеть различия между вами и признавать их реальность: другой человек отличается от меня, отличаются его мысли, суждения и ценности. Не приписывать ему свои ожидания или опасения. Почувствовать интерес к другому: о чем он думает? Что его беспокоит? О чем он мечтает? Что он любит? И когда мы испытываем такой интерес, то мы можем поставить себя на место другого человека, увидеть мир его глазами, разделить его боль в прямом смысле.

Эмпатия – это не только способность почувствовать боль другого человека, но и снизить ее. В исследованиях уровень боли снижается, когда человека держат за руку (особенно если близкие). Быть понятым – это настоящий психологический кислород и искренне понять другого – это значит разделить с ним опыт быть человеком. Развивать эмпатию – это развивать осознанность и рефлексию. Видеть в людях именно людей, а не инструменты, перед тем как сказать что-то неприятное подумать – как бы я чувствовал себя на его месте? Сопереживать, а не оценивать. Хотеть искренне понять другого, а не внушить ему что-то.

При многих расстройствах личности эмпатия как одна из самых сложных и высших человеческих способностей исчезает: от нарциссов, психопатов, шизоидов, садистов, пограничников до людей с нарушениями привязанности, с инфантильным расстройством личности. Эмпатия не возникает сама собой, а воспитывается (или нет) в семье и обществе, ребенок впитывает модели и нормы окружающего общества. В экспериментах детские психологи используют кукол и задают вопросы что куклы видят или как будут себя вести. И только с четырех летнего возраста, когда развивается способности понимания чужого сознания – дети проходят эти тесты...

Андрей Беловешкин


Источник: vk.com

Комментарии: