Индетерминизм: что это такое и почему это важно?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-01-20 17:05

Философия ИИ

«Вася плохо учится, потому что ему постоянно ставят двойки…» Нет, не так… «Вася постоянно получает двойки, потому что плохо учится…» Или перед этим было правильно, потому что двойка – это и есть эквивалент показателя плохо? И в принципе, если школьнику постоянно ставить двойки, так он со временем перестанет учиться, ибо незачем?

Что такое индетерминизм?

Если совсем кратко, индетерминизм – это противоположность детерминизма. Если разбираться подробнее, сначала нужно понять, что такое детерминизм, потому что детерминизм и индетерминизм идут, что называется, «рука об руку».

Итак, детерминизм – это учение о всеобщей взаимосвязи и взаимной определенности явлений, процессов, событий. Согласно этому учению, все, что происходит в мире, имеет свои причинно-следственные связи. И даже если мы не понимаем причин произошедшего, это не значит, что их нет.

Если индетерминизм противоположен детерминизму, следовательно, причинность, детерминизм и индетерминизм понимают по-разному. Индетерминизм не считает, что все в этом мире предопределено причинно-следственными связями.

Поэтому с позиции индетерминизма случайности и вероятности – такие же полноправные основания для событий и явлений, как причины и следствия. Как и любая другая концепция, индетерминизм имеет свои нюансы.

Так, индетерминизм в философии – это методология, отрицающая либо объективность причинно-следственной связи, либо когнитивную значимость причинно-следственных объяснений в науке.

В первом случае мы говорим про онтологический индетерминизм (отрицание объективности причинной связи), во втором случае речь идет про методологический индетерминизм (отрицание познавательной значимости причинного объяснения).

В философии науки принцип индетерминизма гласит, что законы природы обладают вероятностным характером, а случайности в большей степени, чем закономерности, объясняют эволюционный характер природы. Это самое общее понятие о том, что такое индетерминизм. Теперь разберемся подробнее.

Индетерминизм: немного истории

Для того, чтобы заглянуть вглубь истории, нам снова нужно вернуться к понятию детерминизма, потому что, как мы помним, детерминизм и индетерминизм тесно связаны и при этом взаимно противоположны.

Считается, что самым жестким приверженцем абсолютного детерминизма был французский математик, физик и астроном Пьер-Симон Лаплас (1749-1827). Он считал, что абсолютно все в этом мире имеет свои причинно-следственные связи. И если было бы возможно знать положение и скорость всех частиц в мире, тогда можно было бы предсказать все события, которые произойдут в масштабах вселенной [П. Лаплас, 1982].

Поскольку для таких знаний и предсказаний нужны поистине демонические способности, знать это все может только «демон Лапласа». Именно такое название получил мыслительный эксперимент, призванный показать масштабы людской неосведомленности о событиях во вселенной и защитить позиции детерминизма. А заодно попытаться представить, возможно ли предсказание всех будущих событий на каких-либо разумных основаниях в принципе.

Кроме того, «демон Лапласа» содержит парадокс, потому что для полного предсказания абсолютно всех событий во вселенной нужно учитывать и поведение «демона», и его «предсказания о предсказаниях». Получается запутанная многоступенчатая структура, в которой предсказание как бы содержит «само себя». И даже если этот «демон Лапласа» будет материализован в виде сверхмощной вычислительной машины, это не даст возможности обработать бесконечный массив данных, который нужно обработать, потому что вселенная бесконечна.

В целом, неудивительно, что представители точных наук предпочитают иметь дело с исчисляемыми категориями и пытаются систематизировать буквально все процессы. И в этом контексте вполне логично, что они защищают позиции детерминизма.

Приверженность принципам детерминизма прослеживается во взглядах большинства физиков, математиков и естествоиспытателей прошлых столетий, в том числе тех, кто не был сосредоточен на исследовании методологии науки, проблемы детерминизма и индетерминизма, а занимался конкретной проблематикой и оставил после себя огромное научное наследие в виде открытых законов.

Это, в частности Иссак Ньютон (1643-1727) и его закон всемирного тяготения, полностью построенный на изучении причинно-следственных связей и их описании в виде формулы. Или, к примеру, Рене Декарт (1596-1650) и его система координат, а также многие другие ученые и их открытия.

Это что касается детерминизма, а вот индетерминизм, аргументы в пользу случайности и вероятности событий как основы эволюции – это прерогатива представителей общественных наук, в частности, философии и социологии. Вся история западной социологии от классики до современности – это в значительной степени полемика такими крайностями, как стремление объяснить поведение человека некими внешними причинами и индетерминизм свободы воли [С. Абрамова, М. Вандышев, 2021].

Сторонники индетерминизма считают, что человек свободен в своих действиях и поступках, а его воля способна преодолеть любые препятствия. Тема свободы воли, детерминизм, индетерминизм поднимается в работах философов с незапамятных времен. Причем можно найти примеры как радикального детерминизма (например, у стоиков), так и примеры индетерминизма (например, у эпикурейцев), так и попытки примирить обе позиции.

В частности, сей «труд примирения» взял на себя Марк Туллий Цицерон (106-43) в своем трактате «О судьбе», вошедшем в сборник «Философские трактаты». Он, к примеру, писал, что «не от нас зависит родиться с острым умом или тупым, сильным или слабым, однако тот, кто из этого сделает вывод, что не в нашей воле даже сидеть или гулять, тот не видит, что за чем следует» [М. Цицерон, 1985]. Это, конечно же, самая простая иллюстрация к проблеме, зато очень наглядно показывающая, как соотносятся между собой свобода воли, детерминизм, индетерминизм в философии.

В более поздних периодах к образцам наиболее последовательного индетерминизма ученые относят взгляды Томаса Рида (1710-1796), Мен де Бирана (1766-1824), Карла Иоэля (1864-1934), Анри Бергсона (1859-1941), Николая Лосского (1870-1965), Поля Рикёра (1913-2005) [Г. Гололоб, 2010].

В этот же список можно условно добавить французского философа Шарля Бернара Ренувье (1815-1903), немецких философов Иогана Готлиба Фихте (1762-1814) и Артура Шопенгауэра (1788-1860). В их работах индетерминизм и свобода воли рассматриваются как неотъемлемые составляющие поведения человека. Хотя и они признают наличие некоторых ограничений, которые еще не детерминизм, но уже и не совсем безраздельный индетерминизм. Как метко заметил Артур Шопенгауэр, «человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать» [А. Шопенгауэр, 2015].

Для желающих совершить более подробный исторический экскурс можем рекомендовать обзор «Инкомпатибилистские (индетерминистические) теории свободы воли» [Р. Кларк, Д. Кейпс, 2013]. А также статью «Детерминизм и индетерминизм в дуалистических и недуалистических онтологиях: от Канта к Сартру» [Д. Гаспарян, 2014]. Мы же рассмотрим далее, каковы позиции индетерминизма в 21 столетии.

Индетерминизм: день сегодняшний

Индетерминизм как методология по-прежнему сохраняет свои позиции. Более того, есть основания считать, что он даже расширил сове влияние не только на гуманитарные, но и на естественные науки. Каким образом? Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор научных тематик и проблем, рассматриваемых с позиций индетерминизма. Начнем с гуманитарных наук.

Весьма интересна «Проблема социального детерминизма и индетерминизма в рамках теории самоорганизации» [О. Музыка, 2007]. Самоорганизация различных систем предполагает действие многих факторов, наличие синергетического эффекта и, в конечном счете, переход на более высокий и более организованный уровень.

С одной стороны, результат действия различных факторов сам по себе предполагает наличие причинно-следственной связи, т.е. детерминизм. С другой стороны, множественность факторов предопределяет некоторую хаотичность и непредсказуемость их взаимодействия, что позволяет говорить про индетерминизм и, в частности, социальный индетерминизм, если речь идет о социальных самоорганизующихся системах.

Не менее интересна такая проблема, как «Онтологические основания теории социальных изменений: детерминизм и индетерминизм социальной реальности» [Е. Балдицына, 2010]. Тут речь идет о трех уровнях бытия:

  • Уровень объективной реальности.
  • Уровень субъективной реальности.
  • Уровень трансцендентной реальности.

Первый уровень – это то, что существует независимо от нашего сознания и никак не зависит от нашего восприятия, второй уровень – это то, как мы воспринимаем реальность. Третий уровень – это объекты, находящиеся вне времени и пространства. Например, такие категории, как душа, совесть, свобода воли.

С одной стороны, эти категории часто предопределяют поведение людей в социуме. С другой стороны, эти категории формируются в значительной степени под влиянием социума, поэтому можно говорить о том, что это процесс взаимообразный. С третьей стороны, не все люди одинаково подвержены влиянию социума, и даже в рамках одной социальной группы или семьи, где все находятся в одинаковых или сходных условиях, у кого-то наличие совести более очевидно, а у кого-то более очевидно ее отсутствие. Так что детерминизм и индетерминизм, философия нравственных ценностей – категории тесно взаимосвязанные.

Тема индетерминизма имеет и прикладное значение. В частности, в контексте темы «Снижает ли индетерминизм моральную ответственность?» [А. Беседин, 2020]. Тут дискуссия касается ситуаций, в которых при одинаковых условиях могут наступить разные последствия.

Для простоты приводится такой жизненный пример, как шаткий мостик, который может обрушиться, если по нему пройдет человек, а может и не обрушиться, и следствие зависит от бесчисленного множества факторов. Это вес человека, наличие или отсутствие ветра, движение по центру мостика или ближе к краю, спокойный шаг или бег, при котором мост дополнительно раскачивается, и даже просто элемент случайности и везения. Все эти факторы попросту невозможно сложить в некую единую причину, которая приведет к предсказуемому однозначному следствию.

Поэтому вопрос, несете ли вы моральную ответственность, если не предупредили человека, что мостик шаткий, и мостик обрушился, является дискуссионным. Во-первых, человек и сам может с первого шага обнаружить, что мост непрочен. Во-вторых, вы потенциально можете не знать, насколько мостик шаткий и опасный. В-третьих, степень осторожности и боязливости у всех людей разная. И мостик, который вам кажется шатким, кому-то другому вовсе не покажется опасным.

Еще один весьма интересный прикладной аспект – это идеи детерминизма и индетерминизма в исследовании языковой системы [И. Некипелова, 2013]. Тут сложность определения соотношения детерминизма и индетерминизма в том, что, с одной стороны, каждое языковое явление предопределено другими явлениями, как в прошлом, так и в настоящем, а с другой стороны, индетерминировано особенностями мышления отдельно взятого человека.

Условно говоря, всем детям в классе дают абсолютно одинаковый с точки зрения языкового оформления материал, а вот что каждый школьник «вынесет» с урока и насколько точно сможет воспроизвести учебный материал, когда будут отвечать «у доски», сильно зависит от умственных способностей и прилежания конкретного ученика.

И, наконец, пару слов о том, что индетерминизм как методология расширил сове влияние не только на гуманитарные, но и на естественные науки. Ранее мы говорили о том, что в основе классического естествознания лежит концепция детерминизма. Она зиждется на трех основных принципах:

  • Природа развивается в соответствии с имманентно присущими ей внутренними законами.
  • Эти законы являются выражением причинно-следственных связей.
  • Задача науки состоит в поиске этих связей и открытии этих законов.

Применительно к так называемому макромиру это полностью справедливо. Однако с открытием теории относительности, развитием квантовой механики и проникновением научного знания в тайны микромира многие ранее бывшие незыблемыми постулаты пошатнулись.

Условно говоря, классическая механика Ньютона мало пригодна для описания хаотичного движения мирочастиц, из которых состоят предметы материального мира. К слову, законы квантовой механики изначально предполагают элемент хаотичности в «поведении» микрочастиц [П. Дирак, 2013]. Таким образом, индетерминизм проникает в естественные науки на методологическом уровне.

Более того, в развитии многих современных наук вероятностные методы играют все большую роль. Это такие науки, как квантовая физика, молекулярная биология, генетика, где необходимость и случайность связаны противоречивым единством [С. Лебедев, И. Кудрявцев, 2005]. Еще более явно данный тренд прослеживается в отношении такой отрасли знания, как синергетика.

Для справки: Синергетика – это междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от состояния динамического равновесия.

Таким образом, детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания тесно взаимосвязаны и органично дополняют друг друга, помогая понять картину макро- и микромира. То и другое является неотъемлемой частью природы и всего нашего бытия, а понимание законов макро- и микромира необходимо для дальнейшего научно-технического прогресса.

Развитие научных исследований, попытки проникнуть в тайны мироздания поставили на повестку дня тему точности измерений. Речь всерьез идет о том, что индетерминизм, будучи «следствием неизбежного наличия погрешностей измерений, играет в метрологии существенную роль, а результаты измерений можно рассматривать как стохастические или случайные величины» [И. Шишкин, 2014]. Поэтому становится актуальной задача внедрения в метрологию методов управления рисками с целью нивелирования последствий погрешности измерений.

Индетерминизм проник даже в сферы знаний, которые всегда ассоциировались с исключительной точностью вычислений. С развитием компьютерных технологий обрело актуальность свойство систем выполнять несколько вычислений одновременно, при том, что эти вычисления в момент выполнения взаимодействуют друг с другом [J. Magee, J. Kramer, 2006].

Ввиду того, что одновременные вычисления задействуют общие ресурсы, они требуют наличия так называемого арбитра, встроенного в их реализацию для управления доступом к этим ресурсам. Использование таких арбитров ведет к возможной неопределенности в одновременных вычислениях, что имеет практическое значение для обеспечения корректности результатов. Так, арбитраж не исключает фактически неограниченный индетерминизм, связанный с проблемой проверки моделей вычислений при одновременных вычислениях.

Подытожим вкратце направления научных исследований, где индетерминизм как методология удерживает прочные позиции:

  • Теория самоорганизации.
  • Теория социальных изменений.
  • Тема моральной ответственности.
  • Исследования языковой среды.
  • Квантовая физика.
  • Квантовая механика.
  • Метрология.
  • Информатика.
  • Молекулярная биология.
  • Генетика.
  • Синергетика.

Что еще можно дополнить по теме индетерминизма в науке? Мы видим не просто колоссальный сдвиг в достижениях собственно науки и научной методологии. На современном уровне развития точных и естественных наук вероятностные методы, элементы неопределенности и хаотичности воспринимаются как необходимая норма существования.

Даже если предположить, что когда-либо станет возможным такой объем и такая скорость вычислений, которая позволит высчитать положение каждой микрочастицы в пространстве и материи на несколько шагов вперед, это вряд ли всерьез повлияет на прикладной результат исследований и практическое использование предметов материального мира.

Оттого, что мы знаем или не знаем, куда в следующий момент сместится электрон в составе каждой молекулы, составляющей материю, поведение материи не изменится, а развивать способы воздействия на материю возможно и без знания бесконечного объема данных относительно движения каждой микрочастицы внутри каждой молекулы. Хотя с теоретической точки зрения такое направление мысли, безусловно, представляет интерес.

Признавая принцип индетерминизма в современной науке, ученые практически согласились не только с тем, что далеко не все явления можно рассмотреть и просчитать с позиций причинно-следственных связей, но и с тем, что это далеко не всегда нужно с точки зрения полезности. Проще говоря, вероятность, неопределенность и хаотичность на уровне микрочастиц не мешают ходу научных исследований и достижению глобальных результатов, что наглядно подтверждает вся история научно-технического прогресса.


Источник: m.vk.com

Комментарии: