![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Художники против нейросетей: справедливый протест или неолуддизм? |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-01-25 02:31 ![]() В 2022 году изображения, сгенерированные нейросетями, были примерно везде. Часть аудитории они успели изрядно подзадолбать, но в целом подборки всё более причудливых изображений продолжают уверенно собирать тонны лайков и репостов почти на всех площадках. Однако отнюдь не все были рады происходящему. ![]() Художники считают, что нейросети буквально воруют их работы, включая копирование стиля конкретных авторов, лишают заработка, карьерных перспектив — и вообще грозят гибелью целым сферам занятости, весьма многочисленным и востребованным. Угроза стоит как перед «ремесленниками», клепающими типовые работы по заказам, так и перед популярными авторами с собственным узнаваемым стилем — машины вполне способны создавать арты в стиле определённого художника. ![]() В прочих интернетах мнения разделились. Одни встали на сторону протестующих, выражая опасения, что ИИ через некоторое время оставят безработными большую часть человечества. Теперь уже не только рабочих с конвейеров, водителей и сотрудников колл-центров, но и людей творческих профессий. Другие сочли, что протесты художников бессмысленны и граничат с неолуддизмом. Прогресс всё равно возьмёт своё, сделает жизнь людей лучше, создаст массу новых рабочих мест взамен ныне автоматизированных. И вообще, у нас на горизонте некоторого количества десятилетий маячит как бы не fully automated киберкоммунизм с безусловным базовым доходом. Где «вкалывают роботы, а не человек», как пелось в старой песне на заре советской компьютеризации. ![]() Правда, если разобраться в том, что послужило причиной возмущения художественного сообщества на платформе ArtStation, художники уже не выглядят обскурантами, требующими запретить фабрики с паровыми машинами и вернуться к кустарному производству. Их ключевые требования касаются довольно конкретных и весьма сомнительных практик на их площадке, а не вообще в сети. Ну и заодно они поднимают вопросы, которые в эпоху продвинутых нейросетей уже пора думать, как урегулировать. Во избежание эксцессов, так сказать. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Ольга Робак, пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства Колорадо, курирующего означенную ярмарку, поддержала Аллена. Она заявила, что тот надлежащим образом обозначил участие Midjourney при подаче заявки, и ни единое правило конкурса нарушено не было. Кроме того, по её словам, двое пожилых художников из жюри не были в курсе, что Midjourney — не графический редактор вроде Photoshop, но оба впоследствии сказали ей, что всё равно присудили бы Аллену главный приз. В общем, в уже в сентябре 2022-го года художественное сообщество начинало понемногу закипать по поводу всё более вездесущих и всё более качественных артов от нейросетей. Впрочем, тогда этот движ ещё не охватил всерьёз два крупнейших сообщества художников во всемирной сети, DeviantArt и ArtStation — хотя авторы и их группы уже забрасывали администрации ресурсов требованиями запретить на этих площадках нейроарты. Ну или хотя бы вынести их в отдельную категорию, чтобы они не смешивались с работами художников-людей. ![]() Одно из сентябрьских обращений к руководству DeviantArt возмущённо сообщало, что в среднем из 25 свежих артов на главной странице ресурса около 10 представляют собой продукцию нейросетей — и эта доля продолжает расти, вытесняя в тень биологических авторов. Администрации DeviantArt и ArtStation предпочитали до поры воздерживаться от комментариев. С одной стороны, ругаться с разъярёнными авторами они не хотели, с другой, вероятно, исходили из понимания того, что если моднейшие в 2022-м нейроарты от Midjourney не будут выкладываться у них, то их выложат ещё где-то. И посмотрят их посетители не у них. Попутно запрет мог отпугнуть большое количество пользователей, которые сами почти ничего не рисовали, а смотрели чужие арты — ну а теперь получили возможность самим сооружать что хочется посредством нейросетей почти мгновенно, бесплатно, без регистрации (нет) и SMS. Естественно, при наличии доступа к продвинутым нейросетям и сервисам, а также умении правильно прописывать запросы на создание картинок. ![]() Открытое выступление художников началось 13 декабря 2022 года на глобальном портале цифровых художников ArtStation. Эта площадка за счёт возможностей монетизации арта и поиска работодателей потеснила некоторое время назад с пьедестала DeviantArt. К декабрю её страницы оказались буквально забиты аккаунтами, которые лепили бесконечные горы арта с помощью нейросетей — и даже пытались их продавать заказчикам как свои. Алгоритмы выдачи сайта чаще отдавали предпочтение именно таким артам, в том числе потому, что обычные подписчики их увлечённо лайкали. Живые художники оказались «задвинутыми» на обочины, начав заметно терять в количестве заказов и доходах. В какой-то момент трое суток на главной странице сайта почти полностью доминировали нейроарты. Две крупные студии объявили, что уходят с ArtStation, так как в таком режиме искать подходящих авторов становится слишком сложно. Именно поэтому именно на ArtStation, а не на DA, началась массовая акция протеста авторов против публикации изображений, сгенерированных нейросетями. Она получила название «No to AI generated images», «Нет сгенерированным ИИ изображениям». А также характерное внешнее оформление, созданное болгарским художником Александром Наничковым: перечёркнутые буквы AI, которые участники акции стали ставить на свои аватарки и в качестве заглавных артов аккаунта. ![]() ![]() ![]() Он опубликовал на своей странице заявление: «Нам нужно, чтобы Artstation выступила против ИИ-сгенерированных изображений в качестве своей официальной политики. Я буду продолжать публиковать это изображение, пока они этого не сделают. Если хотите, разместите то же изображение и посмотрите, сможем ли мы заставить Artstation действительно услышать нас». Идея завирусилась как на Artstation, так и в Твиттере, ибо «накопилось». Страницы художников заполнили не только аватарки с перечёркнутыми буквами AI и лозунгами «No to AI generated images» и «Support Human Artists» («поддержите художников-людей») с соответствующими хештегами, но и тематические арты. ![]() Важной частью образов кампании стало изображение рук со множеством лишних пальцев с избыточным количеством суставов — на тот момент это была одна из самых частых проблем машинных изображений, по которой не подредактированные нейроарты было легко отличить от работ людей. ![]() Ещё одним лозунгом стало «AI (art) is theft», «ИИ(арты) — это воровство». В том смысле, что нейросети обучаются созданию изображений на основе уже имеющихся, в том числе авторских работ — после чего преобразовывают их согласно запросу. Оказалось, что при обученности на большом количестве артов нейросеть вполне умеет копировать стиль конкретных авторов чуть ли не лучше самого автора. Вот только человеку на создание арта требуются десятки часов, а на формирование умений, навыков, аудитории и узнаваемого стиля — многие годы. Нейросеть даёт тот же результат за считаные секунды. И юридически, на текущий момент, узнаваемость стиля не может быть предметом авторского права. Летом 2022-го Google AI опубликовал модель DreamBooth, которая позволяла создавать новые изображения объекта на основе нескольких загруженных с ним картинок. Корпорация не выложила исходный код, но идея пошла в массы. В ноябре нашумевшей стала история о том, как нигерийский айтишник Огбогу Калу из канадского Галифакса натаскал Stable Diffusion на точное копирование стиля известной художницы Холли Менгерт. Процесс обучения занял менее трёх часов. Он выпустил инструкцию о том, как это делать. Результат впечатлял, а саму художницу возмутил. ![]() Сейчас множество хорошо работающих запросов на построение изображений от Stable Diffusion и Midjourney включают в себя перечисление сразу нескольких известных авторов, чтобы полученное изображение получалось качественнее и было более популярным у аудитории. Копирование стиля в строгом смысле производится редко, чаще это касается мастеров прошлого вроде Рембрандта или Айвазовского. ![]() Впрочем, в ряде случаев имитация стиля получается «сама собой». В последние дни в сети завирусился набор созданных нейросетью Niji Journey (обученная конкретно на аниме и манге версия Midjourney) по запросу Доброкотова, автора ТГ-канала Ai molodca, анимефикаций персонажей российских сериалов и популярных телешоу 90-х и нулевых. ![]() И всё бы хорошо, стилизации получились отличными и угадываемыми, но стиль этих изображений недвусмысленно напоминает широко известные в рунете работы Дмитрия Грозова aka Ahriman. Некоторых даже «бомбануло» от того, что очень характерный и узнаваемый стиль Грозова сплагиатили через нейросеть — хотя большинство скорее удивлялись и не верили, что это сделала нейросеть, а не популярный художник. Авторов некоторых кадров даже можно угадывать: где Грозов, а где Доброкот и Niji Journey. Правда, похоже, мы имеем дело с тем, что сознание Грозова и нейросеть Niji Journey просто учились на одних и тех же образцах, «насмотрев» вагоны аниме и манги множества авторов и стилей, и именно потому результат оказался настолько похож. И теперь делать арты в стиле Ахримана может каждый. Доброкотов даже выложил гайд о том, как самому сгенерировать на Niji Journey анимефикации персонажей и сцен из фильмов и передач на основе фотографий или скриншотов. Впрочем, вернёмся к протесту на Artstation. Начавшийся 13 декабря массовый протест художников охватил множество аккаунтов платформы, а заодно вышел за её пределы на другие площадки, включая DeviantArt. Уже 14 декабря администрация ресурса опубликовала ответ на требования художников в формате FAQ на наиболее часто выдвигаемые претензии. Правда, он только подлил масла в огонь: руководство площадки объявило, что публикация нейроартов не нарушает правил, а проблему заваливания выдачи и главной страницы нейроартами обещали решить как-нибудь потом после вдумчивого анализа. В том числе в силу того, что в «серой зоне» оказывалось множество людей, которые брали за основу нейроарт, и вполне профессионально допиливали его вручную. Впрочем, предлагалось через некоторое время обязать помечать сгенерированные работы как продукцию нейросетей, чтобы не вводить в заблуждение аудиторию и особенно потенциальных покупателей; а также снабжать работы выступающих против ИИ авторов HTML-метатегом «NoAI», который должен был исключать возможность их использования для обучения нейросетей. ![]() Ответ администрации не удовлетворил протестующих. Коул как спикер протестующих прокомментировал его так: «Хотя я рад видеть, что ArtStation признаёт наш протест, их ответ кажется мне неадекватным и уклончивым. Главное, о чём мы просим — это политика против распространения и присутствия изображений, созданных ИИ, на сайте, предназначенном для демонстрации портфолио профессиональных и начинающих художников. Это то, чего Artstation в настоящее время не желает обозначать в чётких выражениях». 16 декабря художники во главе с Коулом объявили о второй волне протеста под лозунгом «Вы нас не слушаете» (You’re not listening). Масла в огонь подлили новости о том, что в американском App Store три первых места по популярности заняли приложения по нейрогенерации аватарок во главе с Lensa AI на базе Stable Diffusion. В их выдачах часто угадывались стили вполне конкретных авторов, у которых никто не подумал спрашивать разрешения — вплоть до их искажённых подписей. В ответ художники и сочувствующие им айтишники сделали сайт «Have I Been Trained», позволяющий отследить обучение нейросетей на конкретных артах через LAION-5B. ![]() Вторая волна протеста не принесла успеха, за ней последовала третья — с требованиями по умолчанию тегировать все арты на платформе как запрещённые к использованию нейросетями, и четвёртая — в рамках которой часть художников объявили о своём уходе с платформы до тех пор, пока она не пересмотрит свою позицию, или, по крайней мере, об отказе от платной Pro-подписки. В ответ администрация площадки стала удалять протестные арты, ссылаясь на жалобы сторонников ИИ-генерации изображений, от чего у участников кампании, понятное дело, настроения не стали более мирными. ![]() ![]() Главным аргументов противников нейросетей можно назвать мнение о том, что прогресс всё равно не остановить, джинн уже выпущен из бутылки, и нейросетевая генерация изображений в любом случае займёт своё — вне зависимости от того, кто и насколько будет возмущён этим фактом, и даже от того, сколько людей могут потерять из-за этого работу. ![]() ![]() ![]() ![]() Источник: habr.com Комментарии: |
|