На пути к науке

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-01-24 03:04

Головной мозг

4. ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ
(необходимая для понимания теоретическая часть)

Вся прелесть нашей жизни состоит в том, что мы с помощью основных органов чувств можем ощущать запахи, осязать, слышать и видеть мир. С этими чувствами мы рождаемся, проявляем эмоции, приспосабливаемся к неблагоприятным факторам внешней среды, изменяем природу, защищаем себя и близких, восстанавливаем нарушенную внутреннюю гармонию своего организма, развиваемся, творим и, продолжая свой род,  долгое время в этом мире живем. И если от уровня развития общества и каждого индивидуума в отдельности зависит качество жизни, то давайте обратим внимание на головной мозг, который все это и определяет.  Одним словом, поступим вопреки выражению героя фильма «Формула любви», говорившему, что «голова – предмет темный и обследованию не подлежит».

Вспомним, во-первых, что предмет этот, т.е. мозг человека – состоит из белого и серого вещества.  Белое вещество находится в центре, серое – на периферии мозга. Отростки нейронов образуют белое вещество, они покрыты миелиновой оболочкой. Сама оболочка белого цвета и с ее помощью  ускоряется проведение нервных импульсов. Серое вещество – это скопление тел нейронов, они серого цвета и располагаются в коре и ядрах мозга. Помимо нейронов в понятие нервной ткани входят глиальные клетки. Функцией нейронов является получение, переработка и хранение информации из внешней и внутренней среды, а также регуляция и координация работы всех структур организма. Глиальные клетки выполняют опорную, трофическую и защитную функции. Этим они оберегают нейроны. Кстати, нейронов в десять раз меньше, чем глиальных клеток. Нервные клетки между собой и другими клетками организма образуют связи с помощью синапсов. В синапсах имеются посредники – нейромедиаторы, которые модулируют нервную передачу. Выделяют четыре группы медиаторов: 1. Амины (ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин); 2. Аминокислоты (глутамат, аспартат, ГАМК, глицин); 3. Пуриновые нуклеотиды (вещество Р); 4. Нейропептиды (статины, либерины, энкефалины). В разных структурах головного мозга имеются свои специфические нейромедиаторы. Избыток или недостаток их продукции соответствующими нейронами приводит к болезням или патологическим процессам.

Во-вторых, представим, что анатомически мозг разделен на пять отделов (см. рисунок). Самый нижний – это продолговатый мозг, затем идет задний и в его составе находятся мост и мозжечок, затем средний мозг, промежуточный, представленный эпиталамусом, метаталамусом, таламусом и гипоталамусом и, наконец,  конечный мозг, состоящий из больших полушарий. К слову, большие полушария по массе составляют 80% всего мозга.

В-третьих, обратим внимание на функции отделов мозга. В частности, благодаря работе продолговатого и заднего мозга реализуются разнообразные рефлексы (слуховые, вкусовые, вестибулярные, вегетативные), в том числе и такие сложные, как дыхание и глотание. В этих структурах располагаются соответствующие центры координации движений, дыхания, сердечной деятельности. В качестве нейромедиаторов в продолговатом мозге и мосте используется норадреналин и серотонин. Человек благодаря стволу мозга имеет возможность сознательно контролировать движения, мимику, воспринимать свое тело в пространстве, принимать пищу и чувствовать ее вкус.

Средний мозг анатомически имеет крышу с расположенными на ней двумя зрительными и двумя слуховыми холмиками. Нейромедиаторами в синапсах среднего мозга является норадреналин, дофамин и серотонин. Нейроны среднего мозга реагируют на зрительные и слуховые раздражители, в том числе участвуют в образовании ориентировочных рефлексов. Нарушения в обмене норадреналина приводят к депрессиям и способствуют развитию шизофрении.

Промежуточный мозг представлен таламическими структурами. Основной нейромедиатор нейронов таламуса ацетилхолин. Надбугорная область, эпиталамус, участвует в развитии половых признаков в детском и пуберантном возрасте и в репродуктивных процессах у взрослых. У эпиталамуса имеется отросток - шишковидная железа, или эпифиз. Эпифиз синтезирует мелатонин и аргинин-вазотоцин, которые регулируют сон, биоритмическую активность организма, функцию надпочечников. Метаталамус является подкорковым центром зрения и слуха. Таламус (зрительный бугор) имеет четыре ядра, в которых перераспределяется зрительная, слуховая, тактильная информация, формируется чувство равновесия.

  Центром регуляции вегетативных функций является гипоталамус. Его нейроны не защищены гемато-энцефалическим барьером и поэтому чувствительны к химическому составу крови. Ядра гипоталамуса принимают участие в нейросекреции. В них образуются нейропептиды. Энкефалины и эндорфины снижают восприятие боли и вызывают чувство удовольствия. В гипоталамусе есть нейроны, синтезирующие в качестве нейромедиаторов норадреналин и дофамин. Активация нейронов переднего отдела гипоталамуса приводит ко сну, заднего – к бодрствованию. Повреждение заднего отдела  вызывает летаргический сон.
Нижняя часть гипоталамуса заканчивается железой – гипофизом. В передней и средней части гипофиза имеются клетки, секретирующие тропные гормоны. Среди них аденокортикотропный,  активирующий функцию надпочечников с выбросом в кровь кортизола и кортизона,  тиреотропный, стимулирующий выработку гормонов щитовидной железы трийодтиронина и тироксина,  гонадотропные гормоны – лютеинизирующий  и фолликулостимулирующий, регулирующие у женщин менструальную функцию и созревание яйцеклетки,  а у мужчин образование в яичках тестостерона. Еще в  гипофизе вырабатывается соматотропный гормон, обеспечивающий рост организма и лактотропный гормон, отвечающий за подготовку груди к кормлению и лактацию. В задней части гипофиза аккумулируются пептидные гормоны, синтезируемые в ядрах гипоталамуса – окситоцин и вазопрессин. Окситоцин регулирует тонус и сокращение матки во время родовой деятельности. Вазопрессин влияет на функцию почек, водный обмен и чувство жажды.

Избыток или недостаток продукции гормонов гипоталамуса и гипофиза приводит к тяжелой патологии. При избытке аденокортикотропного гормона, например, возникает болезнь Иценко-Кушинга, тиреотропного – состояние тиреотоксикоза, оматотропного – гигантизм и акромегалия, при недостатке тиреотропного – микседема, соматотропного - карликовость.
Таламус называют входными воротами в мозг. В нем происходит первичная обработка информации, поступающей через нижележащие структуры мозга от органов чувств и  формирование зрительных образов, ощущение температуры, боли и т.п. В таламусе осуществляется запоминание ощущений и образов, а также организуются инстинкты, влечения, эмоции и двигательные реакции – сосание, жевание, глотание, смех. При повреждении этой структуры теряется память (амнезия) и возникает тремор.
Конечный мозг с полушариями, которые между собой соединяются посредством мозолистого тела, покрывают собой все другие отделы мозга. Кора мозга испещрена многочисленными бороздами, которые увеличивают ее площадь. Три крупных борозды делят кору полушарий на доли: лобную, височную, затылочную и теменную. Нейроны лобной доли отвечают за произвольные движения, речь, регуляцию сложных форм поведения и мышление. Нейроны височной доли воспринимают слуховые, вкусовые и  обонятельные ощущения. Они обеспечивают понимание речи, участвуют в формировании памяти. В затылочной части коры происходит восприятие и переработка зрительной информации. В теменной – восприятие и анализ кожно-мышечных раздражений, пространственная ориентация и регуляция тонких целенаправленных действий.

Серое вещество, находящееся в подкорке, образует базальные ганглии. К базальным ганглиям относят полосатое тело, состоящее из ограды, чечевицеобразного и хвостатого ядер, и миндалевидного тела. Часть нейронов этих ганглий участвует в организации движений (регуляция мелкой моторики и подавление чрезмерной двигательной активности), часть – в формировании потребностей, эмоций (формируют ощущения удовольствия и экстаза) и мотиваций. В базальных ганглиях нейромедиаторами являются ацетилхолин и дофамин. В целом благодаря этим ганглиям происходит интегрирование чувств, мыслей и движений. Они создают организму режим,  в котором он работает либо в состоянии покоя, либо тревожности (стресса).

 При сниженной активности этих ганглиев возникает синдром дефицита внимания. Люди с таким синдромом затрудняются формулировать и излагать свои мысли на листе бумаге. В экстремальной ситуации они бывают заторможены и быстро не реагируют на опасность. В крайней форме, когда в нейронах существенно снижается синтез дофамина, развивается болезнь Паркинсона, проявляющаяся замедлением движений, тремором, бедной мимикой и мышечной напряженностью (ригидностью). Повышенная активность базальных ганглиев стимулирует мотивацию. Люди с высокой активностью могут быть слегка тревожны, но в жизни активны и часто являются лидерами. Известно, что активность базальных ганглиев повышают состояние влюбленности и прием наркотических средств, в частности, кокаина.

Миндалевидное тело, входящее в состав базальных ганглиев, получает информацию от всех органов чувств. Оно имеет двухсторонние связи с таламусом, гипоталамусом, гиппокампом, с ассоциативными зонами коры головного мозга. Анатомически миндалевидное тело состоит из ядер: латерального, центрального и медиального. Латеральное ядро принимает все входные сигналы (кроме обонятельных) и играет главную роль в запоминании эмоционально значимых сигналов. Центральное ядро активируется эмоциональными стимулами и включает вегетативные реакции. Медиальное ядро получает информацию о феромонах, реагирует на резкие запахи и их запоминает. Экспериментальное удаление миндалевидных тел у животных проявляется асоциальным поведением, потерей реакции на опасные и угрожающие стимулы, гиперсексуальностью. Двухстороннее поражение миндалевидного тела у людей обозначают синдромом Клювьера-Бюси. Не исключено, что в детстве у меня была легкая форма этого синдрома, который проявлялся сниженным чувством  страха, драчливостью и другими формами асоциального поведения, о которых я писал в первой главе. Однако сниженная активность миндалевидного тела у меня с лихвой компенсировалась другими структурами базальных ганглиев. Их активность стимулировала мотивацию к разным видам деятельности, в том числе к рисованию, чтению популярной научной литературы и спорту. 

В подкорковой зоне височной доли полушарий мозга имеется еще одно важное образование, состоящее из скопления нейронов, называемое гиппокампом. Внешне оно напоминает форму морского конька. Отсюда и такое его название. Гиппокамп располагается на нижнем краю коры головного мозга. Он входит в состав лимбической системы. Имея тесную связь с префронтальной зоной коры и перегородки, гиппокамп распределяет  и интегрирует по всему мозгу сенсорную информацию, отвечает за настроение, реагирует на новизну и этим повышает активность мозга, формирует воспоминания о пережитых событиях. Нейромедиатором в гиппокампе является ацетилхолин. При экспериментальном повреждении гиппокампа возникают глубокие трудности в формировании новых воспоминаний (нарушается переход  информации из краткосрочной в долгосрочную память, а этот процесс происходит во время сна) и ухудшается воспроизведение информации, которая была получена до травмы. Установлено, что гиппокамп также проявляет активность, связанную с  пространственной ориентацией и участвует в подавлении определенных форм поведения.
Зубчатая фасция гиппокампа является источником стволовых клеток, которые дифференцируются и могут поступать в те структуры мозга, которые нуждаются в пополнении своего клеточного состава. Открытие механизма нейрогенеза опровергло длительно существовавшее мнение ученых, что «нервные клетки в мозгу не восстанавливаются». Нейрогенез в отдельных случаях, зависящих от уровня общего здоровья и возраста может быть  увеличен более чем в четыре раза. Его активаторами являются высокая физическая активность и исследовательская деятельность человека.

Работа зон левого и правого полушарий конечного мозга в отношении переработки поступающей информации различается.
Левое полушарие отвечает за логику и развитие интеллекта. В решении задач и проблем  применяется аналитический подход, при котором отдельные детали подвергаются скрупулезной обработке и осмыслению. Представления о предметах и явлениях в левом полушарии возникают по частям, связываются логикой и поясняются. Запоминание фактов, имен, чисел, символов, связей, схем, но не лиц также происходит благодаря нейронам левого полушария. Зоны коры и структуры подкорки левого полушария контролируют речь, чтение, письмо, осуществляют буквальное восприятие смысла услышанного и прочитанного. На переработку информации требуется время, и скорость этой переработки зависит от сложности и новизны решаемой задачи или проблемы.

Правое полушарие отвечает за интуицию и развитие эмоционального интеллекта. В его нейронах запоминаются чувства, эмоции, опыт, осуществляется идентификация лиц, предметов, происходит понимание намеков, метафор и юмора, информация обрабатывается без осознанного анализа.  Благодаря деятельности правого полушария человек ориентируется во времени и пространстве, приобретает склонность к различным видам искусства, умеет сочинять и фантазировать, говорить коротко, расставлять акценты, верить в мистику.

Люди с развитой интуицией часто предчувствуют события, их прогнозы обычно сбываются, они умеют сопереживать другим людям, являясь эмпатами, умеют справляться с жизненными проблемами. Поэтому к ним тянутся другие люди. У высоко интуитивных эмпатов чувства отличаются невероятной остротой, некоторым даже снятся вещие сны. Они легче других людей получают доступ к своему бессознательному и находят там нужные ответы. Тех, кто умеет это делать называют экстрасенсами.
Издавна люди приписывали интуиции сакральный смысл. Считалось, что ею обладают избранные – ясновидящие, юродивые, шаманы и разного рода народные целители. На самом деле интуиция есть  у каждого и ее можно развить. Для пробуждения и активации нейронов правого полушария, а, следовательно, для развития интуитивных способностей людей, психологи разработали разные техники. Они рекомендуют правшам чаще выполнять различную работу левой рукой, а левшам, наоборот, правой рукой, заниматься разными видами творчества, повышать физическую активность и с помощью разных практик налаживать связь с подсознанием.
  Интуиция лежит в основе многих научных открытий и творческого вдохновения.   Но «озарению» способствуют не столько тренинги специалистов, сколько накопление профессиональных знаний и опыта при напряженной работе всех отделов головного мозга и в особенности его лимбического отдела.   Ограниченный человек открытие никогда не сделает!
Интуиция может приводить и к ошибкам. Вопрос только в том, какие знания и опыт заложены в подсознании у человека. Адекватный выбор подсознанием прогностической модели приводит к совпадению прогнозируемого и реального результата, а не адекватный – к ошибочному результату или к предвзятому мнению. 

В предыдущей главе я обещал дать пояснения к некоторым явлениям, которые могли быть отнесены к паранормальным, причем дать пояснения без мистики. В этой главе я могу сказать только, что отдельные черты формировавшейся моей личности в детстве объяснялись низкой активностью миндалевидного тела, обусловленного черепно-мозговой травмой и компенсаторной активностью других подкорковых образований. До травмы  личность развивалась по правополушарному, потом – по левополушарному типу. С учетом дальнейшей равномерной и высокой активации обоих полушарий мозга мне закономерно была уготована судьба исследователя. Но ни экстрасенсом, ни кудесником я не был.

Из того, что я обещал, а именно: исключить  или подтвердить с помощью научных данных, в том числе существование ангелов-хранителей (и в частности моих ангелов-хранителей) я не могу, и возможно, что пока не могу.  Однако, зная о существовании входных ворот в мозг и методов, с помощью которых это происходит, в следующей главе я продолжу рассказывать о паранормальных явлениях. Вам предстоит узнать научное объяснение  феномена «выхода из тела» и телепатии. С этими явлениями мне однажды пришлось столкнуться на практике…
Продолжение следует.  


Источник: proza.ru

Комментарии: