Что такое интенциональность?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Предшественник феноменологии Франц Брентано в своих работах пытался разработать программу развития психологии как самостоятельной науки — «науки о психических явлениях». Брентано является основателем психологии акта, которая исследует психические акты или процессы, а не содержание и состояния психики. Каждый психический акт направлен на предмет или феномен, а сама интенциональность или «направленность психики» является одним из фундаментальных аспектов мышления и сознания. Согласно Брентано, если кто-то видит, красный цвет, то цвет сам по себе является не психическим, а физическим феноменом. Именно акт видения и есть содержание психики. Психика состоит не из ощущений, мыслей, эмоций как таковых, психика — не что иное, как акт слушания, обоняния, представления, эмоционального переживания.

Брентано выдвинул положение об активности, целостности и интенциональности сознания. Свойство быть интенциональным является ключевым фактором различающим психические и физические явления. Брентано выделял три вида психических явлений: представления (акт восприятия и воображения), суждения (принятие или отказ) и проявление любви и ненависти (желания).

В представлении нечто представляется, в суждении нечто признается или отрицается, в любви — любится, в ненависти — ненавидится, в желании — желается. Камень представляет собой покоящееся бытие, которое само по себе не связано с чем-либо. Существование человека, обладающего психическим измерением, напротив, невозможно представить без отношения: сознание есть всегда сознание «о чем-то».

Интенциональность является общей характеристикой всех психологических явлений. Это свойство, которое направляет действие или событие, определенное на объект или цель, расположенную во внешнем мире. Интенциональность имеет имманентный характер, это сама способность человека иметь намерения.

На столе, за которым я сижу, лежит лист бумаги. Если я собираюсь изложить на бумаге некоторые заметки для своей рукописи, то я вижу лист с точки зрения его чистоты; не исписан ли он уже? Если же мое намерение состоит в том, чтобы сложить из листа игрушечный самолетик для моего внука, то я вижу бумагу с точки зрения ее плотности. Или же, если я собираюсь рисовать на ней, то вижу шероховатую текстуру бумаги, приглашающую мой карандаш и обещающую сделать мои линии более интересными. В каждом случае это один и тот же лист бумаги, и я всегда тот же человек, реагирующий на него. Но я вижу три совершенно различных листа бумаги. Конечно же, нет никакого смысла называть это «искажением»: это просто пример бесконечного разнообразия смыслов, которые может иметь для нас данный случай.

Что означает интенциональность? Гуссерль выделил две стороны интенциональности, чтобы лучше понять этот феномен. Прежде всего, он отмечал, что наши намерения имеют решающее значение для того, как мы понимаем мир.

Например, сегодня в послеобеденное время я отправляюсь посмотреть домик в гopax. Предположим сначала, что я ищу место, которое мои друзья могут сдать дом на лето. В моем подходе к дому я буду интересоваться, прочен ли он, добротно ли построен, достаточно ли освещается солнцем, то есть всем, что определяет для меня смысл «пристанища», «убежище». Или предположим, что я торговец недвижимостью: тогда меня будет волновать, легко ли можно отремонтировать дом, удастся ли мне получить за него достаточно большую сумму, то есть то, что означает для меня «прибыль». Или, скажем, это дом друзей, которых я навещаю: в этом случае я буду смотреть на него глазами, которые будут видеть в нем «гостеприимство» — открытый дворик и мягкие кресла, которые сделают нашу полуденную беседу более приятной.

Или же, если это коктейль у друзей, которые чем-то обидели меня на вечеринке в моем доме, то я буду охотно замечать в нем вещи, указывающие на то, что любой предпочел бы их коттеджу мой, и другие аспекты возмутительной зависти и «престижных соображений», неравнодушием к которым, как известно, отличаются люди.

Или, наконец, если в этот полдень я экипирован акварельными красками и собираюсь набросать эскиз, то буду смотреть, как дом размещен на склоне горы, на форму линий крыши, уводящих взгляд ввысь к вершинам или вниз в долину, и действительно, теперь для меня даже предпочтительнее, чтобы дом оказался ветхой развалиной, так как это предоставило бы мне, как художнику, большие возможности.

В каждом из этих примеров раздражителем является один и тот же дом, и я остаюсь одним и тем же человеком, отвечающим на раздражитель. Но в каждом случае и дом и мое восприятие имеют совершенно различный смысл.

Но это лишь одна сторона интенциональности. Другая сторона состоит в том, что интенциональность исходит и от объекта, интенциональность является мостиком между нами и объектами. Это структура смысла, которая делает возможным для нас, субъектов видеть и понимать внешний мир как объективный, каковым он является. В интенциональности частично преодолевается дихотомия между субъектом и объектом. Когда Гуссерль говорит: «Смысл — это интенция разума», — он включает сюда и смысл и действие, движение по направлению к чему-то. Он указывает на это двойное значение в немецком языке: слово meinung, которое обозначает мнение, или смысл, имеет ту же основу, что и немецкий глагол meinen, «намереваться».

Александр Грибанов - Навигатор по феноменологической психологии и экзистенциальному консультированию

#ЖизньДуши


Источник: vk.com

Комментарии: