Зырянский космизм и гностицизм Питирима Сорокина |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-12-15 14:14 Питирим Сорокин – социолог с мировым именем, происходил из коми-зырян. Спектр его интересов был широк: от религиоведения до философии. Систему взглядов Сорокина-мыслителя именуют зырянским космизмом (по аналогии с русским космизмом). Большое влияние на начальных этапах на мысль Сорокина оказал влияние его земляк, коми-зырянский философ и писатель Калистрат Жаков – создатель коми эпоса Биармия. Жаков был автором философской концепции лимитизма. Есть основания полагать, что в конечном счете лимитизм Каллистрата Жакова, представляя собой оригинальный синтез гнозиса, языческого космизма, философии Всеединства, вкупе с религиозно-философскими идеями начала XX века станет одним из источников идеи интегрализма Питирима Сорокина в последний период его творчества. На наш взгляд, прослеживаемая общность Сорокина и Жакова может быть с некоторыми уточнениями определена в качестве «зырянского космизма», воспроизведшего русский космизм с учетом «территории» и «почвы» зырянского края, сохранившего языческую мистику природы, однако космизм, лишенный, собственно, православных и философски отрефлектированных интуи-ций и прозрений. Балансирование между пантеизмом и панэнтеизмом как базовой характеристикой философии Всеединства – особенность лимитизма. Мир, пишет Жаков, это «...динамическая пирамида. Внизу – пространство, время, материя, психика; вверху – логическое, эстетическое, моральное, а в вышине – пламенная любовь всех к единому и единого ко всем». Заслуживает внимания математическая символика выстраиваемой Жаковым пирамиды: семь названных сущностей коррелируют с семью архонтами исторического гнозиса. В то же время философия лимитизма Жакова оказалась трансформацией гнозиса, но преломленного посредством экзистенциальной рефлексии и экзистенциального опыта самого философа – выходца из зырянского края, жителям которого, по его наблюдениям, был присущ мистицизм в переживании природы, особая музыкальная поэтичность. В этом смысле важными представляются идеи Г. Йонаса относительно экзистенциальных и мировоззренческих истоков гностической религии и гностической философии, связанных с духовным кризисом эпохи первых столетий христианства. Экзистенциальный кризис, пережитый в молодости самим Жаковым, долгое время искавшим собственный путь познания (характерны, в частности, его метания между богоборчеством и жизнью в монастыре, в выборе направлений учебы в университетах – сначала Киевском, затем Санкт-Петербургском, математикой и философией и т.д.), сформировал основные идеи его гнозиса – стремления обрести высшее знание посредством синтеза философии, науки, религии (что, отметим, будет повторено в идее интегрального Сверхзнания его учеником и другом П. Сорокиным). Эта идея имеет отчетливо гностический характер. Сам Жаков называет в качестве одного из источников идеи Бесконечного гностика Валентина. Показательны также обширные цитаты из «гностического» Евангелия от Иоанна. Сопоставим с гнозисом и способ изложения Жаковым его философских идей: мифопоэтика вторгается в научный текст, основанный на изучении математики и естественных наук. Примером языческого варианта гно-зиса может служить литературное творчество К. Жакова: его «Биармия» – «эпическое сказание о древнем Знании, позволяющем людям жить в сообществе с Природой и Богами». Конечно, для Сорокина, человека, прошедшего школу строгого научного исследования, социолога, друга И. Павлова, труды которого опирались на результаты экспериментального знания, гностическая мистика оказалась преобразованной в систему философских понятий, однако включающих в себя элементы традиционной для русской традиции мифопоэтики. Не пытаясь искусственно привязать философию Сорокина к гностицизму, тем более к историческому гностицизму, отметим те моменты, которые определенно присутствуют в сочинениях постгарвардского периода. Наиболее очевидны, на наш взгляд, гностические мотивы в антропологических идеях Питирима Сорокина. Человек в интегральной теории Пити-рима Сорокина «является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным», он «подтверждает свое сверхчувственное и сверхрациональное бытие как активный и важный участник высших творческих сил космоса». Человек, продолжает Сорокин, «не только бессознательное и сознательное творение, но, главным образом, сверхчувственный мастер-творец (master-creator), способный контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных энергий в моменты "божественного вдохновения"...». По словам самого Сорокина, эта новая интегральная антропология оказывается близкой религиозной идее человека как сына Божия, формулируя идею троичной формы бытия: бессознательную, сознательную, «сверхсознательную» — «("Нус", "Пневма", "Дух", "Душа", "Божественное Я"). В рациональном и сверхсознательном свойствах человека лежит ответ на древний вопрос: "Что есть человек, что ты заботишься о нем"». Тем самым Сорокин в соответствии с традицией гностической философии утверждает наличие в тварном существе божественной «искры», открытие которой в себе, как полагает Г. Йонас, составляет основной смысл гнозиса. Признание дуализма человеческой природы, характерное для гностических учений начиная с древности, отражающих мировоззренческий и ценностный кризис как начала I, так и начала XX веков, характерно и для антропологических теорий Сорокина. Причем этому способствовали историко-культурные и биографические факторы. Можно утверждать, что идея интегрализма Сорокина явилась продолжением характерной для русской культуры социально-эстетической утопии целостности, которая стала следствием именно этого бьющего в глаза разрыва, когнитивного и нравственного парадокса русской личности и русского сознания. В этом смысле идеи П. Сорокина — продолжение русской художественной и религиозно-философской мысли и, в частности, идей В. С. Соловьева и Ф. М. Достоевского. Причем само соединение идущей от Достоевского «вихревой антропологии», мысли о разрывности человека, с одной стороны, и основанного на идее «обожения» человека пути Богочеловечества, согласно В. С. Соловьеву, — с другой, определяют универсализм Сорокина, его культурно-аксиологическую сотериологию. Но следует подчеркнуть при этом, что русский космизм в интегральной теории Сорокина существенно трансформирован, причем не только его увлечениями позитивизмом и собственно социологической проблематикой, но и его биографией, ранним включением в пространство межкультурного диалога русской и коми-зырянской культур. Определим этот тип космизма как зырянский космизм (назвав в этом ряду имена В. В. Налимова и К. Ф. Жакова). Источник: vk.com Комментарии: |
|