Ритмы современной жизни, новые технологии требуют от человека быстрой обучаемости

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-12-23 18:15

Работа разума

Ритмы современной жизни, новые технологии требуют от человека быстрой обучаемости. А если голова не работает? Читаешь книгу и не улавливаешь смысл. Попытка сосредоточиться на элементарных вещах вызывает головную боль и сонливость. Человек чувствует себя выбитым из жизни.

Снижение когнитивных функций может нарастать с годами, а может произойти внезапно. Что этому способствует? Как вернуть ясность ума и повысить качество восприятия информации?

Ничего лишнего

У каждого человека свой объем внимания. Оно может быть поглощено одной новой задачей или охватывать несколько привычных. Уже знакомое дело «съедает» совсем чуть-чуть сознательного контроля, а новое требует полного погружения.

Сосредоточение на конкретном действии — это направление внимания только на него. Часто внимание рассеяно, и человек не способен вычленить главное.

Особенность нашего времени — многоэкранное потребление. Человек отслеживает информацию с нескольких экранов — одновременно смотрит в телефон и компьютер, планшет, телевизор. Постоянные фоновые раздражители забирают часть внимания на себя и сбивают концентрацию.

Влияют и врожденные особенности восприятия информации.

Одни люди способны выполнять одновременно несколько задач. Они не погружаются основательно, а нацелены на количество. В стрессовых обстоятельствах высокая скорость может выливаться в суетливость, невнимательность, приводить к глупым ошибкам.

Другие люди, наоборот, усидчивые. Любят разбираться в вопросе досконально и «раскладывать по полочкам». Дергания по любому поводу, телефонные звонки мешают погрузиться в дело по-настоящему и довести его до конца. Требуется время, чтобы переключаться и возвращаться обратно к главному.

К тому же основной фактор умственной работы — тишина — драгоценность в большом и динамичном городе.

Стресс и внимание

Здоровый стресс, который человек может контролировать, запускает в организме механизмы адаптации. Мозг сканирует окружающий мир на поиск решения проблемы. Концентрация на пределе для того, чтобы сосредоточиться на главном.

Если «спасение» спрятано в учебнике по высшей математике, то студент в ночь перед экзаменом жадно вчитывается и разбирается в сложных формулах.

Когда хорошо, сытно и уютно — лень напрягаться. Это естественно. Поэтому у некоторых людей голова включается, когда «жареный петух клюнет».

Другое дело — хронический стресс. Неосознанный, неуловимый. Что-то тревожит бессознательно.

Мысли прокручиваются в голове, проблема напоминает о себе вновь и вновь. Она оттягивает на себя силы, изнуряет организм, подавляет сознание. Обдумывание — это сознательный процесс.

Ярче всего это видно у детей. Если в школе ребенка обижают, унижают — на уроках сложно думать об учебе. Неуверенность в собственной защищенности и безопасности подавляет сознание, психика защищается от враждебных условий, блокируется восприятие информации. Не до математики.

Еще сильнее действуют на нас внезапные потрясения, трагические случаи. Обстоятельства, которые затмевают разум и самообладание.

Даже неземное счастье может снизить способность к концентрации до такой степени, что нет возможности что-либо делать. Для кого-то это влюбленность, подготовка к свадьбе, а для кого-то выигрыш в лотерею. Мысли человека в другом месте, там, где происходит что-то сверхзначимое, и, естественно, это мешает сосредоточиться на чем-то другом.

Бессмысленная реальность

Трудности с сосредоточением могут быть вызваны депрессией и утратой смысла жизни. В такие состояния могут проваливаться даже люди с высоким интеллектом и хорошей умственной работоспособностью.

Когда-то человек искал снаружи «не знамо что» — в книгах, людях, психологии, религии, эзотерике. Но пришел к разочарованию, потере интереса к внешнему миру.

Окружающие считают его странным. Взгляд пустой, с ним разговаривают, а он не слышит. Безразличен к материальным благам.

В голове ощущение бесконечного вакуума, скафандра, который мешает воспринимать и чувствовать этот мир. Голова не напрягается, проблемы с памятью, мало что интересно снаружи. С трудом понимается письменная и устная речь.

Малейшее сосредоточение вызывает головную боль.

«…Читаю книгу, а не воспринимаю смыслы. Все мои мысли в другом направлении. Не было никакого сосредоточения, не могла сконцентрироваться. Я была где-то в недрах себя, из которых не могла выбраться. Каждый день хотелось кричать от боли, от пустоты в душе. Пустоты, которая не могла ничем наполниться. Все было бессмысленно…» – делится слушательница тренинга Алина Кадушкина, Самара.

Комплексная тренировка внимания

Сосредоточение — это навык, и он успешно нарабатывается. Например, маленькие дети могут удерживать внимание минут пять, в школьном возрасте — уже академический час.

Самая энергозатратная деятельность — умственная работа. При распознавании звуков, смыслов и картинок мозг работает на самых высоких «оборотах».

Запустить мозговую работу помогает чтение классической художественной литературы.

Во-первых, она позволяет расширить словарный запас. На каждое слово мозг заводит «дело» и выстраивает новую нейронную связь. При чтении знакомого сочетания букв в голове всплывает соответствующий образ и смысл, а иногда чувства и ощущения. Например, незнакомый китайский иероглиф не вызывает такой цепочки осознания.

Во-вторых, чтение синхронизирует множество отделов мозга. В бытовой речи человек использует простые предложения по типу «кто и что сделал». Ограниченность восприятия, «клиповое мышление» вызывают леность ума.

Длинные, сложные предложения классических писателей увеличивают активность мозга. К простому распознаванию смыслов подключаются чувства, представления вкусов, звуков, запахов, тактильных ощущений. Включаются соответствующие отделы мозга.

Начинать стоит от простого к сложному, иначе возможен смысловой ступор. Мозг зависнет или погрузится в сон для перезагрузки операционной системы. Поэтому книга для нетренированного человека может быть отличным снотворным.

Другой доступный инструмент — устный счет с постепенным повышением сложности.

Математика учит мозг работать без противоречий и принимать точные решения. Когда мы читаем одну и ту же книгу, в каждой отдельной голове образы героев разные. Но когда мы умножаем дважды два — ответ одинаков у всех.

То есть мозг концентрируется на единственно правильной логической цепочке, вычленяет закономерности. Замечено, что занятия математикой по несколько минут в день ускоряют работу мышления.

Можно установить приложение на телефон и считать примеры по утрам после пробуждения. Это как настройка нейронных связей «камертоном» на день грядущий.

Сбросить балласт

Лучше всего помогает вернуть способность к сосредоточению смена внутреннего состояния.

Сверхстресс, нерешенные проблемы, конфликты в отношениях, депрессия — все, что фиксирует мысли человека на себе, не дает полноценно жить и думать. Психоанализ все эти вопросы решает. На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» человек осознает глубинные причины своих проблем и возвращает себе способность радоваться, ясный ум и прекрасную стрессоустойчивость.

Тренинг показал высокую эффективность в улучшении концентрации внимания. Уходят навязчивые мысли и страхи, которые сжигали ресурсы внимания и памяти.

Освободившуюся энергию можно направить на самосовершенствование. Тренинг дает человеку понимание, что именно мешает сосредотачиваться, и дает посильную нагрузку мозгу с первых занятий.

«Я научилась концентрировать внимание во время лекции. Вначале было очень сложно, энергозатратно. Но чем больше я слушала, тем больше я "просыпалась" и вникала,» – рассказывает Марьям Ульянова, Лисичанск.

«…Во время тренинга у меня начали восстанавливаться нейронные связи. Я не могла воспринимать смыслы сказанных или прочитанных слов. Мне приходилось по несколько раз перечитывать одну и ту же фразу, чтобы понять ее смысл. После тренинга я заметила, что читаю легко и понимаю смыслы с одного раза…» – Муниса Диерова, Ташкент.


Источник: vk.com

Комментарии: