Ритмы современной жизни, новые технологии требуют от человека быстрой обучаемости |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-12-23 18:15 Ритмы современной жизни, новые технологии требуют от человека быстрой обучаемости. А если голова не работает? Читаешь книгу и не улавливаешь смысл. Попытка сосредоточиться на элементарных вещах вызывает головную боль и сонливость. Человек чувствует себя выбитым из жизни. Снижение когнитивных функций может нарастать с годами, а может произойти внезапно. Что этому способствует? Как вернуть ясность ума и повысить качество восприятия информации? Ничего лишнего У каждого человека свой объем внимания. Оно может быть поглощено одной новой задачей или охватывать несколько привычных. Уже знакомое дело «съедает» совсем чуть-чуть сознательного контроля, а новое требует полного погружения. Сосредоточение на конкретном действии — это направление внимания только на него. Часто внимание рассеяно, и человек не способен вычленить главное. Особенность нашего времени — многоэкранное потребление. Человек отслеживает информацию с нескольких экранов — одновременно смотрит в телефон и компьютер, планшет, телевизор. Постоянные фоновые раздражители забирают часть внимания на себя и сбивают концентрацию. Влияют и врожденные особенности восприятия информации. Одни люди способны выполнять одновременно несколько задач. Они не погружаются основательно, а нацелены на количество. В стрессовых обстоятельствах высокая скорость может выливаться в суетливость, невнимательность, приводить к глупым ошибкам. Другие люди, наоборот, усидчивые. Любят разбираться в вопросе досконально и «раскладывать по полочкам». Дергания по любому поводу, телефонные звонки мешают погрузиться в дело по-настоящему и довести его до конца. Требуется время, чтобы переключаться и возвращаться обратно к главному. К тому же основной фактор умственной работы — тишина — драгоценность в большом и динамичном городе. Стресс и внимание Здоровый стресс, который человек может контролировать, запускает в организме механизмы адаптации. Мозг сканирует окружающий мир на поиск решения проблемы. Концентрация на пределе для того, чтобы сосредоточиться на главном. Если «спасение» спрятано в учебнике по высшей математике, то студент в ночь перед экзаменом жадно вчитывается и разбирается в сложных формулах. Когда хорошо, сытно и уютно — лень напрягаться. Это естественно. Поэтому у некоторых людей голова включается, когда «жареный петух клюнет». Другое дело — хронический стресс. Неосознанный, неуловимый. Что-то тревожит бессознательно. Мысли прокручиваются в голове, проблема напоминает о себе вновь и вновь. Она оттягивает на себя силы, изнуряет организм, подавляет сознание. Обдумывание — это сознательный процесс. Ярче всего это видно у детей. Если в школе ребенка обижают, унижают — на уроках сложно думать об учебе. Неуверенность в собственной защищенности и безопасности подавляет сознание, психика защищается от враждебных условий, блокируется восприятие информации. Не до математики. Еще сильнее действуют на нас внезапные потрясения, трагические случаи. Обстоятельства, которые затмевают разум и самообладание. Даже неземное счастье может снизить способность к концентрации до такой степени, что нет возможности что-либо делать. Для кого-то это влюбленность, подготовка к свадьбе, а для кого-то выигрыш в лотерею. Мысли человека в другом месте, там, где происходит что-то сверхзначимое, и, естественно, это мешает сосредоточиться на чем-то другом. Бессмысленная реальность Трудности с сосредоточением могут быть вызваны депрессией и утратой смысла жизни. В такие состояния могут проваливаться даже люди с высоким интеллектом и хорошей умственной работоспособностью. Когда-то человек искал снаружи «не знамо что» — в книгах, людях, психологии, религии, эзотерике. Но пришел к разочарованию, потере интереса к внешнему миру. Окружающие считают его странным. Взгляд пустой, с ним разговаривают, а он не слышит. Безразличен к материальным благам. В голове ощущение бесконечного вакуума, скафандра, который мешает воспринимать и чувствовать этот мир. Голова не напрягается, проблемы с памятью, мало что интересно снаружи. С трудом понимается письменная и устная речь. Малейшее сосредоточение вызывает головную боль. «…Читаю книгу, а не воспринимаю смыслы. Все мои мысли в другом направлении. Не было никакого сосредоточения, не могла сконцентрироваться. Я была где-то в недрах себя, из которых не могла выбраться. Каждый день хотелось кричать от боли, от пустоты в душе. Пустоты, которая не могла ничем наполниться. Все было бессмысленно…» – делится слушательница тренинга Алина Кадушкина, Самара. Комплексная тренировка внимания Сосредоточение — это навык, и он успешно нарабатывается. Например, маленькие дети могут удерживать внимание минут пять, в школьном возрасте — уже академический час. Самая энергозатратная деятельность — умственная работа. При распознавании звуков, смыслов и картинок мозг работает на самых высоких «оборотах». Запустить мозговую работу помогает чтение классической художественной литературы. Во-первых, она позволяет расширить словарный запас. На каждое слово мозг заводит «дело» и выстраивает новую нейронную связь. При чтении знакомого сочетания букв в голове всплывает соответствующий образ и смысл, а иногда чувства и ощущения. Например, незнакомый китайский иероглиф не вызывает такой цепочки осознания. Во-вторых, чтение синхронизирует множество отделов мозга. В бытовой речи человек использует простые предложения по типу «кто и что сделал». Ограниченность восприятия, «клиповое мышление» вызывают леность ума. Длинные, сложные предложения классических писателей увеличивают активность мозга. К простому распознаванию смыслов подключаются чувства, представления вкусов, звуков, запахов, тактильных ощущений. Включаются соответствующие отделы мозга. Начинать стоит от простого к сложному, иначе возможен смысловой ступор. Мозг зависнет или погрузится в сон для перезагрузки операционной системы. Поэтому книга для нетренированного человека может быть отличным снотворным. Другой доступный инструмент — устный счет с постепенным повышением сложности. Математика учит мозг работать без противоречий и принимать точные решения. Когда мы читаем одну и ту же книгу, в каждой отдельной голове образы героев разные. Но когда мы умножаем дважды два — ответ одинаков у всех. То есть мозг концентрируется на единственно правильной логической цепочке, вычленяет закономерности. Замечено, что занятия математикой по несколько минут в день ускоряют работу мышления. Можно установить приложение на телефон и считать примеры по утрам после пробуждения. Это как настройка нейронных связей «камертоном» на день грядущий. Сбросить балласт Лучше всего помогает вернуть способность к сосредоточению смена внутреннего состояния. Сверхстресс, нерешенные проблемы, конфликты в отношениях, депрессия — все, что фиксирует мысли человека на себе, не дает полноценно жить и думать. Психоанализ все эти вопросы решает. На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» человек осознает глубинные причины своих проблем и возвращает себе способность радоваться, ясный ум и прекрасную стрессоустойчивость. Тренинг показал высокую эффективность в улучшении концентрации внимания. Уходят навязчивые мысли и страхи, которые сжигали ресурсы внимания и памяти. Освободившуюся энергию можно направить на самосовершенствование. Тренинг дает человеку понимание, что именно мешает сосредотачиваться, и дает посильную нагрузку мозгу с первых занятий. «Я научилась концентрировать внимание во время лекции. Вначале было очень сложно, энергозатратно. Но чем больше я слушала, тем больше я "просыпалась" и вникала,» – рассказывает Марьям Ульянова, Лисичанск. «…Во время тренинга у меня начали восстанавливаться нейронные связи. Я не могла воспринимать смыслы сказанных или прочитанных слов. Мне приходилось по несколько раз перечитывать одну и ту же фразу, чтобы понять ее смысл. После тренинга я заметила, что читаю легко и понимаю смыслы с одного раза…» – Муниса Диерова, Ташкент. Источник: vk.com Комментарии: |
|