Понятие интеллекта ассоциируется со способностью ориентироваться в незнакомой ситуации, находить нетривиальные решения сложных задач или с умением делать правильный выбор из множества альтернатив

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-12-18 16:14

Философия ИИ

Моделирование этих способностей и построение искусственных интеллектуальных систем является актуальной задачей современной науки.

Более полувека назад сформировались два основных подхода к ее решению. Один, связанный с моделированием мышления и разумного поведения, изучаемого экспериментальной психологией, получил название ”искусственный интеллект”. Второй, основанный на моделировании структур и функций нервной системы, исследуемой нейрофизиологами, называют ”искусственные нейронные сети”. Общей целью этих, диаметрально противоположных, подходов является создание систем, воспроизводящих функции мозга.

Принципиальный для разработчиков искусственного интеллекта вопрос о том, может ли машина мыслить, все еще остается предметом философских дебатов. Это стимулирует поиск новых подходов к выяснению природы интеллекта. Мы предлагаем рассматривать интеллект как свойство, приобретаемое развивающейся системой на определенном этапе ее эволюции. В отличие от авторов, опирающихся на дарвиновскую модель эволюции, мы используем более общую модель развития, что дает возможность рассматривать интеллект как общее свойство высокоразвитых систем... <...>

Понятие интеллекта как атрибута личности, мы относим и к обществу, как характеристике общественных отношений, уровня культуры, экономики и т.п. На высоких уровнях развития общества интеллект становится самостоятельной производительной силой, играющей все большую роль в развитии общества. Со временем интеллект может стать неисчерпаемым ресурсом развития цивилизации.

Понятие интеллекта характеризует качество поведения личности, отражающее свойства его нервной системы и происходящие в ней информационные процессы, скрытые от внешнего наблюдения. Иначе говоря, интеллект отражает степень мобильности мышления, зависящую во многом от природных данных личности. В отличие от природного интеллекта, основанного на врожденных, генетически закрепленных способностях усваивать знания, приобретенный интеллект зависит от окружения данного индивида, контролируемого генетически лишь на внутриутробной стадии развития... <...>

Появившись на свет, человек сталкивается с объектами внешнего мира, полезность или опасность которых ему еще предстоит установить. В процессе воспитания он получает дозированный доступ к окружению, что обеспечивает постепенное формирование стереотипов поведения, необходимых для самостоятельной жизни. Система воспитания и условия самостоятельной жизни определяются обществом, темпы развития которого несравненно превосходят темпы биологической эволюции.

Поэтому информационная нагрузка, т.е. объем знаний и опыта, которые должны быть усвоены для того, чтобы стать полноценным членом общества, постоянно возрастает. Рост информационной нагрузки привел к тому, что со временем люди оказались не в состоянии усваивать и использовать весь приобретаемый опыт, необходимый для дальнейшего развития общества. Возник информационный кризис, преодолеть который удалось путем разделения общественного труда и специализации членов общества по роду деятельности. Это привело к делению общества на относительно независимые группы, конкурирующие за владение общими ресурсами... <...>

Точно так же общественный интеллект, представленный элитой, выражает лишь наблюдаемые извне качества общества, которые далеко не всегда адекватно отражают истинный интеллект рядовых представителей этого общества. Когда расхождение между ними достигает критического уровня, общество теряет устойчивость, возникает угроза его гибели. История человечества дает множество примеров гибели и забвения высокоразвитых цивилизаций, исчезнувших из-за деградации элиты, ее перерождения в привилегированный класс, оторванный от реальных потребностей общества... <...>

Говоря о связи между понятиями элиты и интеллекта, необходимо отметить, что критерии оценки интеллекта условны и зависят от системы ценностей, которые в значительной мере формируются элитой данного общества. Поэтому то, что в одних обществах оценивается положительно и считается интеллектом, в других получает негативную оценку и называется изворотливостью, хитростью или того хуже.

На высоких уровнях эволюции нервная система разделяется на центральную (ЦНС) и периферийную. Периферийная система выполняет исполнительные функции и реализует стереотипы поведения организма, закрепленные на генетическом уровне. Функция ЦНС состоит в интерпретации потоков спайков, поступающих от рецепторов. Анализируя общую схему нервной активности, можно составить определенное представление о динамических процессах, связанных с мышлением. Естественно связывать явление мышления с функцией неокортекса – новой коры головного мозга, появившейся на последних этапах эволюционного процесса... <...> Большая часть нервной активности происходит на подсознательном уровне, проявляясь в сновидениях, галлюцинациях и внезапных озарениях.

Внегенетическая и виртуальная память

Появление нервной системы существенно изменило ход эволюции. До появления нервной клетки каждый организм оставался детерминированной системой, поэтому изменение поведения могло происходить лишь путем размножения и естественного отбора экземпляров с необходимыми свойствами. С появлением нервной системы каждый организм приобрел способность моделировать различные варианты своего поведения и проверять их, пользуясь моделью внешнего мира, запечатленной в памяти.

Образование нервной системы не только ускорило эволюционный процесс, но и сделало его намного более экономным. Отпала необходимость в громадном увеличении численности популяций. Соответственно сократилась нагрузка на окружающую среду, что высвободило ее ресурсы для ускорения процесса эволюции. Сообщества высокоразвитых организмов получили возможность активно использовать окружающую среду для улучшения условий своего существования. Со временем это привело к тому, что преобразование окружающей среды стало основным содержанием их жизни.

Дальнейшим развитием внешней коммуникации стало использование элементов внешней среды как инструментов, продолжающих и/или дополняющих органы самих членов сообщества. Вначале это были случайно взятые предметы (палки, камни), но со временем такие предметы стали создаваться специально. Их появление стало возможным благодаря развитию разума – способности к абстрактному мышлению, позволявшему оперировать мысленными образами реальных объектов и событий. Развитие разума сопровождалось формированием членораздельной речи, позволившей улучшить обмен полезной информацией между членами сообщества, планировать совместные действия, устранять возможные конфликтные ситуации.

Возникшее отставание развития нервной системы компенсировалось за счет инкапсуляции – изменения свойств локального окружения. Это привело к формированию внегенетической памяти, дополняющей память, представленную нервной системой организма... <...> Однако с ускорением эволюции генетические изменения становятся практически незаметными на фоне растущей динамики процессов общественного развития. (Развитие мозга человека практически прекратилось еще в доисторическую эпоху, с завершением формирования членораздельной речи). С уменьшением влияния на развитие генетического механизма общество перешло в стадию цивилизации, когда все его усилия сосредоточились на приспособлении окружения для удовлетворения своих текущих потребностей.

В стадии цивилизации происходит сбалансированное развитие материальной и виртуальной составляющих внегенетической памяти. Все изменения условий окружения сопровождаются ответными изменениями правил поведения, фиксируемых в виртуальной памяти общества. При насыщении виртуальной памяти этот баланс нарушается, вызывая прекращение развития цивилизации. Примерами тупиковых ветвей цивилизации могут служить общественные насекомые (термиты, пчелы, муравьи), чьи цивилизации прекратили развитие из-за исчерпания возможности дальнейшего увеличения объема их нервной системы.

Человеку, обладающему наиболее развитым мозгом и совершенными средствами коммуникации, прекращение развития цивилизации из-за перенасыщения виртуальной памяти пока не угрожает, хотя наблюдаемые признаки, такие как разрушение среды обитания, увеличение информационной нагрузки, падение морали, рост преступности и социальной напряженности, могут оказаться предвестниками подобной угрозы.

Важнейшими компонентами виртуальной памяти современного человечества являются наука, осуществляющая накопление и систематизацию знаний, и технология, обеспечивающая практическое использование этих знаний. Говоря о знаниях, следует учитывать, что все они получены путем анализа воздействий на органы чувств человека, их осознания (т.е. моделирования в мозгу человека) и представления результатов осознания средствами естественного языка человека. Это распространяется и на знания, приобретаемые опосредствованно, с помощью созданных людьми инструментов (роботов, компьютеров, космических аппаратов и т.п.), а также на знания, получаемые с участием целых коллективов.

Распространение и преобразование знаний (идей) в обществе напоминает процесс развития живых организмов. Полученные первичные знания или идеи, возникшие в головах их авторов, поступив на суд общества, могут сливаться и модифицироваться, а из образовавшихся комбинаций сохраняются лишь те, которые наиболее соответствуют уровню и потребностям развития общества. Этот универсальный механизм позволяет науке обрабатывать огромный поток первичных знаний, получаемых членами всего общества, систематизировать эти знания и представлять в компактном виде, доступном для восприятия остальными членами общества.

Но ученые, занимающиеся систематизацией знаний, обыкновенные люди, с обычной нервной системой. Как им удается превращать в своих головах почти необъятный поток первичных знаний в компактные научные теории?

Согласно данным когнитивной психологии, изучающей процессы восприятия, обучения и познания, время реакции на стимул при обучении или тренировке сокращается, причем реактивное поведение может достигать автоматизма. Уменьшение времени реакции при обучении можно объяснить изменениями в нервной системе, например, сокращением пути потока спайков, вызванного стимулом, при многократном прохождении этого потока по тому же маршруту.

До обучения нервная система для нахождения правильной реакции на стимул вынуждена проверять множество возможных вариантов маршрута спайков, что требует участия многих нейронов и занимает много времени. После обучения, благодаря сокращению длины маршрута (например, удаления петель), число нейронов, вовлеченных в этот процесс, уменьшается. Соответственно сокращается время реакции на стимул, а поведение нервной системы и, следовательно, управляемого нею организма достигает автоматизма. Стремление к автоматизму, т. е. детерминированному поведению, является общим для процессов развития.

Из сказанного можно заключить, что преобразование огромной массы неупорядоченных первичных знаний – наблюдений, гипотез и т. п. в компактные научные теории осуществляется как процесс эволюции.

В отличие от идей, научные парадигмы развиваются подобно сообществу разумных организмов. Их развитие также базируется на принципе разделения труда, что позволяет преодолевать диспропорцию между растущим объемом знаний и возможностью их восприятия мозгом человека. Поэтому в процессе эволюции наука приобретает сложную разветвленную структуру, включающую множество научных направлений, охватывающих различные предметные области и развивающихся относительно независимо.

Единство науки сохраняется благодаря ее иерархической организации и наличию научной элиты, сохраняющей ее организационную структуру и традиции. Продуцируемые наукой компактные знания, доступные для восприятия человеком, неизбежно носят фрагментарный характер. Такая фрагментарность частично компенсируется перекрытием предметных областей отдельных дисциплин, а также иерархической структурой, включающей множество метадисциплин, обобщающих предметные области близких научных направлений.


Источник: vk.com

Комментарии: