Грузовики-беспилотники готовят к выезду на М-11: уникальные разработки, цифровая модель трассы и вопросы о ДТП

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Совсем скоро на платной трассе М-11 «Нева» между Москвой и Петербургом появятся беспилотные грузовики. Для их эксплуатации не будут делать выделенной полосы, и поэтому автомобилисты испытают на себе все тонкости соседства с тягачами, которыми управляет искусственный интеллект.

Президент РФ Владимир Путин в конце ноября анонсировал запуск беспилотных грузовиков по платной скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург. Позднее заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников уточнил, что первые беспилотники выйдут на трассу уже в 2023 году. По его словам, это уже четвертая программа по беспилотным грузовикам, для запуска которых применен механизм экспериментального правового режима (ЭПР). НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, что запуск программы может произойти даже раньше.

Производители и перевозчики

Экспериментальный правовой режим предусматривает широкий круг участников, включая производителей высокоавтоматизированных транспортных средств (ПАО «КАМАЗ», НПО «СтарЛайн»), крупных перевозчиков («Глобалтрак лоджистик», «Магнит», Х5 Logistics), а также оператора инфраструктуры, в роли которого выступила государственная компания «Автодор».

В своем Telegram-канале Минэкономразвития уточнило, что беспилотные грузовики позволят сократить сроки доставки груза. Они просто исключат влияние человеческого фактора. Кроме этого, беспилотники повысят экологичность перевозок.

Два тягача StarLine

Научно-производственное объединение «СтарЛайн» входит в группу компаний «УльтраСтар», занимающихся разработкой систем безопасности с 1988 года. На текущий момент StarLine обеспечила своими системами 20 млн автовладельцев, которые могут быть уверены в том, что найдут свой автомобиль там, где его оставили.

Все беспилотные автомобили работают по одному принципу. Управление автомобилем осуществляется благодаря сенсорам, которыми являются камеры, радары и лидары (прибор, измеряющий расстояние путем излучения света). В отдельности они не могут точно определить расстояние до объектов, их скорость и форму, а в комбинации при заданном маршруте приборы способны направлять автомобиль и ориентироваться на дороге.

Как выяснили НЕВСКИЕ НОВОСТИ, НПО «СтарЛайн» провело интеграцию универсальной беспилотной платформы StarLine в два магистральных тягача. Сейчас компания проводит регулярные испытания на закрытых территориях двух оборудованных грузовых беспилотников StarLine и ведет работы по созданию цифровой модели трассы М-11 «Нева».

«Подписание ЭПР позволило нам приступить к испытаниям беспилотных грузовиков на трассе М-11, их старт запланирован в 2022 году после прохождения сертификации автомобилей в НАМИ», пояснил руководитель отдела разработок НПО «СтарЛайн» Илья Никифоров.

По его словам, это очень важный этап, так как именно тестирования на дорогах общего пользования позволяют отладить и усовершенствовать алгоритмы в реальной дорожной обстановке.

Собственное программное обеспечение

Проект НПО «СтарЛайн» по разработке высокоавтоматизированных транспортных средств представляет из себя универсальную беспилотную платформу. Это комплексное решение, направленное на интеграцию беспилотных технологий в любое транспортное средство и взаимодействие с интеллектуальной транспортной системой. Разработанные компанией решения универсальны, и в дальнейшем их можно интегрировать в любой грузовой автомобиль вне зависимости от его марки и производителя.

«В беспилотных автомобилях НПО "СтарЛайн” используется программное обеспечение собственной разработки. Сейчас грузовые беспилотники StarLine уже оборудованы датчиками, которые помогают решать задачи локализации автомобилей в пространстве, детектирования объектов и построения маршрутов движения. Все данные обрабатываются несколькими вычислителями с собственным ПО, установленными в автомобилях»,уточнил руководитель отдела разработок НПО «СтарЛайн» Илья Никифоров.

Три этапа удаления водителя

Во вступившем в силу ЭПР есть несколько этапов. На первом за рулем должен сидеть человек и быть все время начеку. Что касается второго этапа, то водитель-испытатель должен находиться в автомобиле, но не за рулем, и при этом иметь возможность остановить транспортное средство.

«Третий этап — когда условный оператор может находится за пределами автомобиля, но иметь возможность дистанционно взять управление на себя»,добавил Никифоров.

Таким образом, в ближайшее время начнется лишь первый этап. Полностью беспилотными грузовики станут после выводов экспертов.

Кто будет отвечать в случае ДТП?

В то же время некоторые моменты все же вызывают огромные вопросы. В НПО «СтарЛайн» НЕВСКИМ НОВОСТЯМ пояснили, что беспилотные автомобили будут двигаться в общем потоке, выделенных полос для них не будет.

По словам независимого автоэксперта Дмитрия Попова, грузовики будут следовать в общем потоке по той причине, что у них за рулем все равно будет сидеть пилот. Это будет тест автомобилей, направленный исключительно на то, чтобы выявить возможные проблемы, которые возникают.

«Однако по-прежнему остается вопрос: что делать, если техника поведет себя неадекватно? Все технари знают, что никакая техника не имеет абсолютной надежности. Даже смартфоны у нас с вами зависают. Я сейчас, например, отвечал на ваш звонок и мне несколько раз пришлось провести пальцем по сенсорному экрану»,отметил Попов.

Он добавил, что компания Tesla уже демонстрировала большое количество ДТП со своими автомобилями, в том числе со смертельным исходом.

«Кто будет виновником этого дорожно-транспортного происшествия, если техника поведет себя неадекватно? Собственник не может нести ответственность, потому что он не управляет этой историей. Я не очень вижу пути решения этого вопроса»,задался вопросом независимый автоэксперт.

В рамках ЭПР в течение трех лет планируется протестировать цифровые инновации по коммерческой эксплуатации беспилотных грузовиков – как с водителем-испытателем, так и при удаленном управлении движением с участием инженера-испытателя и диспетчера.

Впервые информация об испытании беспилотных авто на дороге между Москвой и Петербургом появилась в 2018 году. На Петербургском международном экономическом форуме 2021 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Минтрансом и первыми участниками пилотного проекта по созданию транспортно-логистического коридора для беспилотного грузового автотранспорта на трассе М-11 «Нева».


Источник: nevnov.ru

Комментарии: