Г.С. Альтшуллер, создатель ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-12-13 12:37

Философия ИИ

Вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что было бы неплохо иметь под рукой реестр фантастический изобретений, который можно было бы использовать как генератор идей для изобретений собственных? Мне приходило. Когда я села писать свою первую книгу (в жанре НФ), я за такой труд готова была выложить кругленькую сумму. Тогда я еще не знала, что такой труд существует. Сегодня я даю вам его. И хочу рассказать о нем и как им пользоваться, но сначала об авторе, основателе ТРИЗа, Генрихе Сауловиче Альтшуллере.

В 1964 году писатель-фантаст Генрих Альтов обратился к коллегам по литературному цеху с письмом примерно такого содержания: «Для того, чтобы понять, как генерируются научно-фантастические идеи, я начал собирать Регистр. Посылаю вам то, что удалось собрать — хотелось бы знать ваше мнение об этом начинании».

Среднестатистический ответ выглядел так: «Возмутительно извлекать из живого художественного произведения научно-фантастические идеи и классифицировать их. Художественное произведение — таинство»…

Художественное произведение — действительно таинство. Как был до поры до времени таинством труд изобретателя. Как во многом до сих пор является таинством любой творческий процесс. Из чего не следует, что тайна сия должна на веки остаться нераскрытой. Чем тайна литературного творчества отличается от тайны изобретательства, тайны открытий в науке или тайны художественного отображения мира? Что общего в этих тайнах? Чем они отличаются друг от друга? И что нужно предпринять, чтобы раскрыть эти тайны?

Вопросы, которые казались естественными автору теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), представлялись кощунственными людям, писавшим не что-нибудь, а именно фантастику — литературу, максимально среди прочих направлений приближенную к изобретательству и наукам.

Сама же проблема возникла естественно — не могла не возникнуть. В 1964 году автору ТРИЗ было уже ясно, что изобретательская деятельность человека осуществляется по определенным законам, правилам, принципам, которые можно выявить, изучая существующие авторские свидетельства и патенты. Слишком смелая, часто невозможная для осуществления «в металле», изобретательская идея естественно становится идеей фантастической. Идеи, на которые слишком рано требовать патент, могут быть описаны лишь на страницах научно-фантастических произведений...

В начале семидесятых, использовав классификацию идей из Регистра и приемы ТРИЗ, П.Амнуэль и Р.Леонидов разработали еще одну методологию конструирования научно-фантастических идей (НФИ): конструирование по приемам. Анализ НФИ показал, что каждая идея может быть получена как результат изменения некоей реалистической идеи (явления, объекта) с помощью того или иного ПРИЕМА. Был сформирован список приемов РТВ, лишь частично совпадавший с аналогичными приемами ТРИЗ.

Расскажу лишь о нескольких приемах, чтобы стало ясно, о чем идет речь.

<…> В бухте появился страшный хищник, способный лодку с людьми превратить в плоский блин. И что странно: никто этого монстра никогда не видел. <…>

Так начинается рассказ советского фантаста Севера Гансовского «Хозяин бухты». Оказалось, что в воде жили миллиарды микроорганизмов, которые в минуту опасности объединялись в единое существо, способное переломить хребет акуле. Опасность исчезает, и существо тут же распадается на миллиарды составляющих. Вот и попробуй побороться с таким чудовищем!

Гансовский использовал прием ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Очень популярный в фантастике прием — СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ.

Фантастические идеи, полученные с помощью этого приема, любопытны и парадоксальны. Вспомним рассказ Уильяма Тэнна «Срок авансом». Как известно, если кто-то кого-то убьет, то получит большой срок заключения, если не «вышку». Это в наши дни. А в мире будущего все наоборот. Некто является в суд, заявляет, что намерен убить своего врага. и получает за это срок. Отсидев (за хорошее поведение — половину срока), некто получает полное право отыскать этого врага и убить его. Согласитесь, нетривиальная идея, отличная работа воображения, а сколько психологических коллизий! Ведь герой рассказа вовсе не объявляет заранее, кого из своих знакомых он намерен «пришить», вернувшись из заключения. Десятки людей, с которыми он был так или иначе связан, теряют покой — кто из них?

Среди приемов развития воображения прием НАОБОРОТ стоит особняком. Причина простая: с ног на голову можно ведь ставить не только вещи, явления или ситуации, но и приемы развития воображения. Например, вместо приема объединения получим ДРОБЛЕНИЕ. Вспомним лемовскую идею передачи людей на расстояние. Сначала профессора Тарантогу РАЗДРОБИЛИ на отдельные атомы, а потом, в другом уже месте, эти атомы ОБЪЕДИНИЛИ в милого профессора.

Анализ Регистра показал, что у фантастов есть приемы, которыми изобретатели не пользуются и которых нет в списке приемов ТРИЗ — слишком уж они сильны. Например: если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным, — измените его. Это прием ИЗМЕНИТЬ НЕИЗМЕНЯЕМОЕ.

Пример: астроинженерная деятельность. Переделка небесных тел: астероидов, планет и даже звезд и галактик.

К области астроинженерной деятельности («изменить неизменяемое») относится, например, переделка климата планет — прежде всего Марса и Венеры. В 1961 году Карл Саган предложил распылить в атмосфере Венеры простейшие водоросли, которые перерабатывают углекислый газ в кислород. Аналогичным образом было предложено (автор проекта М.Д.Нусинов) изменить и климат Марса.

Но ведь на самом деле обе эти идеи пришли из фантастики! Еще в тридцатых годах герои романа Олафа Степлдона «Последние и первые люди» начали создавать на Венере кислородную атмосферу. Впоследствии к этой задаче обращались герои «Большого дождя» П.Андерсона, «Плеска звездных морей» Е.Войскунского и И.Лукодьянова и др.

Другая идея, полученная с помощью этого приема: управление тяготением. Ученые и сейчас считают, что это невозможно. Но разве это мешает фантастам создавать интересные произведения? Герберт Уэллс в романе «Первые люди на Луне» изобрел вещество «кейворит», которым можно отгородиться от поля тяжести.

Есть в фантастике еще управление разбеганием галактик («Порт Каменных Бурь» Г.Альтова), управление процессами зарождения жизни на планетах («Великая сушь» В.Рыбакова), изменение мировых постоянных — скорости света и постоянной Планка («Все законы Вселенной», «Крутизна», «Бомба замедленного действия» П.Амнуэля).

Вот еще прием, используемый фантастами: ВЫНЕСЕНИЕ.

В ТРИЗ его называют приемом «отделения функции от объекта». Заключается прием в следующем: нужно отделить от объекта одно из его главных свойств. Или наоборот — приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта.

Космические корабли должны иметь двигатели (ведь это транспортное средство) и создавать условия для жизнедеятельности экипажа (в сущности, выполнять функции огромных скафандров). А теперь отделим от космического корабля эти два его основных качества. Отделив от корабля свойство создавать условия для жизни экипажа, мы получим всего лишь корабль-автомат, которым управляет экипаж, находящийся на Земле. И долгое время никому в голову не приходило, что от космического корабля (или от простого корабля, или от подводной лодки) можно отделить такую неотъемлемую часть как двигатель.

Прием «отделить функцию от объекта» не говорит, что функция исчезает вовсе. Просто ее перемещают в другое место: корабль летит в космосе, а его двигатель стоит на Земле. В 1896 году французские фантасты Жак Ле Фор и Антуан де Графиньи опубликовали повесть «Вокруг Солнца». Русский физик П.Н.Лебедев лишь два года спустя после выхода этой повести начал свои опыты, которые еще через несколько лет привели к открытию давления света на твердые тела. А герои повести «Вокруг Солнца» поставили на Земле огромный прожектор, направили его луч на корму космического корабля, и давление света заставило корабль улететь в космос. Полет на острие светового луча в 1896 году был для науки таким же нонсенсом, как сейчас — вечный двигатель…

В середине пятидесятых годов, когда первые счетно-вычислительные машины выполняли в секунду каких-то две–три тысячи операций, а в СССР кибернетика числилась еще в продажных девках империализма, А.Азимов опубликовал рассказ «Все грехи мира» о суперкомпьютере, в который стекается информация обо всем, что происходит на планете. Информация о людях — в том числе. Взял фантаст «обычный» компьютер, использовал прием УВЕЛИЧЕНИЯ.

В фантастике сотни интереснейших идей, связанных с будущим кибернетики. Многие сбылись. Многие сбудутся. Румынский писатель Раду Нор (рассказ «Живой свет», 1959 год) писал о думающей машине размером с молекулу (прием УМЕНЬШЕНИЯ). Станислав Лем в романе «Непобедимый»” — о цивилизации микророботов (УМЕНЬШЕНИЕ). Это — очередное поколение компьютеров, проблема, над которой ученые задумались всерьез в начале ХХI века.

Еще один прием — УСКОРЕНИЕ (и соответственно — ЗАМЕДЛЕНИЕ): выбрать объект или процесс и ускорить его действие до такой степени, чтобы возникло новое качество. Герой рассказа Герберта Уэллса «Новейший ускоритель» выпивает некий препарат, и все процессы жизнедеятельности в организме ускоряются во много раз. Он все делает так быстро, что окружающий мир для него как бы застывает. Люди, подобно черепахам или улиткам, медленно-медленно переставляют ноги — герой рассказа успевает пройти целый квартал, прежде чем кто-нибудь другой делает шаг. Скоро он замечает, что на нем начинает тлеть одежда — он (на самом-то деле!) двигается так быстро, что от сопротивления воздуха нагревается до высокой температуры! Ему кажется, что он медленно прикасается пальцем к металлу — на самом деле это происходит так быстро, что палец может сломаться…

Сочетание приемов УСКОРЕНИЯ и ИЗМЕНЕНИЯ НЕИЗМЕНЯЕМОГО: если звездолетам всегда суждено (как утверждает теория относительности) двигаться медленнее света, то прием ускорения требует увеличить скорость света. Идею ускорения света в импульсном режиме предлагает герой рассказа Г.Альтова «Полигон “Звездная река”» (1960 год).

Прием УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ (ОБОБЩЕНИЯ) позволяет сделать идею изменения скорости света еще более фантастической — речь идет об изменении всех законов природы («Все законы Вселенной» П.Амнуэля, 1968).

Какой должна быть следующая идея, полученная с помощью этого приема? Разве не ясно: очередное обобщение: не только человек может менять законы природы, но и другие цивилизации тоже этому научились. В 1971 году С.Лем опубликовал эссе «Новая космогония», в котором сделал фантастическое «открытие»: известные нам законы природы, утверждал фантаст, являются результатом совместной деятельности внеземных цивилизаций! Польский фантаст воспользовался приемом «СДЕЛАТЬ ИСКУССТВЕННЫМ». Наука полагает, что законы природы — естественное свойство материи? Сделаем их искусственными. И другой важный принцип фантазирования соблюден — мы говорили, что изменять прежде всего нужно то, что, казалось бы, никаким изменениям не поддается? Законы природы — из этой категории «неизменяемых» объектов.

Исследуя НФИ, собранные в Регистре, Г.Альтов показал, что многие фантастические идеи можно получить, применив метод, используемый также в изобретательстве. Это

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Цель метода — систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта. Как и при работе с этажной схемой, выбираем объект, который хотим исследовать. Затем составляем список всех мыслимых характеристик выбранного объекта (для простоты можно выбрать одну–две главные характеристики). После этого для каждой характеристики перечисляем все мыслимые варианты. В результате получаем таблицу, на одной оси которой выписаны все параметры объекта, а на другой — все варианты и значения этих параметров. Отбираем те клетки таблицы, в которых заключены самые невероятные сочетания параметров.

Выберем в качестве примера автомобиль. Список характеристик: двигатель, движитель, кабина, горючее, опора, система управления, дорога… Вот варианты этих характеристик:

1. Двигатель: а) внутреннего сгорания, б) внешнего сгорания, в) электрический, г) магнитогидродинамический, д) реактивный, е) паровой, ж) турбовинтовой, з) газотурбинный, и) атомный, к) термоядерный, л) плазменный…

2. Движитель: а) колесо, б) гусеницы, в) ноги, г) винт, д) струя…

3. Расположение двигателя по отношению к кабине: а) впереди, б) сверху, в) сзади, г) снизу, д) сбоку, е) вне объекта…

4. Источник энергии: а) горение топлива, б) электрическая батарея, в) распад атомных ядер, г) ядерный синтез, д) химические процессы, не связанные с горением, е) ветер, ё) Солнце…

5. Расположение источника энергии: а) в автомобиле, б) вне автомобиля…

6. Опора: а) движитель, б) пол кабины, в) полозья, г) воздушная подушка, д) паровая подушка, е) магнитная подушка…

7. Управление: а) ручное, б) автоматическое, в) полуавтоматическое, г) дистанционное, д) биотоковое…

8. Дороги: а) с твердым покрытием, б) грунтовые, в) жидкие, г) отсутствие дорог…

Конечно, этот список весьма неполон, и вы можете заполнить «морфологический ящик» более плотно. Обычному автомобилю в нем соответствует следующее сочетание: 1а–2а–3а–4а–5а–6а–7а–8а… Уже в этом «малом морфологическом ящике» содержатся около 100 тысяч возможных (а также и технически невероятных) комбинаций-вариантов автомобиля. Здесь наверняка есть автомобили близкого и далеко будущего (найдите их!), и автомобили, которые никогда не будут сконструированы. Вот, например, одно из необычных сочетаний: 1д–2в–3е–4е–5б–6г–7д–8г. Двигатель реактивный и расположен вне автомобиля, например, на заправочной станции; работает на солнечной энергии; передвигается при помощи ног; управление биотоковое; автомобиль может двигаться совсем без дорог, способен, например, взбираться на горные кручи…

Объединив конструирование НФИ по приемам и морфологический анализ, Г.Альтов создал еще один метод РТВ:

МЕТОД ФАНТОГРАММ.

Фантограмма представляет собой трехмерную таблицу — двумерный морфологический ящик дополняется осью ИЗМЕНЕНИЯ ПО ПРИЕМАМ.

Фантограмма потенциально содержит намного больше идей, нежели способен дать морфологический анализ, поскольку каждая из идей, полученных морфологическим методом, многократно изменяется, приобретая фантастические качества...

Основные разработки автора ТРИЗ:

40 приёмов устранения технических (стандартных – в МТРИЗ) противоречий (Ас-каталог в МТРИЗ), 1946-1971,

Таблица основных приёмов (А-матрица в МТРИЗ) для устранения типовых технических противоречий, 1946—1985,

Таблица для устранения физических (радикальных – в МТРИЗ) противоречий (Аф-каталог в МТРИЗ), 1956-1985,

Регистр современных научно-фантастических идей, 1964 и позднее,

Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ), 1956-1985,

Указатели физических, химических, биологических эффектов, 1970-1980,

Законы развития технических систем, 1975-1980,

Стандарты на решение изобретательских задач, 1977-1985,

Фонд Достойных Целей, 1985,

Основные работы Г.Альтшуллера:

О психологии изобретательского творчества / Вопросы психологии, 1956, № 6.

Как научиться изобретать. 1961;

Десять процентов приключений. 1963;

Основы изобретательства. 1964;

Алгоритм изобретения. 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.);

Творчество как точная наука. 1979;

Крылья для Икара. 1980;

И тут появился изобретатель. Дет. литература. 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.);

Профессия – поиск нового. 1985;

Найти идею. Наука, 1-е издание, 1986; 2-е издание, 1991; 3-е изд., доп., Петрозаводск: Скандинавия, 2003;

Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). 1989;

Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. 1994.

АЛЬТШУЛЛЕР Г.С. ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО И КОТОРОЕ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, БЫЛО (ссылка в источнике)


Источник: altshuller.ru

Комментарии: