Если вы сели на унитаз задом-наперед и начали лизать крышку, параллельно сря, то вы, наверное, тупайя

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Если вы сели на унитаз задом-наперед и начали лизать крышку, параллельно сря, то вы, наверное, тупайя. Именно так ведут себя эти зверушки с несколькими видами непентесов на острове Борнео (малайзийское название Калимантана). Оба участника симбиоза получают питательные ништяки: тупайя — сладкие выделения растения, непентес — несладкие выделения животного, богатые дефицитным азотом. И как показывает недавнее исследование фекалоядных непентесов, их пищевая стратегия весьма эффективна. ???

Изысканные кувшинчики растений рода Nepenthes, в котором свыше 160 тропических видов, — это прежде всего листья-ловушки, куда попадают беспечные насекомые, польстившиеся на вкусный эксудат нектарников: лакая его, они нечаянно поскальзываются на краях кувшинчика, падают внутрь и перевариваются в ферментах, после чего рассасываются в виде нутриентов по всему телу хищного растения. Такой вариант питания обусловлен тем, что непентесы растут на бедных питательными веществами почвах на основе песчаника, известняка, гранита или — в случае Борнео — ультраосновных магматических пород с токсичными концентрациями никеля и магния. При этом чем выше в горы, тем более кислой становится почва и тем меньше в ней азота — в таких условиях растения просто вынуждены становиться хищниками, ведь животные являются достаточно азотистыми деликатесами.

Но вот незадача: муравьи, обычно составляющие преимущественную долю рациона непентесов, выше 2300 метров на горе Кинабалу не встречаются — там для них слишком влажно, а калимантанские непентесы как раз-таки любят постоянно увлажненные почвы. Приходится питаться более крупными, но менее обильными членистоногими — жуками, тараканами, уховертками, многоножками... А ежели противно, ну что ж, остается одно — жрать гав... гав-гав! Нет, мы слишком интеллигентные, чтобы писать неприличные слова, так что просто решили полаять (и неужели вы думаете, что мы не знаем, через какую букву пишется «гувно»?). ? Кстати, такой переход к симбиозу с какающими животными не известен среди непентесов за пределами Борнео.

Кувшинчик Nepenthes lowii всем своим обликом прямо-таки приспособился под попку человека. Он выглядит как фирменный унитаз: внизу чаша расширена, выше элегантно сужается и к самому верху расширяется в эргономичный стульчак, увенчанный открытой крышкой. Ну а тупайя тоже человек — когда-то тупай даже включали в отряд приматов (сейчас их относят к собственному отряду тупай). Горная тупайя (Tupaia montana) садится на непентубзик как умеет: держася лапками за край и мордой к крышке — на ней сочится углеводистый секрет. В процессе слизывания зверек испражняется — зеленый унитаз доволен. Согласно анализам, от 57 до 100% азота в листе-толчке (тоже лист-ловушка, но ловушка для какашек) происходит от экскрементов тупайи. Насекомые, похоже, даже не интересуют растение: край у кувшинчика не скользкий — для ловли букашек не подходит, зато под лапки дефекатора — как раз. Что, впрочем, не мешает тупайям время от времени срываться со стульчака и падать в чашу со всеми растекающимися последствиями. ?

А вот эндемичный для горы Кинабалу Nepenthes rajah — обладатель самых крупных ловушек среди непентесов да и, наверное, хищных растений вообще (рекорд 41x20 см) — привлекает в качестве унитаза не только горных тупай, но и кинабулийских крыс (Rattus baluensis). Каждые четыре часа кто-то из них обязательно посещает растение по-большому, причем если тупайя делает это днем, то крыса — ночью. Двойная выгода! Круглосуточный каказот! И это помимо того, что столь дородный непентес регулярно питается муравьями (он произрастает на высоте 1500–2650 метров) и другими беспозвоночными, а иногда и неловкими позвоночными животными, от лягушек до зверушек.

Еще один непентес, обласканный попочкой горной тупайи, — Nepenthes macrophylla. Помимо нее на его кувшинчиках частенько наблюдают черноочковую белоглазку (Zosterops emiliae) — птичку, которая также беззастенчиво сикает туда пометом. А низинный Nepenthes hemsleyana 34% листового азота получает от гуано гладконосов Хардвика (Kerivoula hardwickii) — летучих мышей, которые используют кувшинчики в качестве места для сна, а заодно и туалета. Не будем забывать и о Nepenthes mollis, в котором живет и какает (и квакает) веслоногая лягушечка Philautus nepenthophilus, описанная в прошлом году.

Наконец, ученые заметили наводящую на размышления повышенную концентрацию азота-15 в образцах кувшинчиков Nepenthes burbidgeae и Nepenthes ? alisaputrana (гибрид N. burbidgeae с N. rajah). Высокая концентрация этого изотопа характерна для непентесов-копрофилов, однако никаких какунов конкретно на этих двух видах покамест замечено не было. Учитывая схожую морфологию и экологию их с N. rajah, крупнейшим «туалетным непентесом» (официальный термин!), кто-то наверняка в них дрищет втихаря, уверены биологи. Осталось только вычислить этих таинственных скрытносерь. Уж не вы ли это часом, ась? ?

Текст: Виктор Ковылин / The Batrachospermum Magazine

Научная статья: https://doi.org/10.1093/aob/mcac134


Источник: doi.org

Комментарии: