![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
«Электронная почта» нашего мозга: что нужно знать о памяти |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-12-12 12:47 ![]() Построение осознанных отношений с телом и мозгом — один из самых популярных запросов современного человека. Управление некоторыми функциями нервной системы (в том числе и памятью) может сделать нашу жизнь значительно лучше. О том, что такое память, как она формируется и как научить ее работать на себя, рассказал биолог Вячеслав Дубынин на образовательной конференции «ПоTalkуем». Изучать память всерьез начали 120 лет назад. В основе современной нейробиологии лежат работы русского ученого-физиолога Ивана Павлова, известного экспериментами на собаках. К слову, на собаках современные ученые больше не работают, собаки — это слишком большой и ценный объект. В нашем мозге около 90 миллиардов нервных клеток, это в десять раз больше, чем жителей на нашей планете. При этом каждый нейрон формирует от трех до десяти тысяч контактов. Представьте, что у вас в кармане есть записная книжка, в которой пять тысяч человек, и вы регулярно созваниваетесь с каждым, чтобы обменяться информацией. Основная область нашей долговременной памяти — кора больших полушарий мозга. За кратковременную память отвечает небольшая зона в глубине височных долей, гиппокамп. Когда мы говорим о памяти, мы подразумеваем существование и возникновение в нашем мозге стабильных каналов для передачи информации. Сигнал начинает надежно передаваться из пункта А в пункт Б, от нейрона к нейрону. Восприятие объекта или ситуации обретает связь с реакцией. Устройство памяти можно сравнить с принципами работы электронной почты. Если вы регулярно обмениваетесь письмами с одним и тем же адресатом, его e-mail со временем автоматически появляется в предложенных. Похожим образом функционирует память: сигнал стремится от одной нервной клетки к другой, запускает выделение химического вещества (нейромедиаторов), достигает конечного пункта и создает реакцию. Кратковременную память легко переполнить однотипной информацией. Это можно назвать «эффектом музея» — в первый час прогулки по Эрмитажу все кажется красивым и интересным, но через определенное время все фламандцы сливаются в одно единое цветовое пятно и совсем не вызывают восторгов. Как же разгружать кратковременную память? Менять виды деятельности, переключаться с умственной деятельности на физическую. После 15-20 минут быстрой ходьбы мозг начинает работать гораздо эффективнее. Основная часть процесса перезаписи информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во сне, именно поэтому так важно спать достаточное количество времени. Важно осознанно ограничивать себя от негативной информации. Она эмоционально значима, соответственно, останется в долговременной памяти, и от нее будет очень непросто избавиться Древние римляне на пирах с помощью рвотного рефлекса избавлялись от лишнего, но с мозгом так просто не получится. Отличный нейромедиаторный коктейль для развития памяти: новизна, общение с друзьями и семьей, альтруизм и волонтерская деятельность, физическая активность и искусство. Для укрепления долговременной памяти полезны публичные выступления и получение позитивной и негативной обратной связи от слушателей. Если такая активность дается вам сложно, начните выступать наедине перед видеокамерой. Четыре условия успешного формирования долговременной памяти, которые в исходном виде сформулировал еще Иван Павлов: Чем больше эмоций вы получаете в процессе изучения нового, тем быстрее запоминается информация. Серьезная информация не усваивается с одного раза, нужно повторно «загружать ее на гиппокамп», чтобы он вновь и вновь пытался «переписать» ее на большую кору. Поэтому выражение «повторение — мать учения» является чистой правдой. В процессе обучения новому не должно быть сильных отвлекающих факторов. Мозг — процессор с ограниченными возможностями. Если в него загружено слишком много процессов, они начинают мешать друг другу. При работе с новой информацией многозадачность значительно снижает качество его функционирования. Запоминанию новой информации мешают избыточный стресс, недостаток движения и неправильное питание. Для развития долговременной памяти важно создать необходимый эмоциональный фон, создать установку: «Я делаю это, потому что мне интересно или, если я этого не сделаю, мне будет некомфортно». Когда объединяется позитивное и негативное подкрепление, стимул становится достаточным для того, чтобы успешно справляться с какой-либо деятельностью. Но не давите на себя слишком сильно, иначе стимул может перерасти в хронический стресс. Учитесь выкидывать нежелательные мысли из головы, записывая их на бумаге. При переводе информации на внешний носитель мозг снимает с себя обязанность хранения этих данных Если речь идет о психотравмах, то помогает когнитивно-поведенческая терапия. В последние годы информация стала чрезмерно доступной, что привело к формированию «клипового мышления». Так называют алгоритм восприятия коротких информационных блоков по 10-15 минут на разные тематики. Беды в этом нет, но при столь скором перескакивании с объекта на объект много информации остается в кратковременной памяти. Еще один широко используемый в медиа термин — «информационный фастфуд». Фастфудом мы называем не очень полезную, доступную и вкусную еду быстрого приготовления, которая во многом ломает нам обмен веществ. С информацией то же самое — скроллинг ленты для получения заряда эмоций мешает процессу перезаписи информации из кратковременной памяти в долговременную. Мозг — абсолютно необъятная область, и чем дальше продвигаешься в его изучении, тем интереснее! Вячеслав Дубынин Доктор биологических наук, профессор биофака МГУ, специалист в области физиологии мозга Источник: vk.com Комментарии: |
|