![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Дрейф по поверхности |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-12-24 23:52 ![]() Модели для новой ментальности В первую очередь своеобразной моделью постмодернистского сознания является ментальность индивида, особенно рутинизирующая стратегия. Но он еще не знает противоречий, а постлогоцентрик имеет дело со множеством уже прожитых и переработанных культурой. Теперь они не вызывают страданий, так что он пускается в поверхностный дрейф по смысловому полю культуры с атомизованными, разобранными, совершенно отчужденными феноменами, которые именно благодаря этим свойствам собраны в неосинкрезис. Современный неосинкрезис вызвал актуализацию магического с его специфическим коннотативным мышлением. Речь в данном случае может вестись и о буквальном всплеске неоязычества. В мифологический период ни на чем всерьез не останавливаться и воспринимать все с иронией было свойством трикстера (возможно, своеобразной репетицией были интеллектуальные практики античных софистов). Также предвестниками новой ментальности были трагические порой одиночки вроде Ницше, Стриндберга, Фрейда. Модерн - уже начало трансформации. «В своих крайних вариантах противоположные концепции колеблются от понимания постмодернизма как результата эволюции и развития принципов модернизма (Э. Гидденс, Х. Летен, С. Сулеймен) до его интерпретации как отказа от нереализованных проектов модерна (Ю. Хабермас) и акцентирования противопоставления постмодернизма модернизму (Р. Кунофф, Г. Кюнг, А. Хорнунг, Г. Хоффманн и др.). По-видимому, в масштабе краткосрочных исторических конъюнктур справедлива вторая точка зрения, а в отношении длительных – первая» . Антииерархизм, локализм, деконструктивизм, эклектика - основные черты постмодернизма. Соответствующему сознанию свойственна переходность как принцип и нормальное состояние. Опыт вновь становится нерасчлененным - из-за множества горизонтальных связей между элементами культурных феноменов, воспринимаемых как часть текста или сами тексты. Постмодернизм, находясь в этом состоянии, начинает отрицать бинарный принцип. К предшествующему опыту сформировалось музейное отношение - он не востребован новым сознанием. Лишь как повод для иронических пародий. Делёз говорит о бесформенном хаосе, что отличия между феноменами невозможно обозначить в связи с отсутствием эталона . Это третий раз в истории, когда знаковые формы замкнулись на себя. Первый - появление письменности, второй - логоцентризма. Однако теперь знаки растворили в себе реальность. Постмодернизм - наиболее яркое выражение падения логоцентризма, но им дело не ограничивается, он как яркая вершина айсберга. Деконструкция обнаруживает волю к власти за стремлением к истине . «Это огромная бесконечная работа, которая постоянно должна избегать опасности классического проекта науки с её тенденцией впадать в научный эмпиризм. Работа предполагает существование своего рода двойного регистра практики грамматологии: необходимости одновременного выхода за пределы позитивизма и метафизического сциентизма и выявления всего того, что в фактической деятельности науки способствует высвобождению её от метафизических вериг <...>. Необходимо консолидировать и продолжать всё то, что в практике науки уже начало выходить за пределы логоцентрической замкнутости». Постмодернист прокладывает дорогу для постличности или новой естественности. Сам он еще не постличность, но уже явно и не классическая. Он чувствует себя комфортно в новых условиях. Его сознание - модель для будущей ментальности. Постмодернистское сознание в определенной степени смыкается с сознанием древним, мифологическим. «Ризома», метод деконструкции напоминают первобытное мышление. Это и отказ от «центрирующей мифологемы», и иммунитет к противоречиям, фрагментарность, открытость побочным и ассоциативным значениям. Движение мысли в обоих случаях идет не по последовательной прямой, а прихотливыми зигзагами. Постмодернист обладает намного более изощренным интеллектуальным инструментарием. Для архаика вещь и ее знак неразделимы, для постмодерниста вещь растворена в значениях и без них по сути не существует. #Деконструкция превращает структурную связь в присоединительную. Но это новый уровень, здесь мышление предполагает предварительное знание о мире и о конкретном феномене, способно к интерпретации. Нужна способность к ювелирным аналитическим процедурам. У архаика разум еще не проснулся, у постмодерниста опустил руки от наплыва информации. «Текстовый анализ требует, чтобы мы представляли себе текст как ткань (таково, кстати, этимологическое значение слова текст), как переплетение разных голосов, многочисленных кодов, одновременно перепутанных и незавершённых. Повествование - это не плоскость, не таблица; повествование - это объём, это стереофония <...>» «Форма существования смысла <...> - не развёртывание, а взрыв: позывные, вызов принимающего, проверка контакта, условия соглашения и обмена, взрывы референций, вспышки знания, более глухие толчки, идущие «с другой площадки» (из сферы символического), прерывность действий, относящихся к одной цепочке, но не связанных натуго, всё время перебиваемых другими смыслами». «Текстовый анализ не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст, взятый в целом как следствие определенной причины; цель состоит скорее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтекстовом пространстве <...> Наша цель - помыслить, вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означивания» . Деконструкция - в известном смысле попытка понять противника, ведя разговор на его языке. «Коды важны для нас лишь как отправные точки «уже читанного», как трамплины интертекстуальности: «раздёрганность» кода не только не противоречит структуре <...>, но напротив, является неотъемлемой частью процесса структурации. Именно это «раздёргивание текста на ниточки» и составляет разницу между структурой (объектом структурного анализа) и структурацией (объектом текстового анализа» . Все это напоминает камлания древнего шамана. Фреймы и блуждающий центр близки архаической ментальности также, но попытки постмодернизма отрицать центр и периферию, как принадлежность любой структуры - самообман . Иерархии для постмодерниста - вещь не обязательная и не существенная, но это чисто теоретически. Постмодернизм - очень влиятельное явление, но он преувеличивает свою значимость. Свое противодействие метанарративизму, логоцентризму и прочим «правилам игры» он осуществляет посредством именно этих правил - стройной логической аргументации. К тому же постмодернист вписан в определенные социальные страты, имеет социальную роль. Новая культурная парадигма всегда видит себя вытеснившей любые другие альтернативы. Однако в социальном плане постмодернизм занимает довольно узкую нишу. Падения рационализма и всех возможных иерархий скорее всего не будет. Лишь некоторые иерархические структуры распались, во многом потому, что европейское сознание привыкло к состоянию перманентного отчуждения, которое ранее переживалось очень мучительно. Есть эзотерическая и экзотерическая составляющие постмодерна. Постмодернисты-классики действительно совершали открытия и прозрения. 2 и 3 эшелон уже отличаются определенным лицемерием. «Нам приходилось встречать таких постмодернистски настроенных литераторов, для которых в свалке разрозненных, релятивных и фантомных «следов» неявно существующего мира две вещи абсолютно несомненны и святы - тираж и гонорар. По таким параметрам этот мир они в основном и оценивают». Ответственный постмодернизм имеет тенденцию к смягчению радикализма. Текстовый анализ Барта пришел в итоге к языку, способному порождать смыслы. В принципе имеется тенденция к существенному ограничению постмодернистских принципов, это, например, постнеклассика. Все больше компромиссов между инновационной и традиционной парадигмами в философии и искусстве. Ему нет масштабной альтернативы, но есть контртенденции. Постмодернизм с его мыслительными конструктами и идейными установками начинает банально надоедать. Как бы там ни было, постмодерн отражает процесс смены макропарадигмы, образ и символ исчерпания логоцентризма, но он является еще только путем к новому сознанию. Постнеклассическое знание скорее всего заменит постмодернизм в философии в качестве передовой парадигмы. Постмодернистский интеллект растекается по синкрезису разобранных, изученных и осмысленных феноменов. Постмодернизм - это отрефлексированное отрицание логоцентризма изнутри него самого. Продолжение следует Источник: vk.com Комментарии: |
|