Что не договаривают сторонники ПП?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Маркетинговые технологии манипулирования сознанием прочно вошли в нашу жизнь. Не обошли стороной они и собаководство. Сталкиваясь с тем как новоявленные коучи от кинологи манипулируют владельцами собак, только диву даёшься от их наглости и беспринципности в погоне за прибылью.

Ярким примером такого манипулирования является тема «положительного подкрепления» (далее «ПП»). Примерно с 2010 года тема позитивного воздействия на собак во время обучения и дрессировки стала сверх актуальна. То, что раньше было естественной составляющей полноценного процесса обучения, стало представляться как нечто целое и уникальное. На всевозможных семинарах, мастер-классах и пр. собаководов стали настойчиво убеждать, что лишь ПП является панацеей в работе с четвероногими питомцами. Лишь ПП способно дать владельцу полный контроль над поведением собаки и вывести её послушание на небывалый уровень.

Попутно к рассказам о преимуществах системы дрессировки основанной на ПП стали добавляться ужастики, демонизирующие иные методы обучения. Инструктора по дрессировке собак не использующие в должной мере ПП, стали представляться как жестокие и непрофессиональные люди, издевающиеся над бедными собаками.

Обязательным условием успешного поиска клиентов у дрессировщиков стало обязательное упоминание мантр о гуманности своей работы, о полном отсутствии принуждения, о неиспользовании в работе строгих или электрических ошейников.

В дополнение к обещаниям, в профильной литературе, стали появляться теоретические обоснования исключительности работы на ПП. Но если попристальнее посмотреть в эти «теоретические обоснования», обнаружится, что там тоже происходят банальные манипуляции и подмена понятий.

Давайте рассмотрим типичный случай.

Вот диаграмма процесса обучения собаки, с которой все согласны. Согласны все, потому что это научно доказано многочисленными трудами учёных. ( Рис 1).

Однако, можно сделать небольшой подлог, что-то не договорить, а что-то исказить и мы увидим совершенно другую картину ( Рис 2).

Обратите внимание как небольшие дополнения и искажения говорят владельцу собаки, что успехом работы с его питомцем будет только метод «пряника».

В методе «пряника» нас убеждают, что манипулировать поведением собаки можно всего лишь выдавая или не выдавая поощрение, а в методе «кнута» лишь наказывая или не наказывая собаку.

Посмотрев на эту диаграмму любой здравомыслящий собаковод конечно же выберет метод «пряника», как исключительно позитивный и положительный. И попутно у него вызовет отторжение "традиционная дрессировка" как негуманная и построенная на жестокости.

На самом деле ничего нового эта диаграмма не показывает, всё это известно уже 100 лет. Открыв любую книгу по служебному собаководству можно увидеть и пищевой метод дрессировки (метод «пряника») и механический метод дрессировки (метод «кнута»). Каждый из методов имел свои достоинства и недостатки. Но в результате долгой и кропотливой научной работы в СССР был создан контрастный метод дрессировки (метод «кнута и пряника»). И именно этот метод является самым эффективным и надежным в работе с собаками любых пород и возрастов. И именно этот метод называется «традиционной дрессировкой», а вовсе не метод «кнута»!

Что из себя представляет метод «кнута и пряника»? Сбалансированную и гармоничную систему воспитания, обучения и подчинения собаки.

Обратите внимание, что эта диаграмма почти идентична первой, с которой все согласны ( Рис. 3).

Получается, что промежуточная диаграмма с «пряником» и «кнутом» неправильная? Вовсе нет, она правильная, только ещё 100 лет назад поняли, что перекос в обучении в пользу «пряника» или «кнута» чреват, в одном случае неподчинением собаки, а в другом её угнетённым состоянием. И тот и другой методы по отдельности не дают необходимой стабильности в управлении и позитивного психоэмоционального состояния собаки. Только грамотное и сбалансированное сочетание этих методов позволяет получить управляемого и позитивного питомца.

Кстати, ведущие зарубежные специалисты по дрессировке собак ( Райзер, Беллон, Балабанов и др.) несколько лет назад дружно заговорили о «балансном методе» обучения, сочетающего в себе как положительное подкрепление, так и наказание. А так называемый «балансный метод» и есть в своей основе метод кнута и пряника или как правильно его называть «традиционный метод».

Поэтому, выбирая себе специалиста обращайте внимание не на красивые обещания об использовании ПП, а на то, насколько этот специалист в состоянии, грамотно обучить вашего питомца, аргументированно выбирая тот или иной метод, в зависимости от индивидуальных особенностей вашей собаки.

Только разумное чередование принуждения и поощрения позволяет сделать процесс обучения комфортным, а выполнение команд надёжным!

Александр Журавлев.

Источник : Кинологический лекторий "PRO-K9"


Источник: vk.com

Комментарии: