Алексей Кан: «На цифровое бурение придется до 80% всех строящихся скважин «Мессояхи»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-12-27 11:18

цифровизация

Москва, 22 дек - ИА Neftegaz.RU. На Восточно-Мессояхском месторождении (Гыданский полуостров ЯНАО) началось строительство новой скважины с использованием технологий искусственного интеллекта. Это уникальная для России программа полного цикла: от создания компьютерной модели скважины до ее воплощения в сложных геологических и климатических условиях ямальской автономии. Первый в Заполярье проект цифрового бурения реализуется на глубоких и сложных для разработки ачимовских горизонтах. О главных результатах пилота и «умных» технологиях в бурении и добыче мы поговорили с генеральным директором «Мессояханефтегаза» Алексеем Кан.

– Алексей Геннадиевич, сейчас на Восточной Мессояхе идет бурение второй по счету «цифровой» скважины. Первая вышла из-под станка еще в сентябре, и новость об этом вызвала огромный интерес в профессиональном сообществе. Расскажите о сути проекта.

– Проект цифрового бурения при всей его инновационности – это закономерный этап технологического развития компании в целом. Мы давно работаем с «цифрой», программные решения прошивают все операционные процессы и реально помогают нам управлять нефтедобычей. Так что цифровизация бурения – этап эволюционно обусловленный. Пилот мы реализовали в два этапа. На первом создали компьютерный проект скважины. На втором – приступили к бурению с применением технологий искусственного интеллекта. Суть в следующем. В буровую установку был интегрирован программный комплекс, который в режиме автопилота позволяет выполнять стандартные буровые операции с учетом геологических параметров и динамических процессов, происходящих в пласте в ходе строительства скважин.Успех вдвойне ценен потому, что бурение велось на глубине три тысячи метров – это ачимовский нефтеносный горизонт, один из самых сложных для разработки.

01.JPG

– И как повлиял на характеристики проекта тот факт, что он реализован на ачимовке?

– Ачимовские толщи сами по себе вызов: нефть лежит глубоко, коллектор сложный, давление в пласте аномально высокое, выбор плотности технологических растворов ограничен. Все это в совокупности делает цикл строительства ачимовских скважин одним из самых длинных и сложных. Впервые мы забурились на ачимовку в 2019 г. Тогда скважина общей глубиной 3,2 тыс. м дала фонтанирующий приток нефти с запускным дебитом приблизительно в восемь раз выше среднего по Мессояхе. В целом запасы ачимовки оцениваются по Мессояхской группе в 35 млн т нефти, геологические ресурсы – в 111 млн т. Чтобы извлечь эту нефть рентабельно, нужны комплексные технологические решения, и цифровизация как раз становится ключом к безопасной и эффективной разработке таких трудных запасов за счет автоматизации стандартных технологических операций, оптимизации ресурсов и высокой точности принимаемых решений. По этому проекту в начале 2023 г. мы построим на ачимовке еще две «цифровые» скважины. И если сейчас мы модернизировали под цифровое бурение один станок, то в 2023-м их станет уже пять – мы предполагаем, что в проект активно включатся отечественные буровые и сервисные компании. Планируем, что в горизонте трех лет цифровым бурением будет охвачено до 80% всех строящихся на Мессояхе скважин.

– В чем для компании профит от применения «цифры»?

– Проект цифрового бурения показал, что системы автоматизации действительно могут заменять человека, в некоторых операциях – полностью. Сразу подчеркну: речь не о том, чтобы убрать людей с площадки – это невозможно. Но максимально уйти от ручного управления и повысить безопасность и скорость процессов – вполне реально. Например, роторное бурение, замеры с помощью телесистем, подбор режимов для поддержания максимальной механической скорости и корректной работы внутрискважинного оборудования – эти этапы реально могут быть эффективно автоматизированы на 100%. В первый же месяц бурения нашей пилотной «цифровой» скважины команда проекта получила рекордные показатели скорости на отдельных секциях – плюс 10-15% к лучшим «доцифровым» стандартным результатам. При этом собственно за рекордами мы, конечно, не гнались – искусственный интеллект сам закладывал оптимальные скорости, которые позволяли строить скважину безопасно и быстро.

SV_2022_03_15_0343.jpg

– Как «Мессояха» использует возможности «цифры» в обеспечении безопасности на буровых?

– Сейчас готовим к внедрению на наших буровых программно-аппаратный комплекс, где искусственный интеллект одновременно анализирует данные с десятков видеокамер, в режиме реального времени контролирует выполнение требований безопасности или факт возникновения потенциальной угрозы и оповещает об этом персонал буровой. Например, человек приблизился к опасной зоне, начал работы без средств индивидуальной защиты или перестал держаться за перила при движении. Сигнал системы сократит длительность опасной ситуации и сведет к минимуму риски для персонала и оборудования. Такие комплексы видеоаналитики уже подтвердили эффективность, со следующего года будем тиражировать их у нас на самом северном участке.

– Получается, можно говорить о наступлении эры цифровой нефти?

– Ну, нефть у нас вполне реальная и традиционная – я бы скорее говорил о цифровой добыче и умных месторождениях, где искусственный интеллект синхронизирован с операционными процессами. «Мессояха» уже почти два года управляет производственным циклом на автономном месторождении через систему цифровых двойников скважин, трубопроводных систем, углеводородного потока, поступающего из пластов в пункты сбора и подготовки нефти. В общем цифровом ландшафте объединены модули, которые отвечают за конкретные производственные этапы: разработку, добычу, подготовку и транспортировку нефти и газа, поддержание давления в пласте. Программный комплекс оперативно и точно рассчитывает оптимальные сценарии добычи в горизонте от суток до года – и это не какие-то условные числа, это данные, полученные с учетом уникальных геологических особенностей пластов, технологических параметров и инфраструктурных возможностей нефтепромысла. С помощью единой цифровой модели месторождения команда «Мессояханефтегаза» может оперативно обрабатывать большие объемы данных, выявлять отклонения от заданных параметров по каждому этапу операционного цикла, регулировать добычу и управлять потенциалом актива. При этом важно понимать, что человек из этой цифровой реальности никуда не исчезает, более того, цифровизация создает новые возможности и даже новые специальности, под которые мы формируем большие комплексные программы обучения и развития компетенций для работников производств.


Источник: neftegaz.ru

Комментарии: