Функциональные блоки мозга (А. Р. Лурия)

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-11-18 20:37

Головной мозг

I ФБМ представлен стволом мозга, который включает в себя

- ретикулярную формацию

- средний мозг

- таламус

Функции: регуляция психического тонуса (первичное внимание, сенсорная модуляция - это способность регулировать свою ответную реакцию, делать ее адекватной в ответ на воздействие сенсорных

стимулов - - > возможно только при нормальном балансе между процессами возбуждения и торможения. Нормальным балансом считается такое соотношение, при котором ответная реакция позволяет достичь полезного результата не только субъективно, со стороны индивидуума, но и объективно, со стороны других людей).

Ребенок с нарушениями на уровне I ФБМ (саиые тяжелые с точки зркния коррекции дети):

- не вступает в контакт

- проявляет полевое поведение

- демонстрирует фенотип СДВГ

- имеет нарушение произвольной активности

- не повторяет за взрослым

- не имитирует

- апатичен

- адинамичен

- демонстрирует флуктуацию психических функций

Воздействовать на ствол ЛС невозможно за редким исключением в виде некоторых сосудистых средств. Основные способы воздействия (но без 100% гарантии результата ) - сенсорная интеграция + нейропсихологическая коррекция.

В MAP - методе для повышения стволового внимания используют следующие приемы:

- опрыскать лицо водичкой

- высыпать на голову съедобный/ароматный материал

- использовать различные ароматы

- изменять цветовой контраст в помещении (цветовые лампы)

II ФБМ - состоит из затылочных, теменных, височных долей коры. На них через таламус поступают сенсорные стимулы, которые обрабатываются двумя способами:

- последовательно - суккцессивно - в левом полушарии, поэтапно

- одновременно - симультанно - в правом полушарии, гештальтно.

В этом блоке мозга выделяют две основные проводящие системы восприятия информации (Ч. Ньокиктьен) :

- дорсальная - позволяет определить, где предмет находится и как его можно использовать;

- вентральная - позволяет сформировать когнитивное представление о предмете: что это и кто это; функция этой системы напрямую связана с функцией лимбической системы, при нарушениях в ней (лимбической системе) появляются трудности с определением значений слов.

В этом блоке выделяют первичные отделы коры, которые связаны непосредственно с органами чувств, они не принимают участиемв речевой деятельности, но окружены вторичными полями, которые не привязаны к конкретным анализаторам и потому менее специфичны, но более комбинаторны: "смешивают" поступающие возбуждения от клеток разных модальностей и формируют ансамбли из разных типов информации (слуховые возбуждения - в образы фонем; движения органов артикуляции - в определенную артикулемму).

Вторичные зоны II ФБМ по мере удаления от первичных зон утрачивают специфичность и постепенно берутина себя функции анализа и синтеза звуковых и артикуляционных комплексов на уровне СЛОГ и СЛОВО. Те участки, что ближе к первичным зонам или непосредственно к ним прилегают, отвечают за анализ и синтез отдельных ЗВУКОВ.

В этих же отделах осуществляется запоминание мнодества слов и комплексов звукосочетаний (звуковой состав слова, зона Вернике) - при поступлении в эту зону информации, она сравнивается с жталонной, и в зависимости от результатов сравнения опознается или не опознается. В последнем случае возможно формирование нового эталона.

Третичные поля II ФБМ - осуществляют сложную системную работу целой группы анализаторов, реагируют на обобщенные признаки предметов/действий/движений. Тут происходят операции со значением слов, со сложными логическими операциями, грамматическими структурами, опознаются дифференциальные признаки слова и словосочетания (лексические и грамматические)

Повреждения:

а) вторичные зоны гнозиса - вербальная слуховая агнозия - зона Вернике

б) вторичные зоны праксиса - афферентная артикуляционная диспраксия - ребенок не чувствует, какую артикулемму следует выбрать для произношения определенного звука или в какой последовательности совершить движения, чтобы получилась нужная артикулемма

в) третичные зоны - моторная и сенсорная алалии в зависимости от вида нарушенных операций

III ФБМ - лобные доли (моторные и премоторные отделы)

Осуществляют программирование, регуляцию и контроль деятельности (создание замыслов, формирование планов/программ действий, контроль за эффектами при выполнении этих планов с последующей коррекцией, если эффекты не соответствуют задуманному)

Вторичные поля - развертывание речевого акта в линейной последовательности.

Третичные поля - общая организация поведения, общая произвольность.

Повреждения:

а) вторичные поля - эфферентная диспраксия (точно знаю как, но путаю последовательность), зона Брока, нарушение связной речи или связного письменного выссказывания

б) проблемы с замыслом

в) динамическая алалия


Источник: vk.com

Комментарии: