Осознанные сновидения |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-10-12 12:44 Начиная с семидесятых-восьмидесятых годов двадцатого столетия наука приступила к планомерному изучению явления, называемого «осознанными сновидениями». Человек в состоянии осознанного сновидения спит и отчетливо сознает при этом, что он спит. Благодаря такому состоянию он совершает во сне действия не спонтанно, а планирует их самостоятельно, то есть использует волю и интеллект. Благодаря такому состоянию стали возможны исследования природы снов научными методами как бы «изнутри», причем программа исследований может создаваться заранее, или непосредственно в ходе осознанного сновидения, а после его завершения пишется отчет. Выяснилось, что осознанные сны, в отличие от обычных, чаще всего не забываются, а фиксируются памятью наравне с событиями жизни в бодрствующем состоянии. Электроэнцефалограмма головного мозга в состоянии осознанного сновидения близка показаниям его же в состоянии бодрствования с открытыми глазами (с закрытыми глазами даже в состоянии бодрствования ЭЭГ выглядит иначе). Из этого можно сделать вывод, что для головного мозга человека опыт, получаемый в осознанном сновидении, равнозначен опыту, получаемому в бодрствующем состоянии, как бы парадоксально это не звучало. Не случайно одно из признанных названий БДГ-стадии сна, когда чаще всего и возникает осознанное сновидение – парадоксальный сон. Понятие осознанных сновидений насчитывает не одно тысячелетие. Правда, в различных источниках называлось это по-разному, но различия в терминологии были следствием малой распространенности такого явления, как осознанные сновидения, вызванной в одних случаях страхом прослыть сумасшедшим, и подвергнуться гонениям, а в других – правилами тех сообществ, которые изучали это явление в тайне. Допустимо было сообщать исключительно о видениях, связанных с явлением признанных официальной церковью святых, ангелов и тому подобное. Поэтому при изучении этого вопроса пришлось вникать в суть изложенного различными авторами и иногда даже трактовать их намеки. Платон (428 или 427 до н.э. – 348 или 347 до н.э.) Еще Платон в своих ранних диалогах «Апология» и «Пир» рассматривал сновидения, как сообщения, посылаемые богами. По его мнению, они используются как теологический метод получения знаний о богах и их воле. В более позднем диалоге «Софист» Платон заключает, что сновидения вообще являются философским методом, с помощью которого сновидящий может получить определённое знание о мире. Платон был убеждён в том, что сны являются объективным показателем уровня нравственности человека, не зависящим от представлений человека о самом себе. Мы не находим у Платона прямого описания осознанных сновидений, но его взгляды о возможности получать во сне знания о мире и причисление таких знаний к философскому методу познания говорят о его личном опыте в области сновидений, приведших к формированию соответствующих взглядов. Этот вид снов мы назвали обучающими и внесли их в единую классификацию снов. Мне неоднократно снились обучающие сны и потому совершенно понятна позиция Платона. Представление Платона о том, что характер снов является объективным показателем уровня нравственности человека, также совпадает с нашими наблюдениями, и обнаруживается это в контрольных снах, также входящих в классификацию. Об осознанных снах Платон не говорит. Упоминание об осознанных сновидениях делает его ученик – Аристотель, из чего можно предположить, что и Платон мог знать об этом явлении, но по каким-то причинам избегал публичного упоминания о нем. Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.) «Иногда, когда человек спит, - пишет Аристотель, - нечто в его сознании позволяет ему понять, что все происходящее – лишь сон». Такое упоминание об осознанном сновидении позволяет предположить, что данное явление было известно в IV-м веке до н.э. Больше подобных упоминаний Аристотель не делает, из чего мы можем предположить, что, либо это явление было мало распространено, либо сохранялось в тайне, либо он говорил с чужих слов. В основном представления о снах Аристотеля ограничивались тем, что он рассматривал их следствием предыдущих жизненных впечатлений и переживаний. А пророческие сны считал простым совпадением. Аврелий Августин (354—430) Самое первое в истории Запада сообщение об осознанных сновидениях содержится в письме, написанном в 415 году н.э. Блаженным Августином — епископом Гиппонским, философом, влиятельнейшим проповедником, христианским богословом и политиком. Обсуждая возможность существования после смерти, когда физические чувства уже угасли, Августин рассказывает о сновидениях Геннадиуса, доктора из Картеджа. Геннадиусу, пребывавшему в мучительных сомнениях в отношении загробной жизни, приснился юноша «прекрасной наружности и величественной стати», который обратился к нему с приказом: «Иди за мной!». Покорно проследовав за этим ангелоподобным юношей, Геннадиус оказался в городе, где услышал пение. Оно было настолько возвышенным и прекрасным, что не походило ни на что слышанное им ранее. Поинтересовавшись, откуда эта музыка, Геннадиус получил ответ, что это «Гимн блаженных и святых». После этого он проснулся и понял, что все пережитое было «лишь сном». На следующую ночь ему снова приснился юноша, который спросил, узнал ли его Геннадиус. Когда доктор ответил «Конечно!», юноша спросил, помнит ли он, где они познакомились. Геннадиуса не подвела память, и он «смог дать достойный ответ», перечислив события предыдущего сна. Тогда юноша спросил, где, по мнению Геннадиуса, произошли эти события, во сне или в реальной жизни. Когда Геннадиус ответил, что во сне, юноша продолжил:«Ты хорошо помнишь произошедшее. Ты прав, все это действительно происходило во сне, но я хочу, чтобы ты понимал, что ты и сейчас спишь». Тут Геннадиус осознал, что видит сон. Далее, в ходе сновидения, теперь уже осознанного, юноша спросил: «Где сейчас твое тело?» Геннадиус ответил: «В постели», — и сновиденный спутник продолжил свою речь: «Понимаешь ли ты, что твои веки тяжелы и закрыты, а глаза ничего не могут видеть?» «Я знаю это», — ответил Геннадиус. «Тогда чьими глазами ты видишь меня?» — этим вопросом учитель из сновидения закончил свою речь. Геннадиус был не в состоянии разгадать эту загадку и хранил молчание. Тогда проводник «раскрыл ему, что с помощью всех этих вопросов пытался научить его», и торжественно воскликнул: «Ты сейчас спишь и лежишь в своей постели, твои веки сомкнуты, однако ты можешь видеть меня и наслаждаться тем, что видишь; значит, и после смерти, когда глаза твои полностью ослепнут, в тебе останется жизнь, в которой ты сможешь жить, и та же способность восприятия, которая доступна тебе сейчас. Пускай же отныне тебя оставят тревожные сомнения о продолжении жизни после смерти». (Повесть блж. Августина в письме к Еводию, у Барония, под 411-м год.) В этом случае мы видим пример совмещения обучающего и осознанного снов, что случается довольно редко и представляет собой очень высокий уровень духовного общения. Наропа (1016 – 1100) Выдающийся ученый (закончил университет Наланда и впоследствии стал одним из его четырех настоятелей) и мастер медитации из Индии. Является основателем шести йог (системных, характеризующихся логической завершенностью, учений). Одна из них носит название «Осознанное сновидение». В XI веке учитель буддизма из Тибета Марпа, учившийся у Наропы в Индии, познакомил Тибет с этими шестью йогами. В них входят: 1. Регуляция температуры тела; 2. Иллюзорное тело, когда позы йоги и мысленные представления показывают, что все сущее как сон и лишено смысла; 3. Осознанное сновидение; 4. Чистый свет, когда некоторые техники, которые начинают выполняться в состоянии бодрствования или во время сновидения, направлены на достижение переживания чистого света; 5. Смерть; 6. Перенесение познания, когда с помощью специальных техник совершается перенос сознания в божественную реальность, либо в живое или мертвое тело. Выходит, что уже тысячу лет назад в Индии и Тибете осознанное сновидение было выделено, как предмет изучения, в отдельную йогу, т.е. самостоятельное учение. Кроме того, в этом случае мы имеем пример совпадения терминологии с современностью. Следует заметить, что и сегодня «Тибетские ламы не считают осознанное сновидение само по себе одной из форм медитаций, а скорее средством для достижения состояния, в котором через сновидения изучается доктрина об иллюзорности, познается учение Будды или совершается медитация. Конечной целью медитации является нирвана, или выход за пределы своего Я, и освобождение из круга перерождений (реинкарнации)». Ибн аль-Араби (1165 – 1240) Суфий Ибн аль-Араби, крупнейший представитель и теоретик суфизма, которого арабы называют «Величайшим учителем», оказал огромное метафизическое влияние как на мусульманский, так и на христианский мир. Он писал о сне: «человек должен контролировать свое мышление и во сне. Развитие такого рода бдительности позволит человеку ознакомиться с промежуточными измерениями и будет ему весьма полезным. Каждый должен упорно работать, чтобы обрести эту чрезвычайно ценную способность» (Цитировано Ибн Шадакином)» . Здесь речь идет именно о явлении, называемом ныне осознанным сновидением. Ибн аль-Араби является создателем замечательной теории познания через внутреннее озарение. Он написал более 800 сочинений, в том числе широко известную книгу «Мекканские откровения». Так как Ибн аль-Араби обучал многочисленных учеников, то мы можем с достаточной долей уверенности предположить, что в традиционной школе подготовки суфиев практика осознанного сновидения занимала важное место. И традиция обучения суфиев осознанным сновидениям насчитывает не менее 800 лет. Св. Фома Аквинский (примерно 1221 – 1274) Ссылаясь на Аристотеля, высказал предположение о том, что иногда во время сна чувства не исчезают полностью. Он утверждал, что это случается «в конце сна у спокойных людей, наделенных сильным воображением». И далее: «… но не одно лишь воображение сохраняет свободу, отчасти свободен и здравый смысл. Иногда во время сна человек способен понимать, что видит сновидение, и различать вещи и их образы». Анни Безант (1847 – 1933) Об осознанных сновидениях упомянуто в трудах Анни Безант, являющейся ученицей и последовательницей Елены Блаватской. У нее, правда, используется иное название тела, которое мы называем «сновиденным». В Теософии выделяют три смертных тела – физическое, астральное и ментальное, и три бессмертных – атмическое, буддхическое и манасическое. Названному нами сновиденным наиболее соответствуют астральное и ментальное. Вот что пишет об астральном теле Анни Безант: «Во время сна астральное тело отделяется от физического вместе с высшими началами человека, а у людей культурных и тонко развитых сознание продолжает в нем действовать и во время сна, когда физическое тело спит. Мы научаемся многому во время сна, и знания, приобретаемые таким образом, могут проникать и в физический мозг; иногда они отражаются в нем как яркий и знаменательный сон…. В этом мире может происходить общение с друзьями, сбросившими свои физические тела в момент смерти, и воспоминания об этих общениях могут быть перенесены и в бодрствующее сознание, и таким образом может построиться мост через пропасть, отделяющую живых от мертвых». Астральное тело формируется страстями, желаниями и эмоциями и является проводником органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. По поводу ментального тела написано почти то же самое относительно возможности сознательной работы во сне, только оно отвечает исключительно за мысли и эмоции. По сути же и астральное, и ментальное тела представляют собой энергетическое сновиденное тело, как неотъемлемую часть тела физического. Указание же на то, что и в астральном теле, и в ментальном сознание может действовать так же, как в обычном состоянии, говорит о том, что речь идет именно об осознанных сновидениях. Шри Ауробиндо Гхош (1872—1952) Шри Ауробиндо – индийский философ, мыслитель, основатель Интегральной йоги, автор многочисленных книг, написал следующее: «…можно быть полностью сознающим даже во время сна и летать над его просторами из конца в конец. Именно в состоянии сна мы, сознавая себя, проходим одно за другим различные состояния сознания, продвигаясь к тому краткому мигу отдыха без сновидений, который и является истинным восстановлением сил бодрствующей природы. После этого мы тем же путем движемся обратно, чтобы вернуться в пробужденное сознание. Вполне нормально, что, переходя от состояния к состоянию, мы позволяем прошлым переживаниям оставлять нас и запоминаем только самые яркие или самые близкие. Однако это можно исправить: нам доступна великая память, и мы в состоянии развить в себе силы, достаточные, чтобы пройти весь путь обратно – от сна к сну, от состояния к состоянию, пока перед нами не предстанет полная картина. Несмотря на все трудности достижения и удержания, нам доступно последовательное знание о сне-бодрствовании». Шри Ауробиндо назвал осознанное сновидение «сном-бодрствованием». Это название отвечает сути явления и не вызывает двузначного толкования. Нет никаких сомнений, что он имеет в виду именно осознанные сновидения. П. Д. Успенский (1878 – 1947) Наиболее полное описание осознанных сновидений, которые сам автор назвал «полуснами», мы находим в книге русского писателя и философа Петра Демьяновича Успенского «Новая модель Вселенной», изданной в начале двадцатого века в Европе. Успенский на протяжении нескольких лет являлся учеником Георгия Гурджиева, после чего оставил группу, и начал самостоятельные практические и теоретические исследования и чтение лекций по духовному совершенствованию. Петр Успенский самостоятельно развил умение вхождения в состояние осознанного сновидения и назвал это состояние «полусном». Приведу цитату из его книги. «Второе, т. е. попытки сохранять сознание во сне, неожиданно привело к новому способу наблюдения снов, о котором я прежде и не подозревал, а именно: эти попытки создавали особое состояние полусна. Вскоре я понял, что без помощи состояния полусна наблюдать сны, не изменяя их, невозможно. Состояние полусна стало возникать, вероятно, в результате моих усилий наблюдать сны в момент засыпания или в полудреме пробуждения. Не могу сказать точно, когда это состояние обрело некую завершенную форму; вероятно, оно развивалось постепенно. По-моему, оно стало появляться в короткие промежутки времени перед засыпанием; но если я позволял своему вниманию сосредоточиться на нем, я долго не мог уснуть. Поэтому постепенно, опытным путем я пришел к выводу, что гораздо легче наблюдать состояние полусна уже проснувшись, но продолжая оставаться в постели. Желая вызвать это состояние, я после пробуждения вновь закрывал глаза и погружался в дремоту, одновременно удерживая ум на каком-то определенном образе или мысли. Иногда в таких случаях возникало то странное состояние, которое я называю состоянием полусна. Как и все люди, я либо спал, либо не спал; но в состоянии полусна я одновременно и спал, и не спал. Если говорить о времени, когда возникало это состояние полусна, то первым признаком его приближения обычно оказывались так называемые «гипнагогические галлюцинации, многократно описанные в психологической литературе; я не стану на них останавливаться. Но когда состояние полусна стало возникать по утрам, оно начиналось, как правило, без предваряющих их зрительных впечатлений. Чтобы описать состояние полусна и все, что с ним связано, необходимо сказать очень многое. Постараюсь быть по возможности кратким, ибо в настоящий момент мне важно не состояние полусна само по себе, а его последствия. Первое производимое им ощущение было удивление. Я рассчитывал найти одно, а находил другое. Затем возникало чувство небывалой радости, приносимой состоянием полусна, возможность видеть и понимать вещи совершенно по-иному, чем прежде. Третьим ощущением был некоторый страх, потому что вскоре я заметил, что если оставить состояние полусна без контроля, оно начинает усиливаться, распространяться и вторгаться в мои сны и даже в бодрственное состояние. Таким образом, состояние полусна, с одной стороны, привлекало меня, а с другой – пугало. Я угадывал в нем огромные возможности, но и большую опасность. В одном я был абсолютно убежден: без состояния полусна какое бы то ни было исследование снов невозможно, и все попытки такого исследования неизбежно обречены на провал, неверные выводы, фантастические гипотезы и т.п. С точки зрения моей изначальной идеи об исследовании снов я мог радоваться полученным результатам: я владел ключом к миру снов, и все, что было в них неясного и непонятного, постепенно прояснялось, становилось ясным и понятным. Главное состояло в том, что в состоянии полусна я видел обычные сны, но при этом сохранял полное сознание, мог понимать, как возникают эти сны, из чего они построены, какова их общая причина и каковы последствия. Далее, я обнаружил, что в состоянии полусна я обладаю определенным контролем над снами: могу вызывать их и видеть то, что хочу, хотя это и не всегда удавалось, так что сказанное мной не следует понимать слишком буквально. Обычно я давал только первый толчок, после чего сны развертывались как бы добровольно, порой удивляя меня своими странными и неожиданными поворотами. В состоянии полусна я мог видеть все сны, которые видел обычным образом. Постепенно передо мной прошел весь репертуар моих снов, и я наблюдал их вполне сознательно, видел, как они создаются, переходят один в другой, мог понять их механизм. Доктор философии по антропологии, написал более десяти книг о представлениях и магических практиках индейцев Яки, которые он изучал у учителя по имени Дон Хуан в Мексике. Одна из книг посвящена осознанным сновидениям и называется «Искусство сновидения». Он пишет: «Сновидение должно быть испытано, иначе просто невозможно понять – что же это такое. Простое наблюдение снов не есть сновидение. Полет мысли, представление желаемого и любое действие по созданию картин в воображении – тоже не то. Сновидение раскрывает перед нами возможность восприятия других миров. Мы можем описывать эти миры, но не способны описать то, что позволяет нам их воспринимать. И в то же время нам дано ощутить, каким образом сновидение открывает перед нами вход в иные сферы бытия. Я бы сказал, что сновидение – это ощущение, процесс, протекающий в теле, и осознание, возникающее в уме… (выделено мной – А. См.) Дон Хуан утверждал, что мир, который мы считаем единственным и незыблемо абсолютным, является лишь одним из множества параллельно существующих миров, организованных наподобие того, как располагаются слои в луковице. Он уверял, что все эти сферы иного бытия так же реальны, уникальны и абсолютны, как и наш мир. И мы обладаем способностью в определенной степени внедряться в них, хотя энергетически ограничены возможностью воспринимать только наш мир. Дон Хуан считал, что наша энергетическая обусловленность вполне поправима. Он утверждал, что в древние времена маги разработали систему практических методов, призванных изменить энергетическую обусловленность способностей нашего восприятия. Этот набор практических методов получил название искусства сновидения». В данном случае мы находим не только указание на осознанные сновидения, но и упоминание существования целой системы, позволяющей в теле сновидения путешествовать по другим мирам, а также ссылку на то, что эта система была разработана в древние времена магами – индейцами. Следует заметить, что индейских магов традиционно все же называют шаманами. Поэтому мы можем отнести возникновение учения об осознанных сновидениях исторически довольно далеко, не просто задолго до открытия европейцами Америки, а на период, измеряемый даже не столетиями, а как минимум тысячелетием. Патриция Гарфилд (современный исследователь) В 1974 году была издана книга Патриции Гарфилд «Творческое сновидение», в которой рассказывается об осознанных сновидениях. Патриция Гарфилд – доктор психологии, современный исследователь сновидений, клинический психолог и автор ряда популярных книг о снах. Здесь мы видим уже выстроенную практическую школу осознанного сновидения, которую автор преподает многочисленным интересующимся этим предметом людям из разных стран. Стивен Лаберж (современный ученый) Стивен Лаберж – доктор психологии, выпускник Стэнфордского университета, работающий в настоящее время в стенфордской сомнологической клинике. Лаберж научными методами доказал существование осознанных сновидений. По Лабержу, у спящего человека есть возможность просигнализировать наблюдающим за телом исследователям о том, что он вошёл в фазу осознанного сновидения. Для этой цели он применял условный сигнал движениями глаз под веками спящего человека, а впоследствии научился выстукивать сжатым кулаком сообщения посредством азбуки Морзе. Он обучил осознавать свои сновидения и других сотрудников. Заслуга Стивена Лабержа в том, что, используя методы научного познания, он не только установил сам факт существования осознанных сновидений, но и разработал и испытал методику достижения этого состояния любым человеком. Доктор Джейн Гакенбах, преподаватель и консультант в университете Атабаска и университете Альберты (Эдмонтон, Канада), является одним из самых серьезных ученых, изучающих осознанные сновидения. Она написала несколько книг на эту тему и множество научных статей. Она считает, и мы с этим полностью согласны, что сознание имеет несколько уровней – начиная от абсолютного отсутствия чувства «Я» и заканчивая полным осознанием своего присутствия в мире, который может быть как миром бодрствования, так и миром сновидений. Гакенбах считает, что существует пять уровней осознанности. «Хакеры сновидений» Русское общественное движение, возникшее в России в начале 90-х годов двадцатого столетия и объединившее исследователей осознанных сновидений с применением хакерских технологий, взяло себе название «Хакеры сновидений». Участники этого сообщества сравнивают сны с защищенной компьютерной программой, подбирают опытным путем методики проникновения в сны с сохранением осознанности и пытаются добиться перехвата контроля над этой программой Многие открытые ими технологии они открыто разместили в Интернете. Причиной этого, по их словам, послужили попытки силового захвата и использования полученной ими информации спецслужбами. Количество их открытий огромно и потребует для изучения не одно десятилетие 3. обнаруживает, что человеческая личность, то есть «Я», совершенно ничего не знала до этого момента о мире сна. Автор: АЛЕКСАНДР СМИРНОВ МИР СНОВ. Источник: vk.com Комментарии: |
|