ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-09-09 21:12

Философия ИИ

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО — основные формы существования материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин). Время и пространство неотделимы от движущейся материи, как и материя неотделима от своих форм существования. Единственно научную постановку и решение вопроса о пространстве и времени дал впервые в истории философии и естествознания диалектический материализм. Диалектический материализм ведёт борьбу как против идеализма, отрицающего объективную реальность пространства и времени и считающего их продуктом сознания, так и против метафизики, разрывающей материю и формы ее существования. Энгельс дал всестороннюю критику метафизических измышлений Дюринга, утверждавшего, что вначале мир находится в абсолютном покое, что мир существовал якобы вне времени.

«Основные формы всякого бытия, — говорит Энгельс, — суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства». Не существует пространства и времени, подчеркивает Энгельс, отдельных от материи, от материальных процессов: «Обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове». Исходя из основных положений учения Энгельса о пространстве и времени и обобщая новые данные естествознания, Ленин обогатил диалектический материализм разработкой этого вопроса. В борьбе с кантианско-махистским идеалистическим пониманием времени и пространства как форму человеческого созерцания Ленин подчеркивает и последовательно проводит положение о том, что признание объективной реальности времени и пространства есть неизбежный вывод из признания существования объективной реальности, т.е. движущей материи.

Ленин указывает, что основной гносеологический вопрос в применении к пространству и времени состоит в том, «реальны или идеальны пространство или время? суть ли наши относительные представления о пространстве и времени приближения к объективно-реальным формам бытия? Или это только продукты развивающейся, организующейся, гармонизующейся и т.п. человеческой мысли?» Только диалектико-материалистическое решение этого вопроса, т.е. признание объективной реальности пространства и времени и отражения их в нашем сознании, создаёт научную основу для плодотворного исследования естествознанием вопроса и их физических свойствах.

С развитием естествознания наши представления о времени и пространстве изменяются, развиваются. В XVII — XIX вв. физика, считая время и пространство объективной реальностью, рассматривала их вслед за Ньютоном оторванно от материи, как независимые от материи и движения. Физика XX в. совершила настоящую революцию в представлениях о пространстве и времени. Теория относительности (см.) подтвердила положение диалектического материализма о тесной связи форм существования материи друг с другом и с самой движущейся материей и установила связь свойств времени и пространства с материей. Ленин учит не смешивать вопрос об изменчивости человеческих понятий о пространстве и времени с гносеологическим вопросом об их объективной реальности.

Наши развивающиеся представления о пространстве и времени, отражая реальное время и пространство, дают нам относительное знание о них, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина. Физические идеалисты смешивают эти два вопроса для того, чтобы подвести идеалистическую базу под новые открытия науки. Так, например, в этих целях используется квантовая механика. Квантовая механика открыла, что свойства и закономерности микрочастиц качественно отличаются от свойств и закономерностей макрочастиц.

Обнаружение у элементарных частиц волновых свойств наряду с корпускулярным свойствами показало невозможность одновременно с абсолютной точностью определить их положение и скорость. Ложно истолковав этот физический факт, идеалисты создали агностический, идеалистический «принцип дополнительность», направленный как против материалистического признания существования объективной закономерности, причинности, необходимости в природе, так и против признания объективности пространства и времени. Физические идеалисты Бор и Гейзенберг предлагают отказаться от пространства и времени при описании микрочастиц, как от чего-то не вполне реального и не вполне познаваемого.

Современные физические идеалисты лишь повторяют давно раскритикованное Лениным махистское положение о том, что пространство и время не имеют объективно реального значения и что не обязательно представлять себе атомы пространственно. «Естествознание,— писал Ленин,— не задумывается над тем, что вещество, которое им исследуется, существует не иначе, как в пространстве с 3-мя измерениями, а следовательно, и частицы этого вещества, хотя бы они были так мелки, что видеть мы их не можем, «обязательно» существуют в том же пространстве с 3-мя измерениями».

Таким образом, диалектический материализм, отметая идеалистические вымыслы, учит в полном согласии с естествознанием, что пространство и время существуют объективно, вне и независимо от нашего сознания, а наше познание все более приспособляется «к объективному пространству и времени, все правильнее и глубже их отражая» (Ленин).


Источник: vk.com

Комментарии: