ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-09-09 21:12 ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО — основные формы существования материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин). Время и пространство неотделимы от движущейся материи, как и материя неотделима от своих форм существования. Единственно научную постановку и решение вопроса о пространстве и времени дал впервые в истории философии и естествознания диалектический материализм. Диалектический материализм ведёт борьбу как против идеализма, отрицающего объективную реальность пространства и времени и считающего их продуктом сознания, так и против метафизики, разрывающей материю и формы ее существования. Энгельс дал всестороннюю критику метафизических измышлений Дюринга, утверждавшего, что вначале мир находится в абсолютном покое, что мир существовал якобы вне времени. «Основные формы всякого бытия, — говорит Энгельс, — суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства». Не существует пространства и времени, подчеркивает Энгельс, отдельных от материи, от материальных процессов: «Обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове». Исходя из основных положений учения Энгельса о пространстве и времени и обобщая новые данные естествознания, Ленин обогатил диалектический материализм разработкой этого вопроса. В борьбе с кантианско-махистским идеалистическим пониманием времени и пространства как форму человеческого созерцания Ленин подчеркивает и последовательно проводит положение о том, что признание объективной реальности времени и пространства есть неизбежный вывод из признания существования объективной реальности, т.е. движущей материи. Ленин указывает, что основной гносеологический вопрос в применении к пространству и времени состоит в том, «реальны или идеальны пространство или время? суть ли наши относительные представления о пространстве и времени приближения к объективно-реальным формам бытия? Или это только продукты развивающейся, организующейся, гармонизующейся и т.п. человеческой мысли?» Только диалектико-материалистическое решение этого вопроса, т.е. признание объективной реальности пространства и времени и отражения их в нашем сознании, создаёт научную основу для плодотворного исследования естествознанием вопроса и их физических свойствах. С развитием естествознания наши представления о времени и пространстве изменяются, развиваются. В XVII — XIX вв. физика, считая время и пространство объективной реальностью, рассматривала их вслед за Ньютоном оторванно от материи, как независимые от материи и движения. Физика XX в. совершила настоящую революцию в представлениях о пространстве и времени. Теория относительности (см.) подтвердила положение диалектического материализма о тесной связи форм существования материи друг с другом и с самой движущейся материей и установила связь свойств времени и пространства с материей. Ленин учит не смешивать вопрос об изменчивости человеческих понятий о пространстве и времени с гносеологическим вопросом об их объективной реальности. Наши развивающиеся представления о пространстве и времени, отражая реальное время и пространство, дают нам относительное знание о них, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина. Физические идеалисты смешивают эти два вопроса для того, чтобы подвести идеалистическую базу под новые открытия науки. Так, например, в этих целях используется квантовая механика. Квантовая механика открыла, что свойства и закономерности микрочастиц качественно отличаются от свойств и закономерностей макрочастиц. Обнаружение у элементарных частиц волновых свойств наряду с корпускулярным свойствами показало невозможность одновременно с абсолютной точностью определить их положение и скорость. Ложно истолковав этот физический факт, идеалисты создали агностический, идеалистический «принцип дополнительность», направленный как против материалистического признания существования объективной закономерности, причинности, необходимости в природе, так и против признания объективности пространства и времени. Физические идеалисты Бор и Гейзенберг предлагают отказаться от пространства и времени при описании микрочастиц, как от чего-то не вполне реального и не вполне познаваемого. Современные физические идеалисты лишь повторяют давно раскритикованное Лениным махистское положение о том, что пространство и время не имеют объективно реального значения и что не обязательно представлять себе атомы пространственно. «Естествознание,— писал Ленин,— не задумывается над тем, что вещество, которое им исследуется, существует не иначе, как в пространстве с 3-мя измерениями, а следовательно, и частицы этого вещества, хотя бы они были так мелки, что видеть мы их не можем, «обязательно» существуют в том же пространстве с 3-мя измерениями». Таким образом, диалектический материализм, отметая идеалистические вымыслы, учит в полном согласии с естествознанием, что пространство и время существуют объективно, вне и независимо от нашего сознания, а наше познание все более приспособляется «к объективному пространству и времени, все правильнее и глубже их отражая» (Ленин). Источник: vk.com Комментарии: |
|