Психическое здоровье российских учителей будут проверять более тщательно

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Минздрав актуализирует список противопоказаний, при наличии которых работа по ряду профессий, в том числе педагогом, будет невозможна. Учителей с этого года обязали проходить медицинское освидетельствование, однако эксперты не могут сойтись во мнении, нужна ли эта процедура. Отдельным вопросом стоит сохранение психического здоровья учителей на фоне серьёзной нагрузки на работе.

Список психиатрических противопоказаний для работы нуждается в актуализации, так как предыдущая версия утратила силу 1 сентября. Он будет актуализирован Минздравом, проект документа уже доступен для ознакомления.

В соответствии с содержанием документа, работа учителем противопоказана для лиц, у которых диагностированы различные виды деменций, делирий, не вызванный алкоголем, другие органические, психические расстройства (по классификации — F00 — F09). В число заболеваний, с которыми нельзя работать в школе, входят шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (F20 — F29), а также биполярное аффективное расстройство, маниакальный и депрессивный эпизоды, рекуррентное депрессивное расстройство. В список входят и другие психические расстройства, включая расстройство половой идентификации. Подготовленный список должен пересматриваться раз в пять лет.

Нервная работа

В соответствии с приказом № 342н, человека могут признать непригодным к работе на срок не более пяти лет. Сотрудник имеет право в дальнейшем пройти переосвидетельствование. Приказ включает педагогов в список профессий, представители которых подлежат обязательному освидетельствованию. Как сообщают представители профсоюза «Учитель», ранее освидетельствование должны были проходить лишь определённые категории педагогов, а именно сотрудники учебно-воспитательных учреждений и те, чья работа связана с перенапряжением голосового аппарата. Теперь решено отказаться от выделения категорий педагогов.

«Известия» побеседовали с юристом «Легес Бюро» Марианом Мышлецовым. Он отметил, что ранее процедура была добровольной, и психиатрическому обследованию подвергались лица, устраивающиеся на работу в качестве педагога. Юрист пояснил, что учитель с психическим расстройством может работать в школе, так как лишь некоторые заболевания могут быть опасны для учеников.

Члены профсоюза «Учитель» считают введение обязательной процедуры освидетельствование ненужным. В организации напомнили, что учителя и так обязаны проходить медосмотр, который включает посещение психиатра. Глава профсоюза Юрий Варламов сообщил, что соответствующее письмо было направлено в Минздрав, но ответа организация пока не получила. Он выразил уверенность, что введение обязательного освидетельствования не станет существенным препятствием для того, чтобы в школу шли новые кадры. Как отметил эксперт, специалисты не идут работать в школу по другим причинам: из-за низких зарплат, хамского отношения руководства и родителей, низкого престижа профессии.

Варламов напомнил, что психиатрическое освидетельствование ранее становилось способом оказания давления на некоторых педагогов. Он сообщил, что в Курганской области двое учителей судились из-за того, что их принуждали проходить необязательное на тот момент освидетельствование. Выяснилось, что у педагогов был затяжной конфликт с администрацией школы, которая решила использовать освидетельствование для оказания давления на сотрудников. В результате суд восстановил учителя на работе с выплатой всех компенсаций. Само освидетельствование Варламов посчитал лишним.

Как отметил председатель профсоюза в беседе с журналистами, психическое заболевание педагога может представлять опасность для детей, однако следует понимать, что учитель уже проходит психиатра в рамках ежегодного медосмотра. В рамках такого обследования врач может адекватно оценить психическое состояние педагога. В случае, если обследование является формальным, нужно не вводить новые процедуры, а улучшать качество осмотра.

Некоторые эксперты видят плюсы во введении обязательной процедуры психиатрического освидетельствования. Завкафедрой «Педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова» МГППУ Татьяна Егоренко отметила, что эта мера является разумной, особенно если учитывать резонансные случаи, происходившие в образовательных учреждениях. Она пояснила, что освидетельствование отличается от диспансеризации, так как оно является полноценным обследованием.

Член думского комитета по просвещению Лариса Тутова отметила, что в данном вопросе выше всего стоит безопасность детей, поэтому во введении обязательного освидетельствования нет ничего страшного. Она отметила, что в случае, если у педагога нет никаких проблем с психическим здоровьем, ему нечего опасаться.

Глава Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова сообщила, что психиатрическое освидетельствование и так проводится в отношении учителей, поступающих на работу. Проведение проверок также можно связать с заботой о самих учителях, так как, к примеру, человеку со склонностью к неврастении будет тяжело адаптироваться к школьным нагрузкам.

В Минздраве на запрос издания ответили, что проект перечня проходит стадию общественных обсуждений.

Место разгрузки

Эксперты сошлись во мнении, что в данном случае нужно думать не только о том, как не причинить вред учащимся, но и о способах помочь учителям. Как отметила Лариса Тутова, вопросы безопасности педагогов также важны, и в Госдуме неоднократно поднимался данная проблема. Варламов заявил, что самим учителям не повредила бы психологическая помощь, так как из-за высокой нагрузки многие из них начинают ощущать выгорание, что влечёт за собой срывы на учащихся. Выделяемые на формальные медосмотры деньги можно было бы направить на покупку полиса дополнительного медицинского страхования. Это позволило бы учителю самостоятельно обратиться к врачу в случае необходимости.

Людмила Дудова считает, что в России нужно принять пакет законов, закрепляющих психологическую поддержку учителей, это поспособствовало бы их защите от профессионального выгорания. Она отметила, что в некоторых российских школах работают комнаты психологической разгрузки учителей. Также стоит вопрос о содержании специалистов, которые занялись бы психологическими проблемами учителей.


Источник: versia.ru

Комментарии: