Про эмоции

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Это может показаться странным, но всё, что мы испытываем как эмоции, всё, что мы называем чувствами - это электрические импульсы и химические реакции в структурах нервной системы.

Эти реакции существуют, как часть эволюционно сформировавшейся системы выживания вида и отдельного существа. Они обеспечивают нам определённые, направленные в первую очередь именно на выживание, комплексы изменений в функционировании организма, поведения, активности. Эти комплексы с одной стороны гибкие, с другой - прочные. Они формируются в процессе жизни и позволяют нам к ней приспосабливаться.

Их рамки заложены наследственно, но эти рамки очень широки и в размахе этих рамок всё можно изменить.

Нервная система похожа на электросеть со множеством реле.

От тела нервной клетки отходят отростки - их может быть много или мало в зависимости от того, что это за разновидность, нейроны разные бывают. Кончики отростков соприкасаются с соседними клетками и их отростками. В местах соприкосновения есть специальные структуры - синапсы. Через них клетки друг с другом обмениваются информацией.

(см. картинку).

Инересно, что импульс, проходящий по самой клетке электрический. А в синапсе информация передают "химическим путём". Когда до синапса доходит электрический разряд в нём с одной стороны выделяются нейромедиаторы, которые соединяются с рецепторами на мембране второй клетки. Молекулы нейромедиаторов подходят к рецепторам, как ключ к замку. Это похоже на запуск ракеты, где нужно повернуть несколько рубильников. Как только определённое количество нейромедиатора нашло свои "замочные скважины", на мембране следующей клетки возникает электрический потенциал, летящий дальше. А если выброс нейромедиатора оказался недостаточно большим, передача импульса останавливается и сигнал затухает - так нервная система фильтрует незначительную и неактуальную информацию.

Этот процесс проходит одновременно в миллионах клеток и миллиардах синапсов. Он никогда не останавливается. Нервная система постоянно сканирует всё - и то, что у нас внутри, и то, что у нас снаружи, и вносит непрерывные коррективы, давая органам команды, что делать, чтобы выровнять колеблющийся гомеостаз, вернуть его в рамки наиболее оптимальные, сподвигнуть на продолжение себя, заботиться о потомстве, защищать, нападать, лежать или пластом. На этом принципе работает и регулировка работы внутренних органов, и регулировка сложные поведенческих актов - всё это работает слаенно благодаря бгающим по нервным клеткам, объединённым в сложные сети, электрическим потенциалам, и химическим реакциям на мемебранах.

Совокупность этих реакций вместе с теми изменениями, которые они вызывают в теле, осознаётся нашим сознанием, как эмоции и чувства.

Вспомните, например - "похолодел от страха". Опасная ситуация - выброс гормонов стресса - периферические сосуды сужаются, по суженным сосудам кровь хуже поступает к конечностям, а поскольку греет нас в-основном именно кровь, руки и ноги действительно начинают мёрзнуть.

И каждый набор состояний, комплекс признаков реакции на то или иное событие воспринимаетс нами, как "чувство".

Это касается всех эмоций, хотя у человека есть определённый набор чувств, которые очень непросто на первый взгляд привязать к эволюции и выживанию.

То же касается "чувств". Чувство голода - это падение в крови концентрации веществ, необходимых для поддержания жизни, заставляет мозги давать определённую программу телу. Субъективно мы импульсацию тела воспринимаем как "надо бы пожрать", и следуем поведенческой программе, направленной на добывание пищи. Где и как мы будем её добывать - это зависит от обстоятельств. Кто-то пойдёт на огород, а кто-то в ресторан. По мере насыщения мозг отменит свой приказ на команду "вольно". Требуемый уровень достигнут, можно пока расслабиться и полежать усваивая пищу. Теперь работать будет желудочно-кишечный тракт, усердно выдаивая из съеденного необходимую энергию.

Самое интересное здесь то, что мы не рождаемся с готовыми эмоциями, так же, как не рождаемся с готовыми знаниями.

Они практически все формируются в процессе жизни и обучения, в процессе взаимодействия с миром вокруг.

На момент рождения у нас большой запас нервных клеток, но их связывает меньше активных синаптических структур. А ещё на них гораздо меньше миелина.

Каждый контакт с миром оставляет в нервной системе след - по нервным клеткам и синапсом пробегают разряды. Прикосновение - след. Тепло, холод, влажность - след. Свет и темнота - след. Звук - след. Они проходят через соответствующие пути, вызывая активацию. Нервная система устроена так, что повторяющиеся стимулы начинают через несколько раз проходить легче. После нескольких серий возбуждения синапс начинает быстрее "перекидывать" сигнал на следующую клетку. Таким образом происходит обучение и формируется узнавание. Ребёнок постепенно начинает распознавать звуки и образы, запоминать родных.

Но для того, чтобы связь в мозгу стала достаточно крепкой нужны многочисленные, систематические повторы. маленький ребёнок. который уже отличает папу-маму, нередко каждый раз считает приходящую раз в неделю бабушку совершенно чужой тёткой. Некрепкие связи за неделю "забывают" человека и у малыша бабушка каждое воскресенье - новая. Требуется время, чтобы связь закрепилась, и бабушку запомнили и начали по ней скучать и ждать воскресенья.

В закреплении сформированных связей большую роль играет миелин. В структурном плане миелин похож на блинчик, обёрнутый вокруг нервного волокна. Миелиновое покрытие работает, как изоляция на проводах. Миелинизированный нерв проводит информацию наиболее быстро и точно. Естественно, миелин в первую очередь достаётся тем нервным путям, которые используются наиболее активно.

При рождении у нас в мозге гораздо меньше миелина, чем становится с возрастом, но где-то лет до семи он очень активно вырабатывется. Понятное дело - за семь лет ребёнок из плохо слышащего и видящего беспомощного создания, полностью зависимого от окружающих превращается во вполне осмысленную почти что личность, умеющую считать, читать, а иногда и писать. Это коллосальный объём навыков.

Мир младенца состоит из размытых цветных пятен и хаоса бессмысленных звуков, самые понятные в нём - тактильные прикосновения, тепло, холод и вкус. Но уже через несколько месяцев он научится фокусировать взгляд, отличать внешность родных и их голоса, встанет и пойдёт сам, научится понимать речь и разговаривать, просто слушая говорящих вокруг, безо всяких специальных курсов. Дети способны выучить цифры и буквы даже специально этому не обучаясь - сами, и так же они способны научиться читать без специального обучения на курсах и за партами, просто подхватывая то, что видят.

Лет примерно в восемь активность миелинизации спадает, но не надолго. К пубертату миелин опять начинает накручиваться на нервные клетки очень активно. С точки зрения биологии - особь созрела для продолжения рода. А для этого самого продолжения рода требуется освоить по-быстрому новые поведенческие стратегии и пережить бури полового созревания, найти себе партнёра, начать заводить потомство и заботиться о нём.

На что тратится этот очень продуктивный период в наше время и какие навыки позволяет эффективно освоить второй миелиновый пик нынешним подросткам, можно поразмышлять самостоятельно.

После этого пика миелинизация постепенно замедляется. Природа считает, что всё основное ля жизни есть, дальше можно не канителиться. Основные навыки сформированы. Не будем забывать, что на выработку новых связей, изоляцию новых нервных путей надо немало энергии, а организм категорически не склонен тратить энергию на фигню. В какой-то мере это полезный механизм. Стереотип экономит силы.

Что важно понимать:

1. Единожды сформированный путь перестраивается с скрипом. Организм будет упираться. Он скряга. Да разумом вы знаете, что пять минут зарядки бодрят гораздо лучше, чем полчаса чтения смартфона в койке. Да вы согласны,. что стресс физические упражнения снимают не хуже. Но в мозгах уже залакирован стереотип и рука тянется к мобиле сама. Потому что это менее энергозатратно для нервной системы, - а вы, нехороший человек, при наличии наезженной широкополосной трассы пытаетесь заставить построить вам какую-то непонятную узкоколейку. Нервная система будет сопротивляться и так просто, задаром не уступит ни одного синапса.

2. Несмотря на сопротивление, даже в очень зрелом возрасте обучить старую собаку новым трюкам - можно! Мозг обладает огромным ресурсом для построения новых связей. Ему лениво, но он может. Он очень много может. При инсультах, например, когда задеты области, отвечающие за речь, мозг может сформировать ... новый речевой центр за счёт сохранившихся клеток. Они переучатся и возьмут на себя функцию погибших. Может, речь и не буде идеальной, но она вернётся.

3. Чем регулярнее вы третируете мозг необходимостью формировать новые связи, тем проще ему в целом их формировать. Он адаптируется под запрос и упирается не так активно. Кроме того, фитнесс для мозгов продлевает - не столько даже жизнь, сколько активность и здравомыслие в старости. У людей , которые всю жизнь работают мозгами, старческая деменция встречается гораздо реже.


Источник: vk.com

Комментарии: