Большинство людей знакомы с идеей Бога с того возраста, в котором появляется вера в Деда Мороза |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-09-23 12:29 Большинство людей знакомы с идеей Бога с того возраста, в котором появляется вера в Деда Мороза. Поэтому, вероятно, атеизм связан, в первую очередь, с отказом от уже усвоенной идеи, а не с отказом ее усваивать. А отказ от уже усвоенного (от того, что уже является частью тебя) происходит иначе, не так, как отторжение предлагаемого нового. Вероятно, при разочаровании в вере и в случае Деда Мороза, и в случае Бога срабатывают не только и не столько сухие факты, а, по большей части, эмоциональная нагрузка событий, взаимодействующих с усвоенной идеей. Нужно раз-очароваться, а чтобы это произошло, сначала нужно быть очарованным. От веры в деда Мороза отказываются раньше, потому что его идея гораздо проще и эмоциональное содержание веры в него гораздо менее прочное (плюс, за счет этой слабости сильнее сказывается влияние окружения). А вот выбор в вопросе религии определяется более сложной и устойчивой идеологической системой, пропитывающей все сферы жизни. При этом проблема выбора религии никогда не связана с выбором одного из множества известных имен Бога. Есть такая мысль: "человечество знает тысячи Богов, веря в одного из них, ты веришь во всего лишь на одного бога больше, чем я". Но дело в том, что человек вырастает в определенной культурной атмосфере, пропитанной определенным именем Бога. В глобальном смысле выбор в вопросе религии состоит исключительно в том, соглашаешься ли ты называть все самое ценное и любимое внутри себя этим именем или нет. Редкие случаи, когда западный человек, например, всерьез увлекается буддизмом, стоит считать обычным проявлением ереси, когда знакомое имя отвергается не полностью. В случае же с атеизмом что-то мешает консолидации условных "идей о Благе" в одно имя, и это что-то связано с расщеплением единой сети идеи Бога, а значит - с противоречием в эмоциональном содержании этой идеи в голове определенного человека. Главные союзники атеистической идеологии в противостоянии с религиозной идеологией - это не факты об устройстве мира и не буквальный опыт ("я не видел Бога, значит его нет"), а контраст между доступностью для понимания сложности жизни: неоднозначностью, "несправедливостью" (легкодоступная сложность, которая не просто доступна для усвоения, а насильно через получение опыта заставляет признать себя), - и тяжестью понимания сложности согласования религиозной идеи с вышеупомянутой сложностью жизни (малодоступная сложность, которую не усвоить, не погрузившись достаточно глубоко в религиозные тексты - а ко времени, когда мышление готово к работе с такими текстами на нужном уровне, вера уже разрушается, и вслед за ней исчезает потребность в таком погружении). В структуре личности (в "социальном геноме") атеиста есть все те же компоненты, что и в личности верующего, но именно эмоциональный опыт, а не научное знание не дает им быть им единым целым с "именем Бога". Неплохим примером, указывающим на то, что вышеупомянутая мысль может оказаться верной, являются публичные выступления многих "воинствующих атеистов": они почти никогда не упоминают Канта или Фому Аквинского (или хотя бы приблизительно то, о чем те говорили), а всегда говорят о "несправедливости" жизни: о войнах, болезнях, умирающих детях в Африке. Но влияние чужого, далекого горя вряд ли способно перестроить идеологическую "прошивку" ребенка, каждому хватает той "несправедливости", которая выпадает на его долю и долю его близких людей: маловероятно, что эти публичные личности приходили к атеизму через знакомство с глобальными социальными проблемами. Просто личная история отказа от религии редко годится для публичного выступления, поэтому говорят об Африке, фанатиках и неизлечимо больных. Для отказа от веры нужно быть достаточно сложным, чтобы усвоить "сложность" жизни и сплести свой личный опыт в одно целое с научным знанием и глобальными социальными проблемами, и эта сложность создается, в том числе, тем самым опытом, она - его след. А вот чтобы преодолеть этот след, требуется усвоить сложность религиозной системы, и это, в свою очередь, требует еще более интенсивного воздействия опытом. И важно, что "сложность личности" в данном случае не означает умение хорошо решать задачки по математике. Религиозность часто пытаются связать с "интеллектом", и все-таки почти всегда убеждения и мировоззрение конкретного человека гораздо сильнее связаны с жизненным опытом этого человека, а не с его интеллектуальными способностями. Но: это не отменяет того факта, что и интеллектуальные способности тоже зависят от опыта - и в этой связи состоит предпосылка для появления мысли о связи религиозности с интеллектом: формы зависимости интеллекта от опыта и мировоззрения от опыта выстроены таким образом, что мировоззрение на определенном этапе своего развития принимает сходство динамики изменений на этом самом этапе за доказательство существования связи интеллекта с мировоззрением - чтобы найти в этой связи дополнительную опору для себя, так как ощущает собственную неустойчивость из-за недостатка опыта. Источник: vk.com Комментарии: |
|