Проблемы при создании искусственного интеллекта

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-08-29 01:26

Философия ИИ

Компьютеры с момента своего изобретения считали быстрее человека, имели несравненно лучшую память и никогда не ошибались.

При этом всём, сознанием компьютеры не обладают до сих пор. "Жить" по-человечески не умеют.

В чём проблема?

Проблема в том, что компьютер мыслит лишь математическими категориями. "сложить", "умножить", "вычесть", записать какую-то информацию, скопировать какие-то биты, вставить их...

По сути любое действие, совершаемое компьютером (вывод текста на экран, воспроизведение звука, 3д-рендеринг, поиск нужного файла), представляет из себя не более, чем набор простых математических операций, команд, систему уравнений. Систему очень сложную и для человека "на бумаге" не посильную.

Программист пишет компьютеру программу, "алгоритм" по которому компьютер действует (решает "систему уравнений") и на выходе даёт результат.

Отклониться от этого алгоритма компьютер не может, даже рандомные числа (когда компьютер выводит случайное число в каком-то диапазоне), на самом деле являются лишь псевдо-случайными числами, грубо говоря это "случайное" число, на самом деле, предрешено.

Человек же не мыслит алгоритмами и его мыслительный процесс современная математика объяснить не может.

Иными словами, мы можем как угодно расширять память компьютера и ускорять работу его процессоров, увеличивая вычислительную мощность - это нам ничего не даст. Ведь не количество знаний и не скорость мыслительных процессов делают человека разумным.

А вот что такого особенного есть у человеческого разума, чего нет у компьютеров, современная наука не знает.

Потому вопрос о создании искусственного интеллекта, о том "как" и вообще возможно ли это, для современной науки остаётся открытым.

1.Проблема производительности:

Мозг человека содержит в среднем от пятидесяти до сотни миллиардов нервных клеток, которые, в свою очередь, соединены синапсами - нейронными связями. Их у человека в голове больше квадриллиона (квадриллион - это миллиард миллионов)

Каждый синапс, в свою очередь, довольно сложно устроен и, по сути, представляет из себя единичный пункт обмена информацией.

В синапсах происходит обмен нейромедиаторами - химическими веществами, или ионами (электричеством), которые предаются по синапсам от одного нейрона к другому.

Причём в ходе синаптической передачи нервный сигнал может изменяться, то есть каждый синапс является "вычислительным устройством", который лишь выборочно пропускает тот или иной сигнал.

Смоделировать настолько сложную нейронную сеть на данный момент очень сложно. Каждый "синапс" - это отдельная программа, для создания настолько сложной нейронной сети потребуется компьютер с петабайтами памяти и петафлопсами производительности.

И хотя мощнейшие современные суперкомпьютеры такой мощностью обладают, для рядового программиста-любителя такие ресурсы недоступны.

При всём умении программиста на обычном ноутбуке смоделировать такую систему невозможно.

Это существенная проблема.

2.Куда же пришли разработчики искусственного интеллекта?

На данный момент "искусственный интеллект" определяется, как самообучающаяся программа. То есть программа, которая сама для себя пишет алгоритм.

Каждый владеющий компьютером человек без базовых навыков программирования может зайти на сайт https://teachablemachine.withgoogle.com, где получит готовую нейросеть в своё распоряжение. Инструкции найдёте на сайте, в статье долго об этом рассказывать.

Короче, эти программы могут отличить фотографию кота от фотографии собаки, например. Или отличить женское лицо от мужского. Эти нейросети могут распознавать эмоции.

На том сайте, который я вам указал, я сделал (простите, не сохранил) следующий проект:

В каждый класс я добавил двести стоп-кадров из мультиков, которые я люблю:

Двести стоп-кадров Лунтика;

Двести стоп-кадров Смешариков;

Двести стоп-кадров Щенячьего Патруля;

Двести стоп-кадров Барбоскиных;

Двести стоп-кадров Мимимишек;

Двести стоп-кадров "Мои друзья Тигруля и Винни";

Двести стоп-кадров "chu chu tv";

Двести стоп-кадров "Lellobee";

Программа проанализировала все эти стоп-кадры, поняла чем отличается графика одного мультика от графики другого и вуаля: теперь по стоп-кадру программа практически безошибочно отличает "Лунтика" от "Барбоскиных", хотя некоторые кадры (в нетипичных для мультфильма локациях) программа не распознавала.

Программа анализирует, чем одна группа картинок отличается от другой, и сама себе составляет алгоритм, по которому причисляет объект к тому или иному классу.

Вот по этой ссылке вам доступным языком за 17 минут расскажут принцип работы нейросети: https://www.youtube.com/watch?v=GNcGPw_Kb_0.

Если вы не специалист по нейронным сетям - сперва посмотрите видео, а потом читайте дальше, иначе будет не понятно.

Для чего нам требуется много нейронных слоёв? А для того, что при многоступенчатом анализе программа становится способной распознавать образы. Сложно объяснить... Но это работает. У многоступенчатой нейросети больший потенциал обучения. Цифры "простая" нейросеть, может, и распознает, но для сложных графических объектов требуется много нейронных слоёв.

Потому избитая всеми антиботами задача о нахождении велосипедов "доказать, что я не робот", на самом деле, не так уж и сложна для программы. Просто потребуется очень много обучающего материала и много времени.

Оригини (я же сказал посмотреть видео по ссылке, всё понятно станет) об этом не говорил, но повторный анализ предыдущих картинок даёт результат. Если выборка - это 10000 изображений по 1000 штук в десяти категориях - имеет смысл до ста раз и больше проанализировать эти изображения. Очень повышает точность.

И понимаете: лучшие программисты мира дальше этого уровня не ушли. Да, нейросеть способна отличить кота от собаки, но это ещё не интеллект. Она просто решает чётко поставленную задачу.

Точно так же нейросеть научилась играть в Го: никто её не обучал, но играя сама с собой она находила всё более и более оптимальные ходы. В шахматах всё ещё проще. В шашках - тем более.

Но это всё, что может нейросеть. Дальше этого уровня они не ушли. Нейросеть всего лишь решает строго определённую для себя задачу. Но нейросеть такого типа никак не сможет сделать изобретение или даже написать рассказ.

Да, нейросети уже пишут свои рассказы и свою музыку. Но в их рассказах нет сюжета, по сути это - грамотно оформленный набор слов. Вы можете найти такие генераторы текста. Они продолжают писать текст, начатый пользователем. Видно, что они не понимают смысла написанного. В их рассказах нет сюжета, у их персонажей нет характера. По сути, они просто грамотно оформляют чушь.

Это не то, что мы называем разумом или сознанием.

На самом деле, в современной науке отсутствует чёткое определение слову "сознание". Ум, сознание, разум, мудрость - всё это очень неоднозначные понятия, которые очень сложно измерить и которым очень сложно дать чёткое определение.

Потому не совсем даже понятно, к чему мы стремимся. Если сознание - это то, что есть у всего живого, даже у мухи . У мухи то же есть свои планы (поесть говна), есть воля к жизни. Чем тебе не сознание?

Мы стремимся к этому?

А если словом "сознание" мы называем только высокий интеллект, то таковым и большинство людей-то не обладает.

Но ясно одно: нужен принципиально новый подход к созданию нейросети. Либо придётся принять, что искусственный интеллект невозможен.

3. А что делать?

Если мы хотим, что бы наша программа сформировалась как личность - мы должны понять, что личность формируется медленно.

Я считаю абсурдным пичкать машину сложными трактатами и надеяться на какое-то "формирование личности".

Обучение ребёнка начинается с физического телесного контакта с окружающим миром: то, что он чувствует своей кожей, то, что он слышит и нюхает. То, что он ест и чем какает - вот это его обучает в первые месяцы жизни. Он не забивает себе голову абстракциями, счётом и какими-то символами. Первые месяцы жизни он занят ничем иным, как освоением собственного тела. а его желания примитивны и физиологичны: поесть, поспать, покакать. Всё банально. Ну, ещё есть потребность в маме (или другом взрослом), который ему еду и спаньё обеспечит. У него нет каких-то духовных стремлений или высоких мечтаний.

Всё это появляется уже потом, когда ребёнок осваивает мир. Он осваивает социум, знакомится с людьми, общается. Сначала на примитивном уровне. Но он не забивает себе голову сложными науками или философией.

Да, есть дети, которые в два года (и даже раньше) научились читать и считать, но в основном это психически больные люди такие, как Кип Пик (можете про него почитать).

У таких вот горе-вундеркиндов с супер ранним развитием интеллект формируется как раз по компьютерному типу: они перемножают в уме десятизначные числа, ставят рекорды по скоростному решению головоломок и знают гораздо больше, чем профессора (психически здоровые профессора). К социуму они не приспособлены и разумом в человеческом смысле слова не обладают. Счётные машинки. Сам таким был.

При этом имеется огромное количество нормальных учёных, которые до первого класса не умели даже читать и считать, но это не помешало им выучиться и стать умными людьми.

То есть формированию личности слишком раннее развитие даже вредит. Ребёнок должен сперва "понюхать" этот мир, "пощупать" его, потом выработать базовые социальные навыки и только потом его можно чему-то учить.

Так же и искусственный интеллект. По началу он не будет умным и не надо пытаться его сразу же обучать сложным вещам. И его личность будет формироваться долго.

Если посмотреть на людей, то у власти стоят в основном пожилые люди. Если мы называем интеллектом способность ставить перед собой цели и добиваться их, то люди учатся этому десятилетиями. И не надо ждать, что нейросеть выучиться этому за часы. Сколько бы книг ей не скормили - не в этом мудрость.

Теперь поговорим про устройство искусственного интеллекта. Нейронные слои - это не то, что нам надо. Будут входные нейроны и выходные. Входные нейроны - это входящие данные, выходные нейроны - это действия. А в промежутке не должно быть ни каких слоёв. У человека в голове их нет. Нейроны должны соединяться друг с другом в произвольном порядке и значений у каждого нейрона должно быть несколько, должно быть несколько медиаторов, которые будут передаваться по нейронам и изменять веса нейронных связей между другими нейронами.

Может быть, тогда что-то и получится. Хотя, если честно, я сомневаюсь. Мощный компьютер ещё нужен, а его у меня нет.


Источник: www.youtube.com

Комментарии: