ОТ СУВЕРЕННОСТИ (СУБЪЕКТ) К СЛУЖЕНИЮ (DA-SEIN). ПОЗДНЯЯ ТРАКТОВКА DASEIN |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-08-22 00:51 Если по отношению к первоначальному образу Dasein новое толкование человеческого бытия у Хайдеггера выглядит как существенная ревизия, то по отношению к декартовскому образу субъекта оно предстает как настоящая революция. Можно сказать, что Хайдеггер намечает своего рода политический переворот в прослеживаемой им истории Бытия. Определение «политический», хотя и используется здесь метафорически (то есть вне привязки к «горизонтальной» политической жизни конкретных обществ), является оправданным потому, что речь идет о власти — онтологической власти декартовского субъекта над всем сущим. Человеческое бытие, возведенное в статус субъекта, определяет способ данности и, соответственно, способ обращения со встречным сущим. Суть переворота становится предельно ясна, когда мы сопоставляем соответствующие патетические дефиниции онтологического статуса человека у Декарта и (позднего) Хайдеггера: «господин и владелец природы», с одной стороны, и «пастырь Бытия» — с другой. Таким образом, господству (=субъекту) противопоставляется служение (=Da-sein). В лекционном курсе «Что значит мышление», прочитанном в 1951/52 годах, Хайдеггер поясняет этот переворот в философском понимании человека с помощью очень простого примера: если передо мной стоит дерево и я на него смотрю, то это я его себе представляю или это оно передо мной предстает? Поставленный вопрос с грамматической очевидностью показывает, что речь идет о том, чтобы лишить человека привычной субъектной позиции — позиции «подлежащего». Немецкий философ, в несколько апокалиптическом тоне, настаивает на необходимости своего рода метанойи — перемены ума, — в результате которой человек станет понимать себя исходя из онтологической задачи «позволять быть присутствующим тому, что себя показывает», то есть исходя из задачи от-ветствования на обращение сущего. Дерево присутствует, является благодаря тому, что человек как Da-sein открыт — внимает — и от-ветствует его обращению. Важно избежать двух опасных недоразумений в новой трактовке Dasein у Хайдеггера. Во-первых, не следует понимать очень важный для него оборот «позволение быть» (Seinlassen) в духе некоего распоряжения, проявления власти. «Позволение быть» составляет онтологический смысл ответствования человеческого Dasein на обращение сущего. Ответствуя, оно позволяет сущему быть. Сказанное означает, что «позволение сущему быть» — это не акт субъекта, не волеизъявление, а то, что происходит вместе с Dasein по мере сохранения им открытости — способности внимать — и от-ветствования обращениям сущего. Таким образом, десубъективирование (распространяющееся и на понятие «позволение быть») предполагает понимание Dasein как своего рода медиатора — области открытости, служащей тому, что бы сущее являлось. «Без стояния-в-открытости никакая вещь не могла бы явиться сама от себя» (Цолликоновские семинары, 295). Второе возможное недоразумение касается вопроса о связи между понятиями внятия и ответствования. Было бы ошибочным трактовать таковую каузально, как связь причины и следствия, и, соответственно, рассматривать внятие и ответствование как разделенные во времени акты: сначало одно, затем другое. Каузальная трактовка снова вернула бы нас к субъектному видению человеческого бытия. Принципиальным в данном вопросе является определение Dasein как бытия-в-мире, которое не связано рамками субъект-объектного разделения. Dasein ответствует на обращение сущего не вследствие предшествовавшего внятия, а в силу того, что оно как бытие-в-мире есть способность внятия, или способность «выстаивать под притязанием присутствия» (Цолликоновские семинары, 296). Таким образом, внятие и ответствование образуют, скорее, круговую структуру. Упрек в логическом круге, который может быть здесь сделан точно так же, как это ранее имело место и в "Бытие и Времени", снимается как онтологически не релевантный как раз самим событием открываемости сущего — явлением сущего в «просвеченной» (gelichtet) области вот-бытия, Da-sein (Метафорика света, просвета, просвеченности, бесспорно, имеющая определенные историко-философские (метафизические) коннотации, используется у Хайдеггера для характеристики бытийной открытости Dasein как такой, которая дает явиться сущему).Это событие связывает (вовлекает) человека и иное сущее как соучастников. Иными словами, это событие предполагает и исполняет принципиально иное отношение между человеком и сущим, человеком и миром, нежели то, которое фиксируется субъектно-объектным разделением. Круговая структура внятия и ответствования является основанием этого нового типа отношения между человеком как сущим и другими сущими. Мы дадим ей проступить, дополнив надлежащим образом приводившееся ранее определение экзистирования: «Экзистировать как Da-sein значит [силой ответствования] удерживать открытой некоторую область в силу способности внятия». (Таьяна Щитцова. От суверенности к служению: Две трактовки Dasein в философии Хайдеггера и их значение для психотерапии) Источник: vk.com Комментарии: |
|