Иллюзии социальных сетей

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Как ни удивительно, большинство пользователей социальных сетей до сих пор бессознательно уверены, что они читают друзей и пишут для друзей. Несмотря на то что в большинстве сервисов общения есть специальная кнопка «закрыть пост, оставив его доступным только для друзей», пользователи пишут публичные посты, считая, что высказываются для узкого круга.

Им кажется, что у них в социальной сети есть личное пространство, они оберегают его; часто можно видеть претензию: «Зачем ты пришёл в мой “Фейсбук” со своими негативными комментариями?» – хотя комментирующий обсуждает пост в своей ленте.

Обычные пользователи не понимают, что любой публичный пост разносится социальной сетью по лентам сотен и тысяч пользователей, становится доступным кому угодно, в том числе поисковикам, читателям перепостов и т. п. И прокомментировать его, даже не заходя в аккаунт, может почти кто угодно.

Но это технические иллюзии. Гораздо хуже психологические иллюзии жизни в виртуальности.

1. Первая из них, создаваемая и поддерживаемая самим механизмом организации социальных сетей, – это иллюзия недолговечности. Социальные сети в основном устроены таким образом, что пользовательская реакция на сообщения приходит, как правило, лишь в первое время после публикации – обычно речь идёт о нескольких часах. Да и найти вручную запись, опубликованную достаточно давно, неподготовленному человеку очень трудно. Всё вместе это создаёт у пользователя впечатление, что старые сообщения не присутствуют в информационном поле. Так ли это на самом деле? Безусловно, нет. Все сообщения, когда-либо опубликованные, хранятся социальными сетями, индексируются поисковыми машинами и участвуют в формировании пользовательского цифрового следа. На практике это означает, что все опубликованные вами сообщения могут быть найдены (и, безусловно, будут найдены, если это станет предметом чьего-то пристального интереса) и предъявлены широкой публике (или будут использованы каким-либо иным, выгодным для нашедшего способом). Учитывая же, что точки зрения, мнения, социальная и эмоциональная тональности со временем изменяются, не факт, что вы будете рады такому привету из прошлого.

2. Не менее опасна и иллюзия доброжелательности отношений в Сети. Вызывается она исключительно ожиданиями самого пользователя – людям нравится, когда их хвалят и относятся к ним положительно, и люди любят писать сообщения. Оба этих фактора вместе приводят к тому, что авторы сообщений в социальных сетях с лёгкостью домысливают положительную реакцию на них и уверены, что аудитория хорошо относится к ним. А как дело обстоит в действительности?

Разумеется, при входе в социальную сеть никто не получает установку быть доброжелательным и хорошо относиться ко всем остальным пользователям. Там такие же люди, со своими перепадами настроения, точками зрения, которые могут полностью расходиться с мнением автора сообщения. Более того, как мы уже не раз говорили, иллюзия анонимности и безнаказанности в Интернете будет только способствовать проявлению самых отрицательных черт характера и желаний – отсюда берутся и троллинг, и травля, и преследования в Сети. И чем больше пользователь подвержен иллюзии доброжелательности, тем меньше он готов к такому повороту событий и тем сильнее будет травмирован.

3. Иллюзия ценности личного контента для социальных сетей. Всё, что вы пишете в соцсетях, нужно и полезно для соцсетей. Но не само по себе – информационная ценность пользовательского контента, если говорить честно, практически нулевая, – а исключительно как инструмент для создания максимально точного цифрового профиля пользователя. Именно с этой целью всем нам постоянно предлагаются всё новые и новые сервисы и рекламируются всё новые и новые устройства, с помощью которых мы будем ещё активнее делиться подробностями своей жизни, причём абсолютно добровольно. Этой информации найдётся масса вариантов применения: от маркетинговых, когда на основе цифровых профилей нам предлагается наиболее подходящая лично для нас и максимально эффективная реклама, до гораздо более серьёзных, ведь чем больше мы знаем о человеке, тем проще им манипулировать и влиять на его общественную позицию.

??Источник: Книга «ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА» И.Ашманова и Н.Касперской

??Лекция на тему «Иммунитет к вредной информации. Как тренировать критическое мышление у детей?»: https://youtu.be/4wvij31DSf0


Источник: youtu.be

Комментарии: