Все обсуждают нейросеть DALL-E, которая рисует изображения по текстовым запросам. Ее зовут «убийцей художников» и прочат арт-революцию |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-07-08 21:05 В последние недели даже далекие от высоких технологий люди все чаще стали говорить о нейросети DALL-E 2, представленной в апреле 2022 года. Нейросеть «дорисовала» классические картины, превратив Мону Лизу в полноростовой портрет и добавив окружающий пейзаж на полотно Василия Верещагина «Апофеоз войны», а журнал Cosmopolitan и вовсе с ее помощью сгенерировал изображение для обложки номера. Журналисты и критики все чаще говорят о революции в искусстве, в результате которой машина может заменить человека в творчестве. Насколько такие опасения оправданы? ![]() Что такое DALL-E? DALL-E — нейросеть, которая буквально умеет «рисовать» все, что ее попросит пользователь. Свое имя она получила от слияния имен Сальвадора Дали и трогательного робота ВАЛЛ-И из одноименного мультика Pixar. Разработали нейросеть в OpenAI. Это исследовательская компания, занимающаяся искусственным интеллектом (ИИ), которую основали Илон Маск и инвестор Сэм Альтман. Их целью было собрать команду разработчиков, которая бы работала на благо всего общества, а не какой-то отдельной компании или правительства. Этим они надеялись избежать концентрации возможностей ИИ в одних руках. Первая версия DALL-E была представлена в январе 2021 года и уже тогда вызвала широкий интерес. Она умела генерировать небольшие изображения (256х256 пикселей) по тексту и наброску. В апреле 2022 года вышла новая версия алгоритма: DALL-E 2. Она способна генерировать картинки со значительно большим разрешением —1024х1024 пикселей. Кроме этого, она может еще и добавлять или убирать с изображений детали. Но самое главное, вторая версия смогла создавать намного более реалистичные изображения, нежели предшественница. ![]() Скриншот видео презентации Dall-E 2 с сайта https://openai.com/dall-e-2/#demos Как работает DALL-E? Когда пользователь просит нейросеть что-то нарисовать, система DALL-E 2 выполняет три шага, объясняет Валерия Ефимова, научный сотрудник лаборатории Машинного обучения в Университете ИТМО. На первом этапе текст пользователя специальным образом кодируется в виде вектора чисел, на основе которого создается числовой вектор изображения. Из него на третьем этапе и «рождается» картинка. «DALL-E 2 позволяет совместить несовместимое в реальности, — поясняет Валерия Ефимова, — например, портал в другую вселенную в миске супа. Такое возможно только в творчестве, но на подобную картину художник потратил бы несколько часов. А так за минуты, не обладая художественными способностями, можно сгенерировать что угодно, да еще и в нескольких вариантах. Выглядит потрясающе, во всяком случае, на первый взгляд. Все достигнуто за счет обучения на огромных массивах данных (253 миллиона пар картинка — текст) с использованием 1024 видеокарт в течение многих дней». ![]() Скриншот видео презентации Dall-E 2 с сайта https://openai.com/dall-e-2/#demos От Моны Лизы до Cosmopolitan Сразу после выхода DALL-E 2 вызвал ажиотаж (еще больший, чем первая версия алгоритма). Не успела отгреметь новость о презентации, как в сети стали появляться все новые демонстрации возможностей нейросети-художника. Так, пользователям показали, как она может дорисовывать классические произведения, превратив с ее помощью «Мону Лизу» и «Девушку с жемчужной сережкой» в полноростовые портреты. Также нейросеть тестировали на понимание чувства юмора, заставляя переосмыслять популярные мемы. Те, кто уже попробовал возможности новой DALL-E, выкладывают самые странные и креативные картинки в сеть (например, изображение, на котором Фредди Меркьюри ест рамен в стиральной машинке, а греческие философы играют в дженгу). Громкой новостью стала обложка глянцевого журнала Cosmopolitan, полностью сгенерированная нейросетью от OpenAI. Она была создана командой во главе с цифровой художницей Карен X. Ченг. Авторы идеи перепробовали множество вариантов, пока не остановились на последнем, созданном по запросу «широкоугольный снимок с нижнего ракурса женщины-космонавта спортивного телосложения, развязно шагающей к камере по поверхности Марса в бесконечной вселенной». Полностью историю создания обложки можно прочитать на сайте издания, однако ждать ее печатной версии, видимо, пока не стоит — предполагается, что идея была лишь экспериментом. От Malevich до Kandinsky Испытать возможности DALL-E 2 могут не все (во всяком случае, пока). Пока доступ к ней есть лишь у ограниченного количества людей в тестовом режиме. «Я записалась в очередь еще в апреле, но так и не получила доступ», — сетует Валерия Ефимова из Университета ИТМО. Зато российские пользователи могут попробовать русскоязычную версию, созданную Сбером на основе первого поколения DALL-E. Она также пережила эволюцию. В ноябре 2021 года был представлен reDALL-E Malevich, а в июне 2022 — обновленный вариант, получивший наименование Kandinsky (сейчас он доступен в приложении Сбера «Салют»). Доступ к Malevich можно получить на сайте или через Telegram-бота. Он предлагает три варианта изображения по запросу пользователя. Впрочем, их качество далеко не всегда впечатляет. Kandinsky на основе слов пользователя создает 9 картинок малого разрешения. Из них уже можно выбрать понравившееся, чтобы нейросеть его детализировало. Сообщается, что новую версию ruDALL-E можно использовать для создания рекламных материалов, иллюстраций и дизайна в цифровом искусстве. ![]() Общество будущего: цифровая душа, доверие вместо кредитной истории и победа над авторитаризмом Спор о правах Впечатляющие успехи нейросетей в "творчестве" вызывают не только восхищение, но и ряд вопросов. Некоторые из них лежат в юридической плоскости, в частности, кого именно считать автором и правообладателем картинок, полученных с помощью алгоритма, в особенности такого, как DALL-E. Создателя алгоритма? Пользователя? Если бы нейросеть создавала бы картинки сама, без участия человека, то проблема бы так остро не вставала, считает Андрей Алексейчук, старший юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры». Ведь авторское право защищает лишь то, что создано человеком, поэтому по закону охранялся только сам код, но не конечный результат его работы. В случае с разработкой OpenAI (и ее вариациями, в том числе ruDALL-E) дело обстоит иначе, ведь пользователь своим запросом влияет на создание изображения. «Полагаю, что именно пользователь DALL-E должен признаваться автором созданного нейросетью произведения и, следовательно, иметь право разрешать и запрещать другим использовать это произведение. Авторы DALL-E и авторы материала, используемого для обучения, не имеют намерения и воли создать итоговый результат, а вот у пользователя такие намерения есть. Именно пользователь в конечном итоге решает, достоин ли сохранения итоговый результат или следует перезапустить программу еще раз», — объясняет Андрей Алексейчук. И все же в настоящее время бесспорного ответа на вопрос об авторстве "творения" нейросети нет, добавляет основатель юридической компании Art Law Руслан Гацалов. «Судебная практика, в свою очередь, не имеет единого подхода к разрешению споров с таким предметом. Именно по этой причине в России в 2021 году появился национальный кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который призывает к "джентельменскому поведению" во взаимодействии с ИИ. Но это лишь рекомендации, не более», — объясняет он. ![]() Скриншот видео презентации Dall-E 2 с сайта https://openai.com/dall-e-2/#demos Выживет ли художник? Споры вызывает также и этическая сторона вопроса. DALL-E вторгается туда, где люди не ожидали встретить конкуренцию со стороны машин — в творчество. Многие опасаются, что нейросеть может отнять работу у художников. Впрочем, с этим согласны не все. «ИИ — это просто инструмент, используемый человеком для создания чего-то нового. Инструмент может быть простой, как кисточка, или сложный, как Adobe Photoshop, — считает Андрей Алексейчук, — Поэтому никто отрасль иллюстраторов и художников не убьет — они просто будут пользоваться новыми инструментами. Под ударом, может быть, производители кисточек, но и они, я думаю, выживут. Вы же не можете сделать DALL-E запрос "Нарисуй нечто гениальное". Точнее, можете, но вряд ли DALL-E вас поймет правильно и вы получите то, что хотите». Примерно в этом же ключе смотрит на вещи художник Никита Реплянский. «Я заворожен новыми возможностями, которые принес мне искусственный интеллект. Я стал режиссером своих арт проектов, у которого появилась личная виртуальная арт команда в лице ИИ. Я фокусируюсь на содержании, идеях и философии своих работ, сократив время на их реализацию. А также нахожу десятки новых визуальных решений своих же замыслов, оставляя только то, что характеризует мое видение мира. Какие-то креативные сферы действительно изменятся до неузнаваемости. Например, создание концептов для игр и кино. Появятся и новые профессии, новые жанры. Новые имена, которые станут очень известными благодаря работе с ИИ», — отметил он, добавив, что по мере развития возможностей ИИ авторские работы, на сто процентов сделанные руками, будут цениться не меньше, а даже больше. В любом случае, отмечает Валерия Ефимова, говорить о том, что нейросети убьют профессию художника как минимум преждевременно. «Даже DALL-E 2 генерирует изображения в недостаточном разрешении для печати в типографии (на страницах или обложке книги при качественной печати это будет примерно 8х8 см), для генерации изображений в еще большем разрешении потребуются колоссальные ресурсы, — отмечает она, — [сможет ли нейросеть заменить иллюстратора]? Смотря какие требования предъявлять к иллюстрации. В отдаленном будущем — да, но не в ближайшие 5 лет». Руслан Гацалов Основатель юридической компании Art Law: Художник не может отрицать настоящее, поскольку своими работами он говорит со своим поколением. Единственное, что ему остается, взять любой научный прогресс в союзники. Нет никакого сомнения в том, что искусственный интеллект станет частью искусства будущего. Безусловно, будут проявляться и минусы, ну например, все, что касается вопросов человеческих эмоций и чувств. Но будем честны, наши чувства и эмоции частично уже притуплены. Сегодняшний театр обращается к нашему умственному восприятию, литература и музыка тоже, и даже изобразительное искусство. Искусственный интеллект, в каком бы виде он ни существовал, каким бы стремительным ни было его развитие, будет подчинен руке человека, способного выдернуть блок питания из розетки. Думаю, что для художника искусственный интеллект должен и станет новой краской в палитре. Источник: www.sobaka.ru Комментарии: |
|