С начала пандемии меня пугают мысли о памяти |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-07-23 22:03 С начала пандемии меня пугают мысли о памяти. В изоляции, когда весь мир скукожился до размеров квартиры в хрущевке, мне казалось, что кроме этих стен ничего и нет, все ирреально. Нет ни соседей за стенкой, ни горожан, ни улицы, ни пения птиц, ни этих деревьев за окном, а есть только само окно и все, что перед ним: диван, кружка чая, включенный телек и унылый я с мыслями о ничто в голове. Мне думалось: вот я 16-летний, стою на автобусной остановке у метро Удельная, вот я звоню товарищу, рассказываю о несчастной любви. Или вот я 14-летний, мы идем с моей подругой за руку вдоль небольшого канальчика где-то в глубинах Ленобласти, болтаем о том о сем. Эти воспоминания врезались мне в память, наверное, они повлияли на меня как на личность, на мои представления о дружбе, любви, о высоком и прекрасном, о низком и уродливом. Но вот вопрос: разделят ли со мной эти воспоминания тот мой товарищ и та моя подруга? Он, который с тех пор стал хиккой и несколько лет кряду не кажет носа из квартиры? Она, выскочившая замуж где-то в глухой деревне Швейцарии? Едва ли. Я могу описать эти воспоминания им в красках, пересказать детали. Проблема в другом: вряд ли для них эти события были такими же важными, как и для меня. Поэтому для них этого всего как бы и не было. Слышен ли звук падающего дерева в безлюдном лесу? Слышен ли звук падения самому дереву? Объективная реальность, говорят на занятиях по диамату, которые в наших универах странным образом зовутся «философией», есть то, что существует помимо человеческого сознания. Спорить с этим определением — все равно что пинать лежачего. Мы пойдем другим путем и определим реальность как то, что разделяют между собой несколько субъектов. Это будет в духе консенсусной теории истины, дальше которой мало кто может ускакать: реально то, что мы соглашаемся называть реальным. Во что веришь, то и есть. Но для согласия нужен соучастник этого соглашения. Выходит, что одного вас реальности недостаточно. Ну хорошо, для пущей близорукости к определению еще можно добавить пункт о чувственном познании. Реально то, что я могу ощутить и то, что мы соглашаемся называть реальным. Мало кто из нас видел черные дыры или — чего далеко ходить — клетки собственного тела, но мы соглашаемся, что они реальны. Но нашу память нельзя ни ощутить, ни передать другому. Она закрыта от нас в черный ящик нашего сознания. Да, воспоминание можно пережить, но его нельзя потрогать. Бывает, что самые важные воспоминания нельзя и разделить с другими: никто не вспомнит, как худощавый мальчишка шастал по бесконечной веренице питерских дворов и плакался своему другу в трубку. Кроме самого мальчишки. Реальны ли те события, которые мы помним? Что позволяет отличить их от воображения, от иллюзий, снов? Два критерия объективной реальности — ощутимость и консенсус — мы устранили, осталась только наша память. Слуга, которому очень трудно доверять. И вот сидя в своей пандемийной квартирке я вспоминал, вспоминал, вспоминал — и ужасался. Ведь это реально только для меня, только я могу это вспомнить. А когда я не вспомню, это перестанет быть реальным. Совсем, даже в качестве воспоминания. То, что когда-то было для меня самым дорогим, волнующим, станет ничем. В этом смысле воспоминание походит на небытие: оно становится реальным только когда мы говорим о нем. Слово «только» здесь — порог: оно и наделяет воспоминание реальностью, и в то же время устраняет его. Говорят, что люди живут столько, сколько о них будут помнить. Когда же мы забываем человека — совсем, с концами, — он перестает существовать. Но страшно даже не это. Страшно то, что в случае забытья человек не только перестает существовать — он как бы вообще и не существовал никогда. Ведь нет поминающего, который этим поминовением закрепил бы онтологический статус ушедшего. Никто впредь не скажет: «когда-то был такой человек». Средневековые схоласты вслед за Аристотелем утверждали, что даже Бог не может сделать бывшее не-бывшим. Память может. Источник: vk.com Комментарии: |
|