ЛЕКЦИЯ 4: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-07-21 07:03

работа памяти

Аннотация: Рассматриваются познавательные психические процессы памяти, мышления и речи, их специфика, виды, свойства, функции.

Ключевые слова: memory, память, деятельность, ПО, информация, доступ, входной, операции, логическая память, точность, мышление, место, поиск, множества, умозаключение, concept, объект, Actions, интеллект, general, intelligence, анализ, communication, speech, language, управляющие, объединение, обратный, обобщение, конкретизация, абстрагирование

4.1. ПАМЯТЬ. МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Память (англ. memory) – это

"способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении" [5, С. 79];

совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул).

Рис. 4.1. Память и мнемические процессы

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память). Мнемическая деятельность – деятельность по запоминанию и воспроизведению информации.

Основные функции памяти:

отражательная – память отражает объекты, которые ранее ощущались и воспринимались субъектом, посредством создания мнемических образов;

регулятивная – память задействована во всех протекающих психических процессах и выступает основой деятельности и поведения.

Физиологическая основа памяти – образование, сохранение и актуализация ассоциаций, т.е. временных связей и их систем, в головном мозге. Образование ассоциаций происходит при воздействии раздражителей на органы чувств и наличии внимания к ним. В рецепторных системах анализаторов возникают сенсорные следы информации, лишняя (повторяющаяся) информация отфильтровывается таламусом. Поступающая информация структурируется в сенсорной коре (начало этапа формирования кратковременной памяти). В ассоциативной коре определяется, какая часть поступившей информации будет переведена в долговременную память. Гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) участвует в механизмах консолидации памяти – перевода информации из кратковременной памяти в долговременную, избирательно усиливая запоминание объектов.

Основные мнемические процессы:

Запоминание (кодирование) – процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций; "преобразование информации в определенный код или репрезентацию, приемлемую для памяти" [2, С. 293]. Запоминание избирательно. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг.

Хранение – процесс удержания и переработки закодированной информации.

Воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания.

Забывание – активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Р. Аткинсон и Р. Шифрин предложили следующую модель памяти ( рис. 4.2).

Рис. 4.2. Модель памяти Аткинсона-Шифрина

Данные, подлежащие сохранению, называются памятью, а структурный элемент, в котором они хранятся – хранилищем памяти. Входящий стимул регистрируется в сенсорной памяти. Информация, удерживаемая в сенсорном регистре 1-3 секунды, сканируется, и отфильтрованная ее часть вводится в кратковременное хранилище. В долговременное хранилище информация поступает из кратковременного хранилища, а также непосредственно из сенсорной памяти. Информация, находящаяся в долговременном хранилище, является относительно постоянной, хотя доступ к ней может теряться из-за интерференции с входной информацией.

Характеристики памяти:

Длительность – время, в течение которого необходимая информация удерживается в памяти.

Объем – количество элементов, одновременно удерживаемых в памяти (объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 элементами; объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограниченны).

Точность воспроизведения – степень соответствия между принятой информацией и воспроизведенной по памяти (в процентах).

Быстрота воспроизведения – скорость извлечения из памяти необходимой информации.

Скорость запоминания – быстрота запечатления информации в единицу времени, зависящая от количества повторений.

Скорость забывания – быстрота исчезновения информации (элементов объема памяти) из памяти в единицу времени.

На рис. 4.3 показаны основные характеристики компонентов памяти, приведенные в работе Р. Л. Солсо [6, С. 272].

Рис. 4.3. Характеристики компонентов когнитивных систем хранения

Подходы к классификации видов памяти

1. По характеру психической активности различают следующие виды памяти:

образная – информация запоминается в виде сенсорно-перцептивных образов определенной модальности (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых) и используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью / самосохранением организма.

эмоциональная – память на пережитые аффекты, эмоции, чувства и настроения;

двигательная (моторная) – память различных характеристик движения (амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности и др.); является в значительной мере автоматизированной; служит основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых и др. навыков, также лежит в основе речи.

словесно-логическая – память на числа, слова, понятия, правила, абстрактные идеи.

2. По продолжительности сохранения информации выделяют мгновенную (синонимы – иконическая, сенсорная, следовая), кратковременную, долговременную и оперативную память. Оперативная память включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней).

3. По степени волевого контроля выделяют виды памяти:

произвольная память – волевая регуляция мнемической деятельности, направленная на достижение сознательной мнемической цели (задачи);

непроизвольная память – отсутствует специальная мнемоническая задача (цель) и запоминание происходит автоматически и без волевого усилия.

4. По способу заучивания выделяют два вида памяти:

механическая память – запоминание воспринимаемой информации без ее анализа и преобразования путем многократных повторений;

логическая память – запоминание информации путем выявления и структурирования логических связей и отношений между отдельными элементами.

Логическая память во много раз продуктивнее механической.

5. По использованию вспомогательных средств выделяют два вида памяти: непосредственную (натуральную) – память без использования вспомогательных средств, и опосредованную – с использованием различных средств и приемов.

6. По происхождению выделяют виды памяти: генетическую (биологическую), обусловленную генотипом и передаваемую из поколения в поколение, и приобретенную, хранящую информацию, которую человек усваивает в процессе жизни.

7. По степени осознаваемости различают имплицитную (бессознательную) и эксплицитную (осознаваемую) память.

Мнемотехники – система приемов, позволяющих повысить эффективность запоминания информации: увеличить объем информации, запоминаемой после однократного предъявления, а также скорость, точность и быстроту запоминания.

Приемы улучшения процесса запоминания информации:

управление произвольным и послепроизвольным вниманием;

структурирование информации различными методами (ранжирование, сортировка, классификация и др.)

рациональное повторение;

использование семантических приемов;

целенаправленное воображение.

Нарушения (аномалии) памяти:

гипомнезия – ослабление памяти;

парамнезия – ложные узнавания незнакомых объектов ("дежа вю");

амнезия – отсутствие или значительное снижение памяти;

гипермнезия – резкое усиление мнемических процессов запоминания, хранения и воспроизведения.


Источник: intuit.ru

Комментарии: