Эмпиризм — это практико-познавательный радикализм, какой намеревается заявить о правах автономного разума — единственно авторитетного в вопросах истины — перед лицом любых "идолов", сил традиции и

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-07-02 22:11

Эмпиризм — это практико-познавательный радикализм, какой намеревается заявить о правах автономного разума — единственно авторитетного в вопросах истины — перед лицом любых "идолов", сил традиции и суеверия, всевозможных предрассудков, грубых и утонченных. Однако судить о чем-либо разумно, или научно, значит направляться самими вещами, или возвращаться от речей и мнений к самим вещам, вопрошать таковые в их самоданности...

<...>

Принципиальная ошибка эмпирической аргументации заключается в следующем: основное требование возврата "к самим вещам" отождествляется или смешивается с требованием основывать познание на опыте. Без дальнейших рассуждений тут принимается, — при вполне понятном натуралистическом ограничении рамок доступных познанию "вещей", что опыт есть единственный акт, дающий сами вещи.

<...>

Отсутствие предрассудков, коль скоро оно подлинно, требует не

вообще, чтобы мы отвергли "чуждые опыту суждения", но чтобы мы поступали так лишь при условии, что собственный смысл суждений требует опытного обоснования. А напрямик утверждать, что все суждения допускают опытное обоснование и даже требуют такового, — не подвергнув предварительному изучению сущность суждений во всех их фундаментально различных разновидностях, не рассудив при этом, не противосмысленно ли в конце концов такое утверждение, — так это не что иное, как «априорно-спекулятивная конструкция», которая не становится лучше от того, что на сей раз она исходит от эмпиризма.

Подлинная наука и подлинно присущее таковой отсутствие предрассудков — они в качестве подосновы всех доказательств требуют непосредственно значимых суждений как таковых, почерпающих свою значимость прямо из созерцаний, дающих из самого первоисточника. А созерцания — они устроены так, как то предписывает смысл этих суждений, или, иначе, собственная сущность предметов и обстоятельства суждения.

<...>

...все это невозможно ни постулировать, ни декретировать сверху, можно лишь констатировать это, с усмотрением сути, а это, в свою очередь, означает — раскрывать через созерцание, дающее из самого первоисточника, и фиксировать в суждениях, какие будут верно приспособляться к данному в созерцании. Нам и кажется, что подлинно чуждый предрассудков и чисто дельный метод выглядит именно так и никак иначе.

<...>

Непосредственное "видение" — не просто чувственное, постигающее опытным путем смотрение, но видение вообще как сознание, дающее из первоисточника (каким бы такое созерцание ни было), — вот

последний правовой источник любых разумных утверждений. Его функция — давать права — есть у него лишь потому и постольку, поскольку он дает из самого первоисточника.

Если мы вполне ясно видим предмет, если мы исключительно на основе та кого видения и в рамках действительно схваченного в видении осуществили эксплицирование и понятийное постижение, если мы видим (еще новый способ "видения"), каков этот предмет, то тогда верно выражающее высказывание правомерно.

Эдмунд Гуссерль. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, книга первая. Параграф 19. Отрывки.

______________________________

~Также могу добавить, что опыт нельзя понимать "куце-эмпирически" как только аффектацию и восприятие ощущаемых органами чувств вещей, и именно такое превратное понимание опыта, как я думаю, искажает его истинную сущность у эмпиристов. Опыт гораздо глубже и обширнее, чем это истолкование его. Опыт не сводится к простому ощущению, не стоит ставить такое его понимание в главу угла и брать за непререкаемую основу философского рассуждения. Опыт - это поиск смысла, а не тупое механическое рисование на белоснежной и плоской доске сознания.

Самая ближайшая роль опыта "куцых эмпиристов" состоит в том, что этот "прямой" опыт обосновывает мнения и гипотезы в жизни и науке. Но это, разумеется, не единственная его роль. В более глубоком понимании опыт состоит из ряда последовательных слоев, углубляющих понимание сущности дающего себя нам феномена. Я описала эти слои в своей диссертации, отрывки из которой можно посмотреть ниже, а именно здесь: https://vk.com/dieanschauung?w=wall-136125589_1507

Феномены не даются "для нас", но даются НАМ. Мы вправе их осмыслять не просто как мы того захотим, а через созерцание самого первоисточника, феномена, не замыленного никакими мнениями, чужими теориями и какими-то искусственными подходами, гипотезами, традициями, трафаретами, научными закономерностями, идолами, шаблонами, строением человеческого глаза или нейронными связями.


Источник: vk.com

Комментарии: