Без ужаса не было бы любви Ксения Грициенко — об обэриутской философии Леонида Липавского |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-07-01 15:47 Леонид Липавский. Исследование ужаса. Екатеринбург Леонид Липавский — теоретик группы чинарей, ближайший друг Даниила Хармса и известных обэриутов — по-прежнему остается маргинальным и периферийным автором, несмотря на усилия исследователей и издательства Ad Marginem, которое опубликовало корпус его текстов в 2005 году. И если при жизни Липавского его произведения для детей издавались внушительными тиражами, то предпоследнему сборнику хватило трех тысяч экземпляров (и те расходились очень долго). В 2021 году новую попытку предприняло камерное издательство «Эсхатон»: его издание похоже на сокращенную версию предыдущего, от обширного сборника осталось всего три эссе — «Исследование ужаса», «О телесном сочетании» и «Разговоры» чинарей, записанные непосредственно Липавским, а также было добавлено небольшое издательское послесловие, облеченное в форму кратких философских фрагментов (подражание чинарям). Выборка напоминает связку Танатоса, Эроса и Логоса: первый теоретический текст категоризирует виды ужаса, второй концептуализирует симпатию и интимное тяготение, третий представляет собой хрестоматийный конспект разговоров чинарей, созданный в 1933—1934 годах. В целом логическая последовательность текстов не портит картину, а три эти сочинения вполне репрезентативны для понимания идей Леонида Липавского, не хватает разве что его «Теории слов» — самостоятельной лингвистической теории, которую можно использовать как ключ к любой работе автора. Леонид Липавский (1904—1941) со школьных лет тяготел к философии и сочинительству, а уже в шестнадцать лет опубликовал первое произведение, «Диалогическую поэму», примерив на себя амплуа молодого поэта. Большим поэтом Липавский так и не стал, но поэтическое в собственные тексты все-таки привнес: выбранная еще в юношеском произведении платоновская форма сохранялась почти в каждом его сочинении, а язык не утратил метафоричности и витиеватости. Например, в «Исследовании ужаса» рисуется такая картина мира: «Жизнь предстает в виде следующеи? картины. Полужидкая неорганическая масса, в которои? происходит брожение, намечаются и исчезают натяжения, узлы сил. Она вздымается пузырями, которые, приспосабливаясь, меняют свою форму, вытягиваются, расщепляются на множество шевелящихся беспорядочно нитеи?, на целые цепочки пузыреи?. Все они растут, перетягиваются, отрываются, и эти оторванные части продолжают как ни в чем ни бывало свои движения и вновь вытягиваются и растут». Обэриутская форма — форма полилога, а интеллектуальная жизнь чинарей мимикрировала под античность: из устных бесед рождались трактаты, эссе и смутно оформленные концепции — по сути это сократовский философский метод. Липавский подражает то классическому спору, то, как он сам это формулирует, «застольной беседе о высоких вещах». Полилог чинарей почти не покидает область метафизического и избегает насущного, например, политики, хотя такая самоцензура носит скорее вынужденный характер. «Исследование ужаса» тоже сначала притворяется привольным разговором безымянных собеседников и только потом перетекает в нужную Липавскому форму — то ли поэтического, то ли философского, то ли литературного исследования. Но и дальше эссе следует законам диалога, рассуждение то и дело строится по модели «вопрос — ответ»: «Ребенок плачет от испуга, увидев колеблющееся на блюде желе. Его испугало подрагивание этой, точно живой, аморфной и вместе с тем упругой массы. Почему? Потому ли, что он счел ее живой? Но множество иных, подчас опасных действительно, живых существ не вызывает в нем страха. Потому ли, что жизненность здесь обманчива? Но если бы желе на самом деле было живым, оно было бы никак не менее страшным». И если о «Разговорах» написано много, эссе «Исследование ужаса» и «О телесном сочетании» хоть и являются концентратом мысли Липавского, занимают специалистов чуть меньше, и от противного они интересуют гораздо больше. Заглавный текст, занимающий неполные 30 страниц и от этого не теряющий занимательности, исследует формы и причины страха. Базовым природным страхом Липавскому видится «боязнь неконцентрированной жизни». Почему человека отторгает слизь, почему пугают сегментированные насекомые или расчлененные тела? Все дело в том, что они лишены целостности, а значит, не поддаются осмыслению. Ужас по Липавскому — это утрата (само)идентификации, целостности, структуры. Этот, казалось бы, философский тезис видится самым политизированным высказыванием Липавского — живущий в репрессивном режиме, именно его писатель делает источником первичного ужаса. Впрочем, Валерий Сажин, составитель оригинального сборника Ad Marginem, настаивает, что это впечатление ошибочно: Липавский вырезал себя из современности, и ни одно из его суждений нельзя соотнести с политикой, даже когда искушение настолько очевидно. В центре его интереса всегда формы жизни, и прозрачная сатира — далеко не свойственный этому автору метод. В «Исследовании ужаса» Липавский, склонный постоянно каталогизировать и классифицировать реальное и выдуманное, в очередной раз проделывает эту работу — раскладывает по полочкам виды, типы и предметы, так или иначе сопряженные со страхом в его понимании. В список источников страха он включает десяток внешне отталкивающих живых существ (от осьминогов до сороконожек) и неприятных субстанций, так или иначе напоминающих слизь. «Вещи этои? консистенции замечательны тем, что одновременно и возбуждают отвращение, и сулят наслаждение. Эта двои?ственность есть и в том, что возбуждает половое чувство. Как будто всякое сильное наслаждение — в разрушении структуры». Первый из главных страхов основан на консистенции, второй — лишенной цельности формы, третий же — страх перед движением. Человек неизбежно испытывает если не страх, то брезгливость по отношению к желеообразным и слизистым субстанциям, к паукам и осьминогам (и, кстати, согласно Липавскому — еще и к женской груди, отдаленно напоминающей пузырь), мечущемуся движению животных. При всем этом многообразии форм страх не собирательное имя, но собственное: из единого страха безличности произрастают другие частности. Диана Хамис, проводя параллели между концепциями Липавского и Ника Ланда, отделяет страх от ужаса: страх — акселератор, ужас — парализатор. Различает ли в действительности Липавский страх и ужас или же эта дихотомия — продукт более поздней философии? Правдоподобнее вторая версия. Страх, ужас, боязнь семантически едины, более того — к ним добавляются еще и омерзение, и отвращение, и даже тоска. Для концепции Липавского уместно и вполне примитивное трактование: столкновение с непознаваемым, неспособность соотнести видимое с реальностью рождают страх. Когда инструментарий эмпирического опыта не помогает осознать переживаемое, привычная картина мира рушится — и покой обращается беспокойством. Очевидно, вдохновленный «Послеполуденным отдыхом фавна» Дебюсси, Липавский считает дневные часы особенно тревожными: «Есть особыи? страх послеполуденных часов, когда яркость, тишина и знои? приближаются к пределу, когда Пан играет на дудке, когда день достигает своего полного накала». Но именно в самом спокойном времени всегда кроется страшное: ненужный звук, лишний запах, отклонение от действительности, а самое страшное — каталепсия времени, в которой Пан приравнивается к панике, а паника — к ужасу. К слову, у Липавского есть отдельный текст, посвященный категории времени: время в его понимании почти предвосхищает сингулярность Делеза. Парадоксальным образом предельная цельность и обратная ей разобщенность объекта — проявления одного и того же явления, которое рождает одно и то же чувство. И послеполуденный ступор, как и всегда пугающая тьма, отражают одинаковый ужас — страх перед однообразием и монотонностью, которые разрушают индивидуальность. «И тут, и там причина одна: страх перед не нашеи?, безличнои? жизнью. Сама темнота кажется живои?. И если подумать, это не так уж нелепо. Что такое темнота? Это среда вокруг нас, которую мы днем видим расчлененнои? по практическим признакам на различные предметы разных цветов, а ночью — сплошнои? и чернои?. Она существует. А кто мне скажет, что значит существует, если это не значит живет? Следовательно, страх темноты, это тот же страх перед оборотнем». В. Сажин в предисловии к адмаргинемовскому изданию говорит о заметном влиянии психоанализа Фрейда на видение Липавского. Последний регулярно отсылает читателя к известным формулам: например, страх перед женскими ногами и самостоятельно существующими частями тела. При этом очевидном, пусть и не подтвержденном документально знакомстве Липавского с популярным в те годы фрейдизмом, он будто намеренно игнорирует психоаналитическую методику в «Разговорах», когда интерпретирует собственные сны. Однако концепция ужасного у Липавского — фактически развернутая иллюстрация к фрейдовскому unheimlich, «жуткому». Страх рождается именно тогда, когда реальность искажается, меняет привычные очертания и от того выходит за рамки привычного опыта. Заканчивается эссе хичкоковским сюжетом — описанием чувства головокружения, которое как нельзя лучше иллюстрирует все вышеописанное: «Поэтому головокружение чувствуется и при закрытых глазах. Наше удлиненное во все стороны тело, наши воображаемые, проецированные руки начинают как бы дрожать, слабеют и уже не могут крепко держать предметы; мир выскальзывает из них. Мир был зажат в кулак, но пальцы обессилели, и мир, прежде сжатыи? в твердыи? комок, пополз, потек, стал растекаться и терять определенность». В свою очередь эссе «О телесном сочетании» — волевой заход Липавского на территорию эротического. Его не столько интересуют особенности физических взаимодействий, сколько все та же классификация: видов и типов привязанностей (amor как чувственная любовь и caritas как симпатия, в слиянии которых рождается страсть), их соотнесений и взаимосочетаемости, характеристик и задач. С помощью нехитрых иллюстраций и схем Липавский доказывает, что чувственная любовь делится на два «интервала» нежности и сладострастия, а симпатия — сочувствия и уважения, другие графики показывают, как в разных типах взаимоотношений распределяются основные чувства (те же нежность, сладострастие, сочувствие и уважение). За ними — несколько противоречий любви и десятки вытекающих из них следствий. И все же чувственная любовь кажется гораздо более простой, чем все схемы, и человеческие капризы сводятся к примитивным требованиям: «Эта селективность безусловно относительная. Ее требования таковы: получить себе как любовницу или жену здоровую особь — с плотными и не слишком тощими ногами и грудями, с более или менее правильным изгибом тела и целыми передними зубами. Хочется еще, чтобы от нее не шел гнилои? запах. Этого достаточно, чтобы возникло желание телесного сочетания». Чувственная любовь по Липавскому, кстати, имеет общее и со страхом: он сравнивает ее с «рыбой с выкатившимися глазами и лопнувшим пузырем», а еще в «Исследовании ужаса» отмечались все признаки сопряженности ужасного и эротического — в конце концов, в список страхов входят и человеческие секреции, и обнаженное женское тело, и фрикционные движения. Что уж говорить о завязанных на сексуальности кошмарах: «В человеческом опыте самым напряженным, безобъектным сладострастием будет то, которое испытывается иногда в эротических кошмарах. При нем хотя и имеются воображаемые фигуры, но они играют несущественную роль, дело не в них. Дело в тои? окраске сна, сладострастнои? духоте, как бы атмосферическои? эротике, которая составляет его содержание и потрясает все тело». В конечном счете примерно тем же очевидным выводом, закольцовывающим философию Липавского, оканчивается и издательское послесловие «Мистика материи», и вся книга: «Одним словом, без ужаса не было бы любви. Ее и не стало». Источник: gorky.media Комментарии: |
|