ШКАЛА ДИССОЦИАЦИИ |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-06-06 21:18 Шкала диссоциации разрабатывалась на основе беседы с пациентами, страдающими диссоциативными расстройствами и мнении экспертов в области психического здоровья. Вопросы касаются переживаний, которые обычно относятся к категориям амнезии, деперсонализации, дереализации, абсорбции и погруженности в свое воображение. Из формулировок вопросов были исключены описания переживаний диссоциации настроения или импульсов из тех соображений, чтобы не происходило путаницы с признаками аффективных расстройств. Другими словами, предпочтительно было не включать в шкалу вопросы, относящиеся к быстрым сменам настроения или чередованию импульсов, так как в случае диагноза аффективного расстройства респондент имел бы высокий балл ШД благодаря высоким оценкам по этим вопросам. Для данной методики был использован способ самоотчета. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы они были поняты возможно большим числом респондентов, а также, по возможности, было исключено вовлечение социальной нежелательности в процессе тестирования. В процессе разработки и валидизации шкалы авторы руководствовались двумя основными положениями. Первое состоит в том, что количество и частота переживаний и симптомов, являющихся атрибутами диссоциации, лежат на некотором континууме. То есть здоровые люди имеют крайне незначительно отличающиеся типы диссоциативных переживаний и эти переживания должны быть довольно редки. Тогда как диссоциативные состояния, которые испытывают субъекты, отнесенные к другому полюсу континуума, более разнообразны, а их частота выше. Согласно второму положению, распределение диссоциативных переживаний будет отличаться от нормального гауссового распределения, его пик будет смещен в сторону низкой частоты переживания диссоциативных состояний. В первом варианте ШД авторы использовали аналоговую стомиллиметровую шкалу, на которой респондент отмечал степень соответствия утверждения своим состояниям. В последней версии введена шкала ответов от 0 % до 100 %, где 0 % означает: «Подобное со мной никогда не происходит», а 100 % — «Со мной это происходит постоянно». Общий балл ШД подсчитывается как среднее арифметическое по всем 28 пунктам. Однако в некоторых работах, в которых исследователи использовали первый вариант ШД с аналоговой шкалой, была обнаружена значимая корреляционная связь между коэффициентом интеллекта и общим баллом ШД. Позже авторы заменили аналоговую шкалу на шкалу интервалов, что позволило избежать этого эффекта. Шкала представляет собой опросник самоотчета. В инструкции респондента просят оценить частоту переживания им того или иного диссоциативного феномена, когда он не находился в состоянии интоксикации психоактивными веществами (наркотики, алкоголь). В том случае, когда респонденту по тем или иным причинам трудно читать, допускается чтение инструкции и вопросов вслух исследователем или клиницистом, который затем помогает респонденту сделать соответствующую его оценке отметку в бланке. Шкала имеет одно итоговое значение, высчитываетмое по всем пунктам шкалы. Перевод осуществлялся двумя независимыми переводчиками. Первый вариант методики, в основу которого легли два независимых перевода методики, был апробирован на выборках студентов вузов Смоленска и Москвы и служащих (сотрудниках банка и школы), N=699. Затем в формулировки некоторых вопросов были внесены изменения с целью уменьшения вероятности нагрузки этих пунктов факторами, не имеющими отношения к диссоциативным состояниям. Так, в пункт 6 была добавлена фраза: «Исключите ситуации розыгрышей, обмана, заигрывания с целью знакомства», а в пункт 27 внесено уточнение: «посторонние голоса». В формулировки других пунктов были внесены изменения, не имеющие принципиального характера. Необходимо отметить, что описание диссоциативных состояний, которые по своей природе являются архаичными, принадлежащими довербальному уровню опыта, сталкивалось с трудностями адекватного выражения того или иного феномена средствами обыденного языка и порой выбор между простотой и точностью описания делался в пользу последнего. Была проведена оценка разницы измерений, получающихся в результате применения двух вариантов шкалы. С этой целью был спланирован и осуществлен следующий эксперимент. На двух независимых выборках были произведены два опроса. В батарею методик для экспериментальной группы были включены два разных варианта шкалы. В батарею методик для контрольной группы был включен один вариант, но с разным оформлением. Кроме того, контролировался фактор ситуативной тревожности и фактор последствия потенциально психотравмирующего травматического события или ситуации. С этой целью в двух замерах на двух выборках предлагался опросник ситуативной тревожности Спилбергера—Ханина, а во втором замере в батарею была включена анкета, содержащая вопросы о том, довелось ли респонденту за время, прошедшее после первого опроса, пережить события или ситуации, перечисленные в анкете. Вопросы этой анкеты касались таких потенциально психотравмирующих ситуаций/событий, как несчастье с близкими людьми, криминальные события, различные виды насилия, природные и техногенные катастрофы и аварии, дорожно-транспортные происшествия. Результаты по шкале DES тех респондентов, которые дали позитивный ответ хотя бы на один вопрос этой анкеты, исключались из дальнейшей обработки. Сопоставление результатов опросов контрольной и экспериментальной групп показало, что различия показателей ситуативной тревожности между первым и вторым замерами для двух групп не имеет статистически значимых отличий, то же самое верно и для абсолютного значения ситуативной тревожности для двух групп. Главный результат эксперимента состоит в том, что DES для двух замеров в двух группах не имеют значимых достоверных отличий, т. е. внесенные в формулировки вопросов изменения не повлияли на значения общего балла русской версии DES. Исследования подтвердили конструктивную и критериальную валидность шкалы, и высокую тест-ретестовую надёжность Опросник предназначен для самостоятельного заполнения пациентом, кроме тех случаев, когда он способен понять смыл высказываний, но по тем или иным причинам не может отвечать письменно - в этих случаях рекомендуется устное зачитывание вопросов экспериментатором и фиксация ответов. Шкала диссоциации (ШД) разрабатывалась как инструмент измерения диссоциативности как постоянной личностной черты в отличие от диссоциативности ситуативной. ШД создавалась как инструмент для работы в клинике, поэтому исследование диссоциации у неклинической популяции обычно не даёт эффекта - полученные значения размещаются в узком диапазоне низких значений и обычно не дают статистически важной информации. Область применения ШД, в которой она создавалсь и валидизировалась - выяснение величины вклада диссоциации в общую психопатологическую картину расстройств, в спектре которых диссоциация занимает значимое место, таких как психосоматические расстройства или ПТСР. ШД не является диагностическим инструментом, она должна применяться только для лиц с установленным диссоциативным расстройством, для диагностики диссоциации должны применяться метод клинической беседы и специальные психиатрические протоколы полуструктурированного интервью. Наконец, шкала не предназначена для работы с пациентами младше 18 лет. Общее значение шкалы подсчитывается как среднее арифметическое значение результатов по всем пунктам шкалы. ИНСТРУКЦИЯ. Вам предлагается серия вопросов о некоторых ситуациях и переживаниях из повседневной жизни. Нас интересует, как часто это происходило с вами. Помните, что ваши ответы должны относиться только к тем ситуациям и переживаниям, когда вы не находились под влиянием алкоголя или наркотиков. При ответе на вопрос определите, пожалуйста, в какой степени описанное в нем переживание (или ситуация) происходило лично с вами, и обведите кружком ту цифру, которая соответствует тому, как часто, в процентном отношении, вам доводилось испытывать данное переживание или попадать в такую ситуацию. Обведите кружком цифру, которая соответствует тому, как часто это происходит с вами (в процентном отношении). Если то, о чем сказано в этом предложении, с вами никогда не про исходит, обведите кружком 0%, если это происходит с вами всегда то - 100%. 1) ... во время поездки на метро, автобусе, другом виде транспорта или на автомашине неожиданно осознают, что не помнят того, что с ними происходило в это время или в какую-то часть этого времени. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 2) ... слушая кого-то, вдруг осознают, что не слышали всего или части того, что было сказано. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 3) ... находясь в каком-то месте, не могут вспомнить, как они туда попали. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 4) ... обнаруживают себя одетыми в одежду, о которой не могут вспомнить, как и когда они ее надевали. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 5) ... находят среди своих вещей новую и не помнят, как и когда они ее покупали. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 6) ... иногда к ним обращаются незнакомые люди, называя их при этом другим именем и утверждая, что встречали их раньше. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 7)... испытывают такое чувство, как будто бы они стоят рядом с собой или наблюдают себя со стороны как другого человека. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 8) ... им говорят, что они иногда не узнают друзей или членов своей семьи. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 9) ... забывают некоторые важные события своей жизни, (например, свадьбу или окончание учебного заведения). 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 10)... их обвиняли во лжи, а им казалось, что они говорили правду. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 11)... глядя в зеркало, они не узнают себя. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 12)... испытывают чувство нереальности окружающих их людей и предметов, а может быть, и всего окружающего их мира. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 13) ... испытывают ощущение, что их тело им не принадлежит. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 14) ... иногда переживают какое-то событие (или ситуацию) из своего прошлого так, как будто оно опять происходит с ними в настоящее время. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 15) ... они испытывают чувство сомнения в том, действительно ли происходили какие-то события в их жизни или эти события только пригрезились им. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 16)... находясь в знакомом и привычном для них месте, вдруг ощущают, что они здесь впервые и это место им незнакомо. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 17) ... их настолько поглощает содержание кинофильма или телепередачи, что они уже не замечают ничего, что происходит вокруг них. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 18)... фантазия или мечта кажется им реальностью. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 19)... иногда они не замечают физической боли. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 20)... иногда они сидят, уставившись в пространство, ни о чем при этом не думая и не замечая времени. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 21)... находясь в одиночестве, иногда замечают, что громко разговаривают сами с собой. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 22)... ведут себя в двух похожих ситуациях настолько по-разному, что у них возникает ощущение будто они— два разных человека. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 23) ... иногда им вдруг становится легко действовать в тех ситуациях (например, общение, работа, спорт и т. д.), которые обычно вызывают у них затруднения. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 24) ... иногда они вдруг не могут вспомнить, действительно ли они сделали что-то или только подумали о том, что это нужно сделать (например, не помнят, действительно ли они только что опустили письмо в почтовый ящик или только подумали об этом). 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 25) ... вдруг обнаруживают, что они совершили какой-то поступок, и не помнят, как это случилось. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 26) ... иногда находят собственные записи, заметки или рисунки, о которых не помнят, чтобы они их делали. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 27) ... иногда слышат посторонние голоса внутри своей головы, которые говорят им, что делать, и комментируют их поступки. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 28)... иногда ощущают, что они смотрят на мир как бы сквозь туман или дымку, тай что предметы и люди кажутся им далекими или неясными. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Источник: vk.com Комментарии: |
|