Гипотеза социального сна: почему люди спят меньше, чем другие приматы |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-06-03 13:34 Люди спят намного меньше своих ближайших предков — высших приматов. Причиной тому эволюция: мы сократили наш сон из соображений безопасности. При этом мы сохранили фазу быстрого сна, поэтому по-прежнему можем видеть яркие сновидения. Но почему нам порой так трудно уснуть в своих удобных кроватях? Дело в том, что изначально сон — явление социальное, утверждают ученые. О том, как люди, спустившись с деревьев на землю, начали спать группами и почему такой сон схож с раковиной улитки, рассказывает Элизабет Престон. В Намибии охотники народа сан часто спят под открытым небом. У них нет электрического освещения или Netflix, которые не давали бы им уснуть. Тем не менее они спят не дольше обычного горожанина, полночи листавшего ленту новостей в своем смартфоне. Как показали исследования, люди, живущие примерно в той же доиндустриальной среде, в которой эволюционировал наш вид, в среднем спят около семи часов в сутки, говорит антрополог-эволюционист Дэвид Самсон из Университета Торонто. Это весьма необычный показатель в сравнении с нашими ближайшими родственниками. Люди спят меньше, чем любая обезьяна, мартышка или лемур. Шимпанзе спят около девяти с половиной часов в сутки, а тамарины — около тринадцати. Активные по ночам трехполосные обезьяны на самом деле практически не встают: они спят по семнадцать часов в день. «Как это возможно, что мы спим меньше чем приматы?» Самсон называет это несоответствие парадоксом человеческого сна: «Как это возможно, что мы спим меньше чем приматы?» Доказано, что сон важен для нашей памяти, иммунной системы и для нашего здоровья в целом. Основываясь на данных массы тела, размера мозга и режима питания, ИИ по показателям сна приматов просчитал, что люди должны спать около девяти с половиной часов из двадцати четырех, а не семь. «Происходит что-то странное», — утверждает Самсон. Исследования приматов и людей в непромышленных зонах, проведенные Самсоном, выявили особенности человеческого сна. Мы не только спим меньше, чем наши ближайшие родственники, но и проводим большую часть нашего отдыха в фазе быстрого сна. Причины этого обсуждаются до сих пор, но вероятнее всего их можно найти в истории эволюции. Миллионы лет назад наши предки жили и спали на деревьях. В настоящее время шимпанзе и другие человекообразные обезьяны по-прежнему предпочитают для сна дерево. Одни сгибают и ломают ветки прямо на дереве, формируя что-то вроде чаши, которую затем выстилают листьями, а другие, например гориллы, строят «кровати» на земле. Наши предки тоже переместили ночлег с деревьев на землю. Они отказались от безопасного сна над землей, из-за чего возникла опасность столкновения с хищниками, например со львами. Мы не можем узнать качество сна наших предков с помощью археологических раскопок, поэтому антропологи изучают сон в современных традиционных обществах. «Это большая честь — возможность работать с этими сообществами», — говорит Самсон, работавший в Танзании, на Мадагаскаре, Гватемале и в других местах. Участники исследования обычно носят устройство под названием Actiwatch для записи динамики своего сна. Ганди Йетиш, эколог-эволюционист и антрополог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, тоже проводил время с хадза, цимане в Боливии и сан в Намибии. В статье 2015 года он показал, что сон во всех трех группах в среднем составляет от 5,7 до 7,1 часа. Похоже, что в процессе эволюции мы стали нуждаться во сне меньше, чем наши родственники-приматы. Как показал Самсон в анализе 2018 года, хотя мы уменьшили время сна, при этом мы оставили фазу быстрого сна с яркими сновидениями. Это означает, что, в отличие от приматов, мы можем провести большую часть ночи видя сны. Самсон предложил свою гипотезу социального сна, связав сон человека с его эволюционным развитием. Он считает, что эволюция человеческого сна — это история о безопасности. По словам Самсона, когда люди стали спать на земле, их сон стал короче из-за угрозы нападения хищников. В то же время из-за соображений безопасности люди старались спать в группе. «Нужно думать о ранних человеческих сообществах и их лагерях как о раковине улитки», — говорит он. Небольшие группы создавали простые убежища. Огонь грел людей и отпугивал насекомых, а некоторые члены группы могли отдыхать, пока другие охраняли их. «В эту безопасную социальную раковину можно было вернуться и вздремнуть в любое время», — считает Самсон. (Однако он и Йетиш расходятся во мнениях по поводу распространенности дневного сна в современных традиционных обществах. Самсон сообщает о частом дневном сне среди хадза и населения Мадагаскара, тогда как Йетиш говорит, что, исходя из его собственного опыта в полевых условиях, в этих группах днем спят редко). Самсон также считает, что эти социальные раковины для сна облегчили нашим предкам путешествие из Африки в земли с более холодным климатом. Таким образом, он рассматривает сон как ключевой сюжет в истории человеческой эволюции. Вполне логично, что из-за угрозы со стороны хищников люди спали меньше, чем приматы, живущие на деревьях, считает Изабелла Капеллини, эколог-эволюционист из Королевского университета Белфаста в Северной Ирландии. В исследовании 2008 года она и ее коллеги обнаружили, что млекопитающие, подверженные риску нападения хищников, в среднем спят меньше. «Мы до сих пор знаем слишком мало о том, как животные спят в дикой природе» Однако Капеллини не уверена, что сон человека настолько отличается от сна других приматов. Она отмечает, что существующие данные о сне приматов получены от животных, содержащихся в неволе. «Мы до сих пор знаем слишком мало о том, как животные спят в дикой природе», — говорит она. В зоопарке или лаборатории животные спят меньше, чем обычно, из-за стресса. Или, наоборот, могут спать больше, «просто потому, что им скучно», — считает Капеллини. А стандартные лабораторные условия — двенадцать часов света и двенадцать часов темноты — могут не соответствовать режиму сна животного в дикой природе. Нейробиолог Нильс Ратенборг, изучающий сон птиц в Институте орнитологии Макса Планка в Германии, согласен, что выводы Самсона интересны, но он отмечает, что эти выводы зависят от количества исследований сна других приматов. Действительно, есть основания полагать, что подобных исследований недостаточно. В 2008 году Раттенборг и его коллеги прикрепили устройства ЭЭГ к трем диким ленивцам и обнаружили, что животные спали около девяти с половиной часов в день. Тогда как более раннее исследование ленивцев в лаборатории показало шестнадцать часов сна в день. Наличие данных о большем количестве диких животных поможет исследователям сна. Раттенборг говорит, что «собрать эти данные сложно технически — если не ленивцы, то другие приматы точно потратили бы немало времени, пытаясь стянуть с себя оборудование». «Всякий раз, когда кто-то утверждает, что у людей есть какая-то особенность, мы понимаем, что это не так, как только у нас появляется больше данных» Если бы у ученых было более точное представление о сне приматов в дикой природе, вполне могло бы выясниться, что человеческий сон не такой уж короткий. «Всякий раз, когда кто-то утверждает, что у людей есть какая-то особенность, мы понимаем, что это не так, как только у нас появляется больше данных», — говорит Капеллини. «Я действительно думаю, что социальный сон, как его описывает Самсон, — это решение проблемы безопасности по ночам», — говорит Йетиш. Однако он добавляет, что у некоторых цимане есть жилища с настоящими стенами, которые обеспечивают защиту от посторонних глаз и шума. По его словам, групповой сон является естественным продолжением того, как люди в небольших сообществах живут днем. По его наблюдениям, в сообществах такого типа люди почти никогда не бывают одиноки. Один вопрос — сколько мы спим, другой — сколько мы хотим спать. Самсон и коллеги спросили у хадза о том, насколько те довольны своим сном. Из 37 человек 35 сказали, что спали «достаточно». Среднее количество полноценного сна информантов составило около 6,25 часа в сутки, но в кровати они проводили 9 часов, поскольку часто просыпались. «По сути, мы изолированы, и это может влиять на наш сон» Напротив, исследование 2016 года, в котором приняли участие почти пятьсот человек из Чикаго, показало, что информанты спали почти всё время, что проводили в постели, и спали они не меньше, чем представители хадза. Тем не менее почти 87% респондентов опроса взрослых в США в 2020 году заявили, что по крайней мере один день в неделю они не чувствовали себя отдохнувшими. Почему нет? Самсон и Йетиш говорят, что наши проблемы со сном могут быть связаны со стрессом или циркадными ритмами. А может быть, дело в том, что нам не хватает людей, с которыми мы эволюционировали, чтобы спать вместе, считает Самсон. Возможно, мы испытываем некоторое несоответствие между тем, как мы развивались, и тем, как мы живем сейчас, когда пытаемся заснуть изо всех сил. «По сути, мы изолированы, и это может влиять на наш сон, — говорит он. — Может быть, бессонница и есть сверхбдительность — этакая эволюционная сверхспособность». Для Йетиша важно понимание того, что в нашем обществе сну уделяется очень много внимания, в то время как в изучаемых им традиционных обществах люди не пытаются спать определенное количество времени, а просто спят как получится. Источник: knife.media Комментарии: |
|