Что такое Web 3.0, и почему он всем стал нужен |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-06-12 12:33 В течении последних лет всё чаще высказывается мнение о том, что текущая модель Интернета технологически устарела и требует обновления: корпорации постоянно накапливают данные своих пользователей, произвольно устраивают цензуру и знают о людях больше, чем их друзья и родственники. Наиболее передовые представители интернет сообщества предлагают новые подходы по формированию Web 3.0 и рассказывают о том, как сделать Интернет лучше и безопаснее. В этой статье мы рассмотрим историю развития Всемирной Сети, выделим отличительные черты всех этапов становления Интернета и проанализируем то, что нам ждать в ближайшем будущем. Во-первых, важно отметить, что так называемые эпохи Интернета проявлялись постепенно. Не было четкого обозначенного перехода от Web 1.0 к Web 2.0. Вероятно, сообщество также не сможет одномоментно перейти на Web 3.0. Интернет развивалася, на вебсайтах начинали появляться новые технологические решения, Всемирная Сеть пришела к новым идеям и пользователи заметили, что они уже пользуются совершенно другой инфраструктурой. На этом этапе и провозглашали наступление новой эпохи, а также подвели итоги прошлой. Также сами подходы — условности, собранные вместе разные технические решения. Как показывает история, чаще всего они осознавались после сравнения сервисов и сайтов на предмет применяемых технологий и решений. Web 1.0 Само понятие Web 1.0 вошло в обиход, как ни странно, после появления Web 2.0. Сравнение показало, что Интернет стал совершенно другим и удалось выделить особенности и отличия прошлой «версии». Весь этап первой итерации Сети продлился с 1991 по 2004 год. Web 1.0 можно описать одной фразой — Read-Only (только чтение). Это же и объясняет основные концепции. У пользователей была возможность только просматривать страницы и взаимодействовать с контентом. Пользователи в Интернете еще не были вовлечены в создание контента, они использовали только то, что оказывалось на веб сайтах. Еще небыло никакой авторизаций, никаких трекеров и регистраций. Документы сайтов хранились на серверах в файловых системах и зачастую выдавались в том виде, в котором они были. Эта особенность вынуждала веб-местеров при добавлении новых страниц заново верстать те, что уже имелись, ради добавления ссылок. Для выравнивания контента применялись таблицы, на сайтах не было адаптивности и часто указывалось рекомендуемое разрешение, при котором вся информация открывалась бы корректно. Также не каждый сайт поддерживался всеми браузерами и веб-мастера размещали бейджи с логотипами тех веб-обозревателей, которые правильно работали с ресурсом. Типичный сайт времен Web 1.0 Дизайн сайтов тоже был очень далек от нынешнего разнообразия и интерактивности. Многие сайты пренебрегали HTML-разметкой и выдавали пользователям «сырой» текст. CSS-стили были непопулярны среди разработчиков. На страницах преобладали яркие цвета и материальные текстуры, копирующие дерево, камни или металл. Для динамичности на сайтах размещали GIF-анимации, которые хоть как-то оживляли контент. На закате эпохи Web 1.0 стали появляться форумы и чаты, которые позволяли пользователям самим участвовать в формировании контента. Но при этом компания Amazon с самого открытия своего сайта дала возможность клиентам оставлять отзывы на товары. В каком-то роде корпорация опередила время. Принцип работы Web 1.0 Подводя итог, выделим основные черты Интернета эпохи Web 1.0:
Web 2.0 В 2005 году американский активист движения за свободное программное обеспечение Тим О’Райли (Tim O’Reilly) опубликовал статью What Is Web 2.0. В материале О’Райли отметил, что в Сети начинает появляться все больше сайтов, объединенных идеями и единым принципом. В статье издатель четко разделил Web 1.0 и Web 2.0 и наметил вектор развития. Именно с помощью этой статьи до сих пор определяют ключевые принципы Сети «нового поколения». Считается, что эпоха Web 2.0 началась в 2004 году и продолжается по сей день. Теперь в дело включились большие корпорации и пользователи. Первые взяли под контроль Сеть и начали строить онлайн-империи, а вторым позволили принимать участие в создании контента. Сам Web 2.0 работает по принципу Read/Write Web (чтение/запись в Сети). В Интернет пришла повсеместная авторизация и возможность создать аккаунт практически на каждом сайте. Пользователи начали добровольно оставлять свои данные и давать согласие на сбор данных взамен на удобство и возможность пользования ресурсами. Компании же получили возможность зарабатывать на данных, продавая их рекламным агентствам, а некоторые открыли собственные, что помогло полностью сосредоточить прибыль в своих руках. В Web 2.0 появились социальные функции: все больше ресурсов позволяет пользователям общаться между собой, обмениваться сообщениями и осуществлять звонки. К социализации можно отнести и персонализацию: юзеры могут по-особенному оформлять собственные профили, добавлять на страницы фотографии и записи, размещать видеоролики и статьи. Пользователи публикуют материалы и получают реакции и оценки от других юзеров в виде лайков и комментариев. Также стоит отметить, что сайты начали вводить системы рейтинга — Карму или Репутацию. Изменения отразились и в дизайне. Внешний вид сайтов стал более приятным, стали преобладать округлые формы, простые точно подобранные цвета, дизайнеры начали обращать внимание не только на внешний вид, но и на удобство. Сайты стали более простыми, но не менее информативными. Появились сложные анимации, и ушла эпоха GIF. Несмотря на это, специалисты отмечают, что когда у каждого появилась возможность создаваться сайты, то в мир пришли шаблоны и это привело к однообразию. В целом отмечается, что в Web 2.0 преобладают паттерны, которые убивают индивидуальность и оригинальность сайтов. В обиход пришла типографика: текст на сайтах начал выделяться по мере значимости. Появились заголовки, подзаголовки, разные шрифты, подчеркивания и выделения. А сайты стали адаптивными: один и тот же веб-портал можно открыть как на десктопе, так и на смартфоне. Хабр — типичный представитель эпохи Web 2.0 Принцип работы Web 2.0 Разработка сайтов стала сложнее по сравнению с Web 1.0. Для удобства пользователей появились веб-службы, а данные начали передавать в форматах JSON или XML. Большая часть операций перешла на сервера компаний, и у юзеров отпала необходимость заботиться об обновлении данных и вычислительных мощностях. AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) позволил страницам не перезагружаться каждый раз, а асинхронно загружать только те данные, которые необходимы юзеру. Интернетом эпохи Web 2.0 «правят» рекомендательные алгоритмы. В интересах корпораций — удерживать внимание пользователя на платформе, поэтому компании стремятся рекомендовать юзеру тот контент, который будет любопытен человеку. Алгоритмы учитывают множество факторов и работают практически везде, начиная с социальных сетей и заканчивая маркетплейсами. Именно поэтому, если два пользователя откроют, к примеру, главную страницу YouTube, то содержимое на ней будет кардинально различаться. В этом принципе видно еще одно отличие Web 2.0 от первой «версии» Сети, когда одну и ту же страницу просматривали тысячи пользователей. Учитывая рост популярности социальных сетей и обилие контента, компании стали внимательнее относиться к публикуемой информации. На платформах появились строгие правила и модерация. Юзеры не контролируют публикуемый контент, а компании имеют право удалять те данные, которые нарушают правила. Подводя итоги, Web 2.0 отличается от Web 1.0 следующим:
Web 3.0 Основные концепции Web 3.0 обозначил руководитель компании Netscape Джейсон Калаканис (Jason Calacanis). Во-первых, важно отметить, что, как и ранее, ни у кого нет четкого представления о том, каким будет новый виток развития Интернета. Во-вторых, Web 3.0 находится на ранней стадии, поэтому пока доступны только первичные представления о технологии. Тем не менее Калаканис опубликовал свое видение будущего еще в 2007 году и считает, что на основе Web 2.0 должно появиться новое пространство, решающие основные проблемы. Основной проблемой руководитель считает обесценивание ресурсов и сервисов: относительная простота создания сайтов повлияла на возникновение однообразия. Тим О’Райли поддержал в свое время идеи Калаканиса, а также отметил, что Web 3.0 должен выйти за рамки привычного понимания Сети и начать «взаимодействовать с физическим миром». Определяющие характеристики Web 3.0:
Кроме ключевых отличий энтузиасты и специалисты пророчат и другие изменения. Во-первых, может поменяться способ авторизации в сервисах на единую прослойку, которая будет ключом ко всем ресурсам в Сети. Что-то похожее реализовано сейчас: с помощью аккаунта Google или Facebook можно войти на практически любой сайт, но в случае Web 3.0 единый аккаунт может стать и кошельком, и банковским приложением. Во-вторых, Интернет станет более демократизированным и полезность контента будут определять Децентрализованные автономные организации (ДАО), которыми станут крупные компании и сервисы, а участники ДАО будут иметь право голоса и принимать важные для контента и самих организаций решения. Иными словами, это что-то вроде глобальной системы кармы. Сейчас идеи Web 3.0 все еще остаются идеями и вызывают больше вопросов, чем понимания. К тому же, концепцию зачастую продвигают криптоинвесторы и NFT-энтузиасты, которые сводят все к новому виду заработка. Для лучшего понимания общих принципов и идеи я задал интересующие вопросы тимлиду компании Zoon Панкратову Александру. Ниже — небольшое интервью. Децентрализованные приложения подразумевают, что информация хранится на устройствах всех участников приложения, а не на едином сервере. Не значит ли это, что в будущем потребуются гаджеты с большим объемом памяти для хранения копии «половины Интернета»? Децентрализация, в которой все участники равноценны — самый простой и надежный вариант. Но это избыточное решение. Вот несколько примеров распределенных систем, действующих уже сейчас: 1. Торренты: можно скачать любую часть данных и раздавать только ее. Можно даже не раздавать. Благодаря тому, что разные куски находятся у многих пользователей, достигается сохранность и целостность данных. 2. Криптовалюты: для всех популярных криптовалют есть тонкие клиенты/кошельки, позволяющие не хранить у себя полный блокчейн. Etherium в этом плане сделает еще один шаг с внедрением шардирования. Т.е. сеть будет разделена на более мелкие части, чтобы ускорить обработку транзакций. 3. Разделение труда в человеческой истории: на заре человеческой истории каждое племя должно было полностью обеспечивать себя всем необходимым. Сейчас ни одна страна в мире не способна на такое. Человеческие знания и культура распределены между огромным количеством «участников». При этом участники не перегружены, но могут пользоваться всей сетью. 4. СМИ : в прошлом выпуск новостей был компетенцией государства и/или крупных СМИ. Сейчас новости появляются в социальных сетях, блогах, мессенджерах. Уже оттуда они попадают в классические СМИ. При этом пользователи подписаны на множество источников, чтобы получать информацию по всем интересующим темам. Я не вижу причин, по которым развитие Web пойдет против естественных трендов. Часто популяризаторы NFT говорят о том, что именно в Web 3.0 технология найдет свое истинное предназначение: каждый пост, картинка и видео будет записываться в блокчейн и подтверждать факт владения пользователем. Насколько целесообразно записывать каждый мем с котиком в блокчейн, и как это скажется на экологии, ведь мы уже начинаем получать предупреждения о том, что NFT «греет» планету? Я помню, как раньше предсказывали, что у всех будет собственный сайт или собственный персональный компьютер. В реальности все это оказалось избыточным и сложным. Вместо сайта — профиль в социальной сети, а вместо компьютера — смартфон. NFT — это модный тренд на уникальность. Такой же, как ICO в 2017. Сфера применения такая же узкая. Например, скины для оружия в CS:GO тоже, в некотором роде, NFT. Уже сейчас в сети достаточно данных о том, кто и когда впервые выложил оригинал картинки, текста, музыки. И блокчейн не нужен, чтобы подтвердить авторство в суде, если потребуется. Но при этом копии и переработанные версии контента распространяются с огромной скоростью. А обычному пользователю без разницы, кто автор мема с котиком. С другой стороны, есть тренд на монетизацию и эксклюзивный контент для платных подписчиков. Надеюсь, что в будущем эти две схемы породят гибрид, при котором потребление контента будет неразрывно связано с автоматическим поощрением авторов. Примерно такая схема сейчас используется в стриминговых музыкальных сервисах, когда доходы от подписок перераспределяются между музыкантами. Что касается экологии, то это никак не связано с принципами распределенного блокчейна. Майнинг — это просто один из механизмов честного распределения эмиссии криптовалюты и защиты увеличения от атак на блокчейн. Сейчас майнинг (Proof of Work, POW) отходит на второй план и заменяется на другой механизм - POS (Prof of Stake). Почему разговоры о Web 3.0 обычно сводятся в сторону криптовалют? «Новый Интернет» про криптовалюты или децентрализацию? Криптовалюты — это самая успешная реализация задачи о византийских генералах. Никто из участников не доверяет друг другу, но при этом все доверяют системе в целом. Основной фактор успеха — доверие. Его можно завоевать несколькими путями. Через открытый исходный код, прозрачную систему голосования операторов нод за обновления, понятный алгоритм начисления вознаграждений, открытую историю всех транзакций. Это схема работы BTC, ETH и других блокчейнов. Но есть и другой вариант: получить доверие пользователей с помощью собственного бренда. Выпуск токена USDT контролируется компанией Tether Limited. Она может выпустить неограниченное число своих токенов UDST. И даже есть мнение, что подобные факты были в прошлом. Однако это третья по капитализации криптовалюта, и ее курс стабилен. Криптовалюты от Facebook и Telegram также нельзя было назвать децентрализованными, но их популярность была настолько высока, что они могли стать угрозой для центробанков США и других стран. При этом сам центробанк США также обладает огромным доверием, которое выражается в стабильности курса. При этом другие фиатные валюты используют ту же централизованную «технологию», что и США, но доверие к ним ниже. Централизованная модель может работать хорошо. Но. «На одного Ли Куан Ю приходится много диктаторов, подобных Мугабе». Негативное влияние корпораций и политики усиливается, и это снижает доверие пользователей. Появляется спрос на децентрализованные решения. А криптовалюты — только один из множества «товаров». Как скоро ожидать переход к Web 3.0, и готовы ли корпорации отказаться от пользовательских данных и уйти к децентрализации? Децентрализация не означает отказ от данных. И нет серьезных предпосылок к тому, чтобы данных о пользователях становилось меньше. Пользователи с удовольствием загружают всю свою информацию в соцсети. А корпорации успешно ее анализируют и продают рекламодателям. Переход произойдет в тот момент, когда децентрализованные сети станут удобнее и привлекательнее классических. Биткоин на несколько порядков проще, быстрее и дешевле, чем SWIFT. Ютуб интереснее, чем телевизор. Новости в твиттере появляются раньше, чем в СМИ. Удобство и доверие — основные стимулы, а не технологии, лежащие в их основе. Децентрализация — это сложный механизм. При прочих равных централизованная база данных быстрее и дешевле в разработке, чем блокчейн. Если корпорации смогут сохранять доверие пользователей к своим платформам, то децентрализация может остаться не востребованной широким кругом пользователей. Меня больше интересует, захотят ли корпорации заботится о пользователях без конкуренции со стороны децентрализованных платформ. Возникли бы стриминговые сервисы без пиратства в сети? Источник: habr.com Комментарии: |
|