Шесть лекций о лингвистике на факультете компьютерных наук |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-05-04 18:00 На факультете компьютерных наук состоится серия лекций о лингвистике. Занятия будут проходить по пятницам в 16:40 с 6 апреля по 18 мая. В этом блиц-курсе лингвисты расскажут о языке, его устройстве и о том, как моделировать языковые процессы — в том числе компьютерно, и кому и зачем это нужно. В шести лекциях сотрудников Школы лингвистики факультета гуманитарных наук пойдёт речь о разнообразии языковых структур, о грамматической и звуковой стороне языка, выражении в языке пространственных отношений, взаимосвязи языка и общества, а также о сопровождающих речь жестах — словом, о тех аспектах лингвистики, которые могут найти своё применение и в компьютерных науках. Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться. 6 апреля 16:40, ауд. 509 Грамматическая система и грамматикализация Аплонова Екатерина Сергеевна Каким образом мы понимаем друг друга? Предположим, что дело в словах, которые называют все окружающие нас сущности. Но есть такая известная фраза: “Гло?кая ку?здра ште?ко будлану?ла бо?кра и курдя?чит бокрёнка”, где слова ненастоящие, но почему-то всё понятно. Дело тут как раз в грамматике, которая даёт нам дополнительную информацию о каждом слове и о предложении в целом, и таким образом мы понимаем, о чём идёт речь. А может ли обычное слово превратиться во что-то грамматическое? Например, в частицу, обозначающую будущее время, или даже перестать быть отдельным словом и сделаться морфемой? Как это происходит? Во всех ли языках? Об этом мы и будем говорить на лекции. Слайды 13 апреля 16:40, ауд. 509 Как можно изучать другие языки, при этом не говоря на них? Почему языки такие разные? Ронько Роман Витальевич Школа лингвистики: Преподаватель Сколько всего языков в мире? Что общего в якутском, русском и языке кпелле и что в свою очередь делает их такими разными? Существуют ли в языках мира универсальные закономерности и как это проверить? Как делаются современные лингвистические исследования и чему они посвящены? Эта лекция посвящена разным ответам на эти вопросы, получаемым в рамках разных подходов. 20 апреля 16:40, ауд. 509 Звуки речи — константы и переменные Зибер Инна Арнольдовна Школа лингвистики: Преподаватель Мы обмениваемся мыслями на расстоянии. Фантастика? Вовсе нет: так работает человеческий язык. Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звучащую речь — занимается самыми осязаемыми свойствами единиц языка. Современная фонетика — дисциплина на границе лингвистики, физиологии и акустики, невозможная без специального программного обеспечения, статистики и программирования. Фонетисты решают и прикладные задачи (постановка произношения, создание письменностей, распознавание и синтез речи, лингвистическая судебная экспертиза), и теоретические — они помогают понять, как устроены язык и мышление вообще. Бывают ли языки, где совсем нет гласных? Сколько разных звуков может произнести и услышать человек? Как слышат наш язык иностранцы? Каким русский звучащий язык был тысячу лет назад и почему изменился? На лекции слушатели смогут понаблюдать за самими собой, услышать звуки других языков и самостоятельно найти ответы на некоторые вопросы. Слайды 27 апреля 16:40, ауд. 509 Пространство вокруг нас — и в языке Яковлева Анастасия Владимировна Школа лингвистики: Ассистент Как язык кодирует пространственные отношения? Почему возникает идея движения там, где ситуация, казалось бы, статична? Как в разных языках передается пространственное положение объекта относительно воспринимающего субъекта или ориентира (справа-слева, вверху-внизу)? О картировании пространства и намерениях говорящего, связанных с маркированием положения объекта, о правилах речевого обозначения координат речь пойдет в связи с лингвистическими представлениями когнитивной науки, теории метафоры, речевой прагматики. Слайды 11 мая 16:40, ауд. 509 Социолингвистика (Язык и общество) Влахов Андриан Викторович Школа лингвистики: Приглашенный преподаватель Языком пользуются живые люди — а значит, язык не существует в отрыве от общества, которое на нём говорит. Мы постоянно замечаем, как общество влияет на язык, — например, когда создаём новые слова для новых реалий, подбираем правильное обращение в деловом письме или пытаемся объяснить нейросет? специфику русской культуры. Но и язык тоже влияет на общество — вспомнить хотя бы нелёгкую судьбу переводов (в том числе машинных) и переводчиков, которых не критикует только ленивый. Эта лекция — о непростых отношениях языка и социума: кто, как, когда и зачем пользуется разными языками, к чему это всё приводит и почему социальный контекст важен в любых науках, даже точных. Слайды 18 мая 16:40, ауд. 509 О жестикуляции, сопровождающей речь Рахилина Екатерина Владимировна Школа лингвистики: руководитель Всем известно, что жесты могут заменить звучащий язык. Как часто, не имея возможности что-то сказать словами, мы пытаемся (скажем, из окна уходящего поезда) изобразить что-то страшно нужное (скажем, забытые дома ключи) жестами. И сколько раз это получалось! А в случае с глухими людьми жесты просто образуют целую языковую систему. А вот системны ли те спонтанные жесты, которыми мы, непроизвольно размахивая руками, сопровождаем свою речь? Эта лекция о том, как такую системность можно обнаружить и описать. Тоже системно. Источник: cs.hse.ru Комментарии: |
|