Поговорим про Nocode

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-05-21 15:03

разработка по

Nocode — это название класса систем, которые позволяют с помощью графического интерфейса создавать вещи, которые обычно пишутся на языках программирования. Определение такое же нечёткое, как и понимание того, что именно можно относить к Nocode, а что нельзя.

Базово идее создать визуальный конструктор программ уже не один десяток лет. Но в последние годы это стало мощным трендом: во-первых, программисты всё больше нужны во всех сферах деятельности из-за повсеместной цифровизации и автоматизации, поэтому они стали дорогими; во-вторых, с развитием технологий и стартап-среды у всё большего числа компаний есть ресурсы и желание создавать разные новые инструменты и конструкторы. Поэтому в конструкторы стали превращать всё: от создания сайтов и приложений, до различных систем управления базами данных и алгоритмических цепочек. А в сети вы можете увидеть много рекламы про условные курсы nocode-"разработчиков" и якобы значительный рост числа вакансий.

По моему опыту, есть два больших класса задач, одни из которых поддались возможности решения с помощью nocode, а другие нет. И разделить их можно как-то так:

1. Тебе нужно выполнять одну конкретную задачу с помощью компьютера, и не важно, как именно (поддаётся)

2. Тебе нужно создать продукт, которым будут пользоваться другие (не поддаётся)

У тебя есть проблема, которую может решить компьютер. Тебе нужен конечный результат его работы, а не продукт, который ты потом куда-то продашь. И вот тут nocode-решения являются быстрым и относительно простым инструментом для достижения цели.

Если тебе нужна обработка данных, ты берешь либо старый добрый Excel / Google Sheets, либо новомодные Airtable, Coda итд. Да, Excel — хороший пример системы на границе между Nocode и Lowcode (о них напишу потом). Не смотря на то, что даже без макросов эксель-лист бесконечной размерности является Тьюринг-полным языком программирования, и на нём иногда из спортивного интереса создают чуть ли не 3D-игры, это всё равно почти nocode-решение. Многие вещи будут в нём делаться корявым образом (допустим, с помощью скрытых дополнительных столбцов с каким-то промежуточным подсчётом), в программировании такая работа заняла бы куда меньше места, и происходила бы более прямо. Тем не менее, к экселе можно сделать обработку данных почти любой сложности, даже нейросеть на базе экселя можно написать. И для многих задач это существенно проще, чем учить программирование. Даже я как программист нередко пользуюсь экселем для работы с данными, потому что это быстрее и вызывает меньше когнитивной нагрузки. Но с какого-то моменты костыльность и громоздкость решения в экселе становится слишком высока, и я перехожу на программирование.

Другие задачи тоже покрыты. Для простых сайтов-визиток очень круто выстрелила Tilda, и сейчас у неё уже десяток конкурентов разной сложности (Wix, Webflow итд). Сложные интернет-порталы вроде соцсетей и веб-приложений всё ещё делают с использованием языков разметки и программирования. Но для сайта-визитки или лэндинга под вебинар собрать что-то в Тильде сильно дешевле. Человеку нужен именно конечный результат: например, возможность приглашать на свой вебинар, и он этот результат получает без затрат на дорогих фронтенд-разработчиков.

С бэкенд-процессами частично тоже решено. Сервисы построения цепочек алгоритмов: Zapier, IFTTT, Make — позволяют создавать процессы под задачи в духе: "Если мне прислали письмо с определённого адреса, я хочу добавить строчку в гугл-таблицу". На таких системах условная мастерица по ноготочкам может сделать систему записи клиентов к ней.

Но здесь проявляется важный нюанс. На самом деле, он есть везде. Чтобы скомандовать компьютеру что-то сделать, ты должен понимать, хотя бы на общем уровне, как работает компьютер — а это уже часть мышления программиста. Для хорошей работы с экселем тебе придётся использовать формулы, в которых есть не только обычная алгебра, но и, например, логические выражения. Для работы в конструкторах алгоритмов тебе нужно понимать, что такое цикл и условный переход. В какой-то момент понадобятся и структуры данных, например, индексированные массивы (просто вы не будете их так называть, но работать с ними придётся). Даже чтобы собрать что-то в Tilda, нередко нужно хотя бы в общих чертах понимать, как работает вёрстка, допустим, на экранах разных размеров. Что такое пиксель, чем отличается внешний отступ от внутреннего и так далее.

В итоге изначальная цель — совсем отказаться от программистов — выполняется лишь частично. Для хорошей работы с nocode-сервисами нужно в некоторой степени программистское мышление. Не получится любой домохозяйке за пару минут натыкать себе подборщик рецептов, если только она уже не является человеком, который при желании и программирование бы мог выучить. Появление специальных вакансий только подтверждает это: если бизнесу нужен условный Senior Tilda Developer, значит, не может любой уборщик в компании набивать лэндинги. Впрочем, это, конечно, дешевле, чем нанять разработчика, и в этом смысле nocode задачу выполняет (с поправкой на то, что сами по себе сервисы могут быть дорогими, а ещё ты к ним навечно привязываешься).

В итоге nocode сервисы это в некотором смысле сервисы для ленивых программистов, а не для всех без исключения, как им хотелось бы быть. Естественно, к полному отказу от программистов это тоже не приведёт — как я уже упомянул, немало работы всё ещё требует большой гибкости. Создание собственного уникального продукта, которым потом будут пользоваться другие — один из таких видов работы — и именно она нужна очень многим бизнесам.


Источник: vk.com

Комментарии: