Нет никаких оснований считать, что весь диапазон жизни и сознания не распространяется на ту сферу, которую мы считаем чисто материальной

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Нет никаких оснований считать, что весь диапазон жизни и сознания не распространяется на ту сферу, которую мы считаем чисто материальной. Недавние научные исследования указывают на то, что жизнь и, возможно, своего рода инертное сознание присущи и земле, и металлу, и другим «неодушевленным» формам жизни, или же, по крайней мере, наводят на мысль, что эти формы содержат первичную субстанцию того, что в нас стало сознанием. Однако, если в растении мы еще можем смутно угадать то, что называется витальным сознанием, то на уровне Материи, инертной формы нам трудно понять или вообразить присутствие какого бы то ни было сознания; а то, что неподвластно нашему пониманию и недоступно воображению, мы считаем вправе отрицать. Тем не менее, более глубокое исследование сознания показывает, насколько маловероятно предположение о том, что непрерывность сознания нарушается в области материальной и Природа вообще допускает такой разрыв. Мысль имеет право предположить, что единство, присущее совокупности классов явлений, не может не распространяться и на отдельно взятый класс, хотя, возможно, и присутствует в нем в скрытом виде. Допуская непрерывность этого единства, мы приходим к существованию сознания во всех формах проявленной в мироздании Силы. И если исключить присутствие во всех формах сознательного или сверхсознательного Пуруши, в них все равно останется сознательная сила бытия, охватывающая в явном или скрытом виде все, включая даже поверхностные составляющие.

С этой точки зрения слово «сознание» неизбежно меняет свое значение. Оно больше не является синонимом ментальной активности человека, но передает и выражает самосознательную силу бытия; ментальное же — это только некоторый средний диапазон деятельности этой Силы. За порогом разума, за нижней его границей сознание предстает в витальных и материальных проявлениях природы, которые остаются для нас бессознательными. Выше границы разума сознание простирается в супраментальную, то есть сверхсознательную для нас, сферу бытия. Везде и всюду сознание — это единое целое, по-разному проявляющее себя. К этому сводится индийская концепция Чит, которая в виде энергии созидает миры. По существу, мы приходим к тому же единству, которое обнаруживает — правда, отправляясь от противоположной мировоззренческой позиции — и материалистическая наука, утверждающая, что Разум не может относиться к иной силе, нежели Материя, он есть просто стадия определенного развития материальной энергии. Согласно индийской мысли, Разум и Материя есть лишь различные состояния одной энергии, разные проявления единой сознательной Силы Бытия.

Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная


Источник: vk.com

Комментарии: