Напишу пару-тройку постов про то, «как это работает».

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Напишу пару-тройку постов про то, «как это работает». Не только фб, вообще вся информационная повестка. И в каком положении в связи с этим оказался каждый из нас. Любой, у кого есть логин и пароль. Куда-нибудь.

Несколько лет назад мне повезло послушать 2,5-х часовой разговор с Роджером МакНэми (Roger McNamee). Американский инвестор, музыкант, спикер. Классный чел. Я ожидала интересных историй, инвестиционных инсайтов каких-нибудь, музыки… А услышала мрачные прогнозы и тяжёленькую историю. И… не поверила. «Да ладна!» - подумала я. «Мужик капец как сгущает краски и вообще это конспирология какая-то…». Но человек так устроен: если тебе ломают хребет собственных представлений о прекрасном в одном месте, даже слегка, дальше - только хуже. Дальше инфу ты найдёшь сам. И пруфов я потом собрала тонны. И last but not the least- fb сегодня.

Сеть (как минимум, российский сегмент) напоминает место крушение гигантского лайнера, по обломкам которого бродят немногие выжившие. А кругом валяются детали фюзеляжа, осколки, детские игрушки, курсы, тренинги, семейные фоточки, размышления, заметки - все, чем люди наполняли собственные ленты десятилетие. (Как всегда, выиграл тот, кто ничего не делал. «Если у вас нету тёти», как пел тов. Лукашин. То вам, короче, и не умирать…)

Но давайте откатимся в 2006 год.

Мне этот год примечателен тем, что в играх впервые появились встроенные покупки. А Марку Цукербергу, возможно, тем, что ему 22 года и Амазон и Гугл предложили ему 1 млрд долларов за Фэйсбук. Социальная сеть с оборотом в 9 млн. долларов, созданная для общения студентов и учащихся колледжей, для регистрации - только e-mail. Фэйсбуку - 2 года.

Вот тогда помощник Марка и позвонил МакНэми и попросил встречи с боссом. Потому что Марк не знает, как поступить. Вся родня, друзья, партнёры твердили в один голос:

- Продавай! Если ты однажды сделал такую компанию, ты всегда сможешь повторить. И что такое 9 млн vs 1 миллиард?

Встреча состоялась в специальной рабочей комнате одной компании, занимавшейся разработкой компьютерных игр. Полная конфиденциальность: звуконепроницаемые стены, ни одного окна, максимальная изоляция (игровой бизнес - он такой, да). И Роджер, инвестор с огромным стажем, сказал:

- Марк, не продавай. Я не знаю ни одного кейса, когда кто-то смог повторить второй раз. (А я вот знаю, кстати: Дуров. Мы сейчас сидим в ВК, а параллельно бушует Телеграмм. Но это другая история).

Но тогда никакого Дурова не было. Были Сергей Брин и Безос. Были Амазон, Google и другие.

Марк решение принял.

И все поехало дальше.

А Роджер МакНэми на несколько лет стал личным ментором Цукерберга.

Однажды Google, в рамках стандартного маркетингового исследования, нацеленного на то, чтобы лучше узнать своего потенциального клиента, его предпочтения и интересы с тем, чтобы оптимизировать рекламу и предложить наилучшие товары, выяснил, что для самого точного маркетинга достаточно примерно 2% собранной о клиентах инфы. Кто что любит, куда ходит, чем интересуется - вот это всё. А 98% этого массива данных легли на сервера мёртвым грузом. Но ненадолго. Лучшие психологи-бихевиористы выяснили, что эта инфа характеризует каждого человека со 100% точностью, являясь уникальной как отпечаток пальца. А потом выяснилось, что основываясь на этой дате можно предлагать к рассмотрению коррелирующую с этой, дополнительную инфу. А потом стало понятно, что можно не просто предлагать инфу, а и подруливать вашими предпочтениями и интересами. На мягких лапах, совсем аккуратно.

Появилась GoogleПочта.

Опять-таки, исключительно с целью «улучшения качества обслуживания», Google стал читать письма, приторачивая соответствующую теме рекламу. Пишешь ты, мол, машина сломалась. А тебе внизу - реклама хорошего сервиса. Удобно? Кто спорит. Были, были те, кто забеспокоился. Таким - рекламу сразу убрали и лапки вверх подняли. Но большинство - не парились. Не парились даже, когда поисковику стали известны данные банковских карт и состояние счетов.

А чтобы удобнее было выдать сервис поближе к вашей сломанной машине, добавили геолокацию. Появились GoogleMaps. Теперь по улицам городов всех стран планеты стали ездить машинки и снимать фото локаций. Да и сами пользователи втянулись в геймифицированный интерфейс, отправляя на сервера фотографии улиц и домов поблизости. А чтобы лучше видеть - использовались дополнительные приблуды.

Появляются GoogleОчки. Удобно? Кто б спорил, я - нет. Я люблю гаджеты всей душой. (Из всех стран только Германия запретила Картам и пользователям видеофиксацию. Все остальные - нет). Зачем теперь спутники? Зачем отныне шпионы? Мы живём в самом дружелюбном и открытом мире эва. И сами передадим дату на сервер. Пошли мемасы: «Ты же не боишься GoogleMaps?”

BigData росла и пухла как на дрожжах. Все больше серверов, все больше мощностей, все точнее анализ. Идеальные маркетинговые предложения и рост продаж. «Купить в 1 клик».

Вы спросите, при чем здесь фб?))

Примерно в это время появилось понимание, что точное описание поведенческих паттернов личности может не только стимулировать покупку того, что человеку надо, но и того, что надо не очень. И даже того, чего совсем не надо. А потом было бинго! Ровно таким же образом, как вы покупаете «липкий лампа для стена» на АлиЭкспресс, о которой 5 минут назад даже не думали, вы начинаете иначе мыслить. В зависимости от того, какую информацию вы получали в последнее время в своей ленте. Мягко, ненавязчиво, мур-мур…

В этом месте вскинули головы и стали пристально смотреть на фб политики (и наверняка, различные разведывательные органы и государственные службы безопасности). Фигасе! Больше не надо никаких подтасовок, никаких предвыборных компаний, выступлений, бюджетов, уговоров: человек искренне думает, что это его, человека, выстраданная точка зрения. Идёт на избирательный участок и опускает бюллетень куда надо. И вот они, ручки. Чистая работа.

Вы знали, что одинаковый запрос в Google выдаст людям разные результаты? Вы верно догадались: в полном соответствии его личным профилем. (Привет всем, сломавшим пару ножей в битве выдавал ли GoogleTranslate «убить русского» или не выдавал. Если кратко, то если вы тот, кто хотел бы в душе русского убить - вам выдал. Кто не хотел - выдал цветочек. Такой Солярис, знаете? Рисует то, что сильно глубоко в подсознании и приходит к вам старым родительским домом или окровавленной любимой женщиной. Up to you.)

А знаете, что Википедия разным пользователям выдаёт несколько… эм… разные статьи на одинаковые запросы? Теперь знаете.

Информационный пузырь. Или, как мне нравится больше, FilterBuble. Потому что дело не в информации, дело в фильтрах. В зависимости от потока подаваемой информации вам в ленту, поисковую выдачу, рекомендаций Amazone (или Ozon, туда же), формируется и реформируется ваше жизненное мировоззрение. Ваши взгляды, политические предпочтения, пищевые пристрастия, отношения, выбор друзей, любовников, книг, событий. На горизонте на конях на фоне красного закатного солнца встают ЛОМы (лидеры общественного мнения). У них офигенские заработки, потому что эти люди как-то быстрее всех насобачились формировать огромные Пузыри одновекторных людей. А потом направлять и модифицировать ментальность собственных подписчиков в нужном направлении. И купить - что надо. И проголосовать - где надо. И на площадь выйти, когда надо. Рекламные бюджеты ЛОМов зашкаливали. ФБ подмахивал, выставляя им приоритеты к выдаче. Все текло дальше.

Примерно в это время Роджер и ещё несколько разрабов сети фб забили тревогу. Специфичные проблемы кода и IT оставались недоступны широкой публике. Но стали очевидны профессионалам. Тогда МакНэми предпринял несколько попыток привлечь внимание общественности. Но как говорит он сам: «Вы знаете, каково это? Выступать перед людьми, чья основная работа - делать вид, что они не понимают, о чем, собственно, речь?»

МакНэми пишет большое эмоциональное письмо. Марку. И ещё нескольким членам Совета директоров. «Если бы я мог переписать это письмо сегодня, я бы сделал его намного менее эмоциональным». Марк ответил вежливо и аккуратно: «Это как-то, видимо, связано с проблемами с public relations?» Связано, Марк, связано… МакНэми уходит из фб и перестаёт быть личным ментором Цукерберга.

Вы помните свою юность? Те, кому сегодня 40+? Мы пели одни песни, слушали одну музыку, смотрели одни фильмы. «Что гармошкой? Каблук гармошкой?» и все весело заливаются смехом, мгновенно считывая отсылку. И всей планетой слушали Beatles. Культурологически тот поток информации объединял людей. Он и сейчас объединяет. Ту, олдскульную Америку. Или СССР. И общее, глобальное пространство планеты. Pink Floyd, Битлы, Рамштайн, Фицджеральд, Марк Твен, Луи де Финес, Челентано, Достоевский… И в рамках общей парадигмы каждый уже решал тонкие настройки для себя лично.

Каждый резидент фб сегодня сидит в личном коконе фильтрационного пузыря. Максимальная диверсификация. Дальше - только разобрать на атомы. А уже эти нано-пузыри объединяются в один гигантский кулак и наносят удар по кому нужно. Харли Ванштейн? Домогался? БАМ! ? BLM? ? ЛГБТ? Трамп? Болотная? Майдан? ???Что важно? Вы абсолютно уверены в собственной правоте и в том, что это именно вы приняли именно это решение и взяли именно эту сторону.

Если вы - сомневаетесь в вакцинации, вы получаете ленту, изобилующую пруфами, мнениями и доказательствами. Будете внимательно читать - через год обнаружите себя на площади, с искаженным лицом и плакатом. Ровно так же работает и в обратную сторону. Без разницы. Кого вы сочтёте идиотом и источником всех бед? Да конечно же, вот этих дебилов, что колятся как наркоманы. От них все беды! Осталось только обозвать их как-нибудь пообиднее. (В противоположном лагере все то же самое. Зеркально.)

Фб сотрудничает с лучшими психологами мира. И они очень быстро вычислили ряд законов человеческой психики. Среди них:

1. Ложь и фейки распространяются быстрее, эффективнее, чем сухая констатация фактов.

2. Страх и беда привлекают внимание намного сильнее, чем счастье и успех. Такова человеческая биология.

3. Холивар и срач устроить и вести намного легче , чем взвешенный и аргументированный диалог. Первое - умеют все, без исключений. Второе - доступно единицам и требует серьёзных усилий.

4. Первое эмоциональное впечатление остаётся навсегда. Никакие опровержения после - не работают. (Показать какую-нибудь кровавую резню - это навсегда запомнят. А то, что потом мелким шрифтом будет подписано, что информация оказалась непроверенной и фейком - не играет никакой роли).

Резиденты фб, перешедшие в ВК сетуют: невозможно как следует забанить! Так, как в фб: чтоб ни слуху, ни духу от человека. Был и - нет его. А во ВК все равно видно гада. Cancel Culture (культура отмены). Как быстро привыкли, да? Даже в своих маленьких мирках. Можно взять и отменить Джони Дэппа, к примеру. Или как Венедиктов на почившем Эхе закэнселил Михаила Веллера. Просто его не стало. Это ж страшно, правда? Ты есть, но тебя никто не видит, не слышит, не читает. Что ты сделаешь? Ничего. Ты будешь биться в собственной банке неслышимый никем. Можно, чем черт не шутит, отменить и страну? Убрать памятники, музыку и музыкантов, писателей вымарать, забанить, закрыть, стереть. Пусть беззвучно кричат за стеклом. Пусть весь мир увидит их искаженные в крике рожи и похожие на глупое кривляние позы. А заодно - хороший пример другим. Ты подумай сто раз, прежде чем высказаться. Ибо в ответ ты можешь огрести и очень сильно. Или тебя сотрут. Как ластиком. Страшно написать что думаешь? Страшно вообще стало высказаться лишний раз? О тож!

Ну и попутно, растут продажи. Всего и всем. Чем сильнее взвинчен человек, чем больше он выведен из равновесия, чем расшатанный его нервная система, тем больше спонтанных покупок, донатов на армию, одобрения людоедских решений, кровожадных глаз и ртов, требующих смести с лица земли.

Фб стал площадкой тотального разъединения людей. Агрессии. Желания насилия и наказаний. Отчаяния и потери смыслов. И каждый уверен: это лично его выбор, его взгляд, его мировоззрение. Сделанные свободно и открыто. «Глубоко продуманное, внутреннее решение».

Хватит сил? Проведите эксперимент: смените избранное и подписки на диаметрально противоположные на месяц. В лучшем случае, вы станете адептом иной парадигмы. В худшем - упадёте в глубочайшем депрессию и выхватите серьезные расстройства психики и здоровья (Такое происходит с теми, кто все пытается разобраться, изучить иную точку зрения, «быть объективным». Короче, хоть как-то сохранить человеческое в себе. Именно им достаётся самый мощный удар. Потому что не надо объективно, надо как надо. Поэтому, таких будут выбивать).

То, с каким остервенением западные страны ни на секунду не задумываясь, взяли сторону и поддержат любые действия против РФ - поражает воображение, надо сказать. С чистым ущербом себе, собственной экономике, любой ценой. В противовес встаёт такая же ненависть. Забыто в мгновение ока все. Отмены, совместные проекты, технологии, сотрудничество и планы. Россиян спасает технологическое отставание: не столько охвачено, не так глубоко. И правительство не умеет пользоваться чужими инструментами. Но передовой отряд украинских пользователей бьет из всех орудий. И на мой взгляд, это и было фундаментальной ошибкой. Что продажи, что пропаганда - не любят прямой в голову. Любят мягко, технично и скрытые прошивки.

Ненависть, ненависть… К тем, кому просто довелось оказаться в другом пузыре.

Что с этим всем делать, ребят? Я пока не знаю. Лучшее, что предприняла для себя - как говорили бандиты в 90-х: «словила тишину». Замолчала. Ушла с радаров. Очень точечно и общо мявкаю. Во многом ещё и потому, что до сих пор не имею окончательного мнения. Единственное, что пожалуй, существует точно во мне, это вот это: я никогда не буду желать поражения своей стране и своему народу, в чем бы ни заключалась их победа. Я никогда не пойду против собственной страны, неважно, что лично я там себе думаю. Потому что это напоминает мне поведение клетки, которая вдруг возжелала смерти всему организму. И начала делиться так, как считает нужным лично она и ряд рядом стоящих клеток. Их ещё называют раковыми.

Остальное - сильно факультативно и по мере поступления.

Ах, да. Чуть не забыла. Пруфы сказанному. Увы, прямых нет, ибо разговор с Роджером МакНэлом я слушала давно, в прямом эфире, в закрытом платном клубе мыслящих людей со всего мира, членом которого являюсь много лет. Но всю канву и много больше написанного вы можете посмотреть в книге Роджера «Засахаренные: проснуться в FB катастрофе». (Не переведена. Но пока доступна в оригинале.) “Zucked: Waking Up to the Facebook Catastrophe”


Источник:
Fatal error: Call to undefined function getPostSource() in /var/www/u36739/data/www/ai-news.ru/news-det.php on line 158