Метод морфологического ящика или морфологический анализ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-05-13 14:16

Философия ИИ

Метод морфологического ящика или морфологический анализ. Подходит для тех случаев, когда надо:

предложить много разных идей,

улучшить объект,

сделать его многофункциональным.

Но сразу хочу отметить, что это алгоритмический перебор вариантов, основанный на анализе структуры объекта, а не просто мозговой штурм.

Алгоритм работы следующий:

1. Точно сформулировать проблему.

А зачем мы вообще работаем с этим объектом? Какая у нас цель? Где это можно применить? Очень важно задавать эти вопросы детям, иначе это обычное фантазирование, а ТРИЗ учит тому, что система не может быть направлена сама на себя, она должна приносить пользу людям.

2. Записать основные свойства объекта (цвет, размер, форма, материал, характер и т.д.)

3. Расписать возможные варианты каждого свойства (например, форма: точка, линия, круг, квадрат, растительные формы, лента Мёбиуса и т.д.)

4. Занести эти данные в таблицу.

5. А дальше комбинаторика: выбираем одно любое значение из каждой строки. Я всегда за упорядоченный перебор и детей этому учу, чтобы не потерять какие-то варианты.

Для этого на первоначальных этапах можно рисовать дерево возможностей.

6. Выбрать оптимальный вариант (полезный, нестандартный, красивый и т.д.).

Естественно, чтобы вот так работать с этим методом, детей сначала надо подготовить. И я согласна с мнением коллег о том, что нужна систематическая работа с этим методом, постепенно увеличивая сложность работы.

В дошкольном возрасте или в 1 классе можно поиграть в игру "Морфологические/волшебные дорожки". На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует герой или любой объект и с ним происходят самые невероятные изменения. При этом после изменения какого-то признака надо обязательно спросить ребёнка о том, на что теперь похож этот предмет (развиваем образное мышление).

Когда этот этап усвоен хорошо, берём 2 свойства(без работы с таблицей), затем начинаем работать с 3-4 свойствами.

Благодаря этому методу у детей развивается творческое воображение, формируется представление о мире как о бесконечном сочетании различных элементов, которые можно изменять.


Источник: vk.com

Комментарии: