![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Когда компьютеры были большими |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-05-24 09:51 Интервью Михаила Анатольевича Иорданского в честь 80-летнего юбилея. 80 лет - иногда не более чем цифра. Один из таких примеров Михаил Анатольевич Иорданский, доктор физико-математических наук, профессор кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании, один из основателей российской школы информатики и признанный эксперт в области дискретной математики. Именно с него началась информатика как предмет в Мининском университете, а затем и в школах региона. 45 лет он посвятил работе в Мининском университете. О том, каким было начало информатики и нового витка развития образования и как всегда оставаться молодым душой, мы спросили у самого Михаила Анатольевича. Михаил Анатольевич! Весь более чем 10-тысячный коллектив Мининского университета поздравляет Вас с юбилеем! Как начался Ваш День рождения? — С подготовки к празднованию. Собрались все гости и моя большая семья: двое сыновей, трое внуков, одна внучка, одна правнучка и моя супруга, с которой мы в браке уже 58 лет. ![]() Не могли бы раскрыть для наших студентов секрет таких прочных семейных отношений? — Во-первых, важно время, когда жениться. Ведь если человек совсем молод - ему проще дается это решение, он еще «не напуган» тяготами жизни и ему легче приспособиться к другому человеку. Семейная жизнь - как погода, она не бывает одинаковой, меняется. Надо быть к этому готовым. А как вы пришли в профессию? — Я родился в Уфе. В старших классах школы, после переезда семьи во Владимир, увлекался радиотехникой. Моя старшая сестра училась на мехмате ГГУ (нынешнего ННГУ), она-то и “перевезла” меня в Нижний Новгород, Поступил на радиофизический факультет. В университете в рамках курсовой, а затем дипломной начал работать на ЭВМ. Моим руководителем был член-корр. АН СССР, профессор факультета ВМК МГУ Яблонский С.В. С этого и начался мой интерес к информатике и дискретной математике. Постоянство свойственно Вам не только в семейной жизни. 45 лет Вы трудитесь в Мининском университете и являетесь одним из основателей российской школы информатики. Изменился ли подход к подготовке учителей информатики за это время? — Изменился и не раз - ведь “все течет, все меняется”, как сказал Гераклит. Но начну с небольшой предыстории. По окончанию радиофизического факультета Горьковского государственного университета по распределению я поступил на работу в научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики, который располагался совсем неподалеку - на ул. Ульянова, д. 5. И каждый день, проходя мимо тогда еще Горьковского государственного педагогического института (ГГПИ), и предположить, не мог, что когда-нибудь буду работать здесь. В первые годы моей работы в ГГПИ, не было никакой вычислительной техники, кроме простейших калькуляторов. Для организации учебного процесса была приобретена ЭВМ «Наири-К». Это малая машина 2 поколения с производительностью несколько сотен операций в секунду, что было вполне достаточно для решения широкого класса учебных вычислительных задач. Однако, габариты и вес оборудования этой ЭВМ были внушительные, не такие как сейчас - персональные и компактные. Она занимала целую аудиторию. Дисплея не было, вводили данные через электрифицированную печатную машинку. Казалось, что машина тогда “понимала с полуслова”, буквально было так: если нужно было ввести слово – название оператора, то машина автоматически допечатывала его. Это так быстро происходило, что студентки даже испуганно вскрикивали от неожиданности. Сейчас это сложно себе представить, а тогда компьютер был чем-то совершенно новым и неизвестным для большинства людей. К началу 80-х годов у нас уже были две ЭВМ “Наири-К”. К этому времени установились контакты с экспериментальной лабораторией школьной информатики, созданной при ВЦ СО АН СССР (рук. акад. Ершов А.П.). В 1985 году вышло постановление о внедрении в школы нового предмета - информатики. Нам предстояло начать готовить учителей по этому предмету. В ГГПИ как и во всех педагогических институтах страны, была создана кафедра информатики и вычислительной техники (ИВТ), заведующим которой и стал ваш покорный слуга. Подход сначала был безмашинный - массового распространения компьютеры не имели, да и в школах их особо не было, но мы уже говорили об алгоритмах, о простейшем программировании. Спустя какое-то время в ГГПИ стали появляться персональные компьютеры «Ямаха». Позднее при кафедре ИВТ была создана лаборатория новых информационных технологий в образовании (НИТО). Начиная с 1985 года, мы стали заниматься переподготовкой учителей школ и преподавателей средних специальных учебных заведений по информатике, подготовкой преподавателей ГГПИ по вопросам применения вычислительной техники и ускоренной подготовкой по информатике студентов старших курсов математического и физического факультетов. Затем техника перестала быть редкостью, и компьютерная грамотность отошла на второй план, стала пройденным этапом. Теперь мы стали учить основам алгоритмизации и программированию по-настоящему. Вы тогда понимали, что вы делаете что-то совершенно новое, что впоследствии изменит и образование, да и весь мир? Испытывали ли гордость за свою работу? — Я начал работать на компьютерах задолго до того, как пришел в НГПУ. Компьютеры были в СССР, но они мало использовались в учебном процессе, в основном, - на производстве и в науке. Это была моя родная стихия, но я увидел новое поле приложения - образование. Очень интересно - учить людей чему-то принципиально новому. Когда видишь, как людям интересно, как они на тебя реагируют и самому приятно - не зря живу! Много было эмоционального и положительного. Это был творческий процесс - мы же только начинали, все придумывали с нуля. Каждую неделю совещались на кафедре - обсуждали методические вопросы: что и как лучше преподавать по различным информационным дисциплинам, не только фактуру, но и методику. ![]() Тогда, в 70-80 годах, когда информатика только зарождалась, а компьютеры были большими, вы могли предположить, что когда-то человечество настолько шагнет вперед в плане информационных технологий? — Конечно, не могли. Сейчас использование компьютера в своей профессии стало само собой разумеющее. Многие вещи, например, интернет, раньше мы и не представляли. Помню, как мне пришлось проводить работу по подключению НГПУ к интернет – провайдеру по прямому проводу, по выделенной линии. В результате - в каждом из трех компьютерных классов на учительском месте появился выход в интернет. А потом уже через локальные сети, интернет пришел к студентам на каждом рабочем месте. Им стали доступны огромные информационные ресурсы. Конечно, есть проблема: количество знаний увеличивается непропорционально продолжительности жизни. Успеть за знаниями можно теперь только с помощью информационных технологий. Вспоминаю, как после окончания университета я работал в НИИ ПМК. Готовишь к публикации статью - идешь в библиотеку и заказываешь необходимый материал из иностранного журнала. И уже забываешь о том, что заказывал эту статью, когда она приходит. А теперь - все мгновенно - достаточно набрать адрес соответствующей ссылки. Какое сокращение времени! Его мало, а успеть нужно больше. Чем дальше - тем большая оптимизация времени будет нужна. Все рутинное от человека уйдет к машинам. Человеку будет оставаться только то, что ещё не удалось формализовать на текущий момент времени. В фантастических фильмах часто показывают, как искусственный интеллект побеждает человеческий? Такое вообще возможно? — Машина делает только то, что в нее заложено человеком. Ученые считают, что мозг человека используется очень мало, но у человека появляются помощники - рутинные задачи выполняют машины. Все истории, что машина взбесится и начнет вести себя так, как хочет - плод фантазий и воображения. Разве что произойдут какие-то мутации, которые человек не закладывал. Информационные технологии прошли огромный путь. Как вы думаете, куда наука будет двигаться дальше, в каком направлении? — Человечеству предстоит научиться управлять гравитационным полем, не электромагнитным, а именно гравитационным. Но чтобы им управлять, нужны большие энергии, не сопоставимые с теми, что есть сейчас. Для этого нужно передавать огромные объемы информации, чего пока мы делать не умеем, но это в принципе возможно. Михаил Анатольевич, в то, что вам уже 80 лет, поверить очень сложно. В вас столько энергии и любви к жизни! Раскроете ваш секрет для наших студентов? — Секреты скажу – может все в генах? Мой дядя прожил 99 лет, прошел всю войну. Одного года до 100 лет не хватило, обидно! У меня 9 двоюродных братьев и сестер - кому за 90, кому около. Я люблю ходить на лыжах. Правда дистанции, конечно, сократились, раньше и по 25 км преодолевал, но все же. До сих пор за рулем, очень люблю природу, дачу, собирать грибы. По своему воспитанию остаюсь «ниишным» человеком. Научная работа поддерживает меня в рабочей форме, придает жизненные силы: на днях принята к публикации в журнале «Дискретная математика» моя статья, связанная с оценкой эффективности суперкомпьютерных вычислений. Я бы пожелал нашим студентам любопытства - с него все начинается. Надо дорожить каждым днем! Каждый момент невозвратим, поэтому я желаю всегда и во всем находить положительное! Нужно быть естественным - работай, а слава тебя найдет. ![]() Источник: m.vk.com Комментарии: |
|