Когда компьютеры были большими

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Интервью Михаила Анатольевича Иорданского в честь 80-летнего юбилея.

80 лет - иногда не более чем цифра. Один из таких примеров Михаил Анатольевич Иорданский, доктор физико-математических наук, профессор кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании, один из основателей российской школы информатики и признанный эксперт в области дискретной математики. Именно с него началась информатика как предмет в Мининском университете, а затем и в школах региона. 45 лет он посвятил работе в Мининском университете. О том, каким было начало информатики и нового витка развития образования и как всегда оставаться молодым душой, мы спросили у самого Михаила Анатольевича.

Михаил Анатольевич! Весь более чем 10-тысячный коллектив Мининского университета поздравляет Вас с юбилеем! Как начался Ваш День рождения?

— С подготовки к празднованию. Собрались все гости и моя большая семья: двое сыновей, трое внуков, одна внучка, одна правнучка и моя супруга, с которой мы в браке уже 58 лет.

Не могли бы раскрыть для наших студентов секрет таких прочных семейных отношений?

— Во-первых, важно время, когда жениться. Ведь если человек совсем молод - ему проще дается это решение, он еще «не напуган» тяготами жизни и ему легче приспособиться к другому человеку. Семейная жизнь - как погода, она не бывает одинаковой, меняется. Надо быть к этому готовым.

А как вы пришли в профессию?

— Я родился в Уфе. В старших классах школы, после переезда семьи во Владимир, увлекался радиотехникой. Моя старшая сестра училась на мехмате ГГУ (нынешнего ННГУ), она-то и “перевезла” меня в Нижний Новгород, Поступил на радиофизический факультет. В университете в рамках курсовой, а затем дипломной начал работать на ЭВМ. Моим руководителем был член-корр. АН СССР, профессор факультета ВМК МГУ Яблонский С.В. С этого и начался мой интерес к информатике и дискретной математике.

Постоянство свойственно Вам не только в семейной жизни. 45 лет Вы трудитесь в Мининском университете и являетесь одним из основателей российской школы информатики. Изменился ли подход к подготовке учителей информатики за это время?

— Изменился и не раз - ведь “все течет, все меняется”, как сказал Гераклит.

Но начну с небольшой предыстории. По окончанию радиофизического факультета Горьковского государственного университета по распределению я поступил на работу в научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики, который располагался совсем неподалеку - на ул. Ульянова, д. 5. И каждый день, проходя мимо тогда еще Горьковского государственного педагогического института (ГГПИ), и предположить, не мог, что когда-нибудь буду работать здесь.

В первые годы моей работы в ГГПИ, не было никакой вычислительной техники, кроме простейших калькуляторов. Для организации учебного процесса была приобретена ЭВМ «Наири-К». Это малая машина 2 поколения с производительностью несколько сотен операций в секунду, что было вполне достаточно для решения широкого класса учебных вычислительных задач. Однако, габариты и вес оборудования этой ЭВМ были внушительные, не такие как сейчас - персональные и компактные. Она занимала целую аудиторию. Дисплея не было, вводили данные через электрифицированную печатную машинку. Казалось, что машина тогда “понимала с полуслова”, буквально было так: если нужно было ввести слово – название оператора, то машина автоматически допечатывала его. Это так быстро происходило, что студентки даже испуганно вскрикивали от неожиданности. Сейчас это сложно себе представить, а тогда компьютер был чем-то совершенно новым и неизвестным для большинства людей. К началу 80-х годов у нас уже были две ЭВМ “Наири-К”. К этому времени установились контакты с экспериментальной лабораторией школьной информатики, созданной при ВЦ СО АН СССР (рук. акад. Ершов А.П.).

В 1985 году вышло постановление о внедрении в школы нового предмета - информатики. Нам предстояло начать готовить учителей по этому предмету. В ГГПИ как и во всех педагогических институтах страны, была создана кафедра информатики и вычислительной техники (ИВТ), заведующим которой и стал ваш покорный слуга. Подход сначала был безмашинный - массового распространения компьютеры не имели, да и в школах их особо не было, но мы уже говорили об алгоритмах, о простейшем программировании. Спустя какое-то время в ГГПИ стали появляться персональные компьютеры «Ямаха». Позднее при кафедре ИВТ была создана лаборатория новых информационных технологий в образовании (НИТО).

Начиная с 1985 года, мы стали заниматься переподготовкой учителей школ и преподавателей средних специальных учебных заведений по информатике, подготовкой преподавателей ГГПИ по вопросам применения вычислительной техники и ускоренной подготовкой по информатике студентов старших курсов математического и физического факультетов.

Затем техника перестала быть редкостью, и компьютерная грамотность отошла на второй план, стала пройденным этапом. Теперь мы стали учить основам алгоритмизации и программированию по-настоящему.

Вы тогда понимали, что вы делаете что-то совершенно новое, что впоследствии изменит и образование, да и весь мир? Испытывали ли гордость за свою работу?

— Я начал работать на компьютерах задолго до того, как пришел в НГПУ. Компьютеры были в СССР, но они мало использовались в учебном процессе, в основном, - на производстве и в науке. Это была моя родная стихия, но я увидел новое поле приложения - образование. Очень интересно - учить людей чему-то принципиально новому. Когда видишь, как людям интересно, как они на тебя реагируют и самому приятно - не зря живу! Много было эмоционального и положительного. Это был творческий процесс - мы же только начинали, все придумывали с нуля. Каждую неделю совещались на кафедре - обсуждали методические вопросы: что и как лучше преподавать по различным информационным дисциплинам, не только фактуру, но и методику.

Тогда, в 70-80 годах, когда информатика только зарождалась, а компьютеры были большими, вы могли предположить, что когда-то человечество настолько шагнет вперед в плане информационных технологий?

— Конечно, не могли. Сейчас использование компьютера в своей профессии стало само собой разумеющее. Многие вещи, например, интернет, раньше мы и не представляли. Помню, как мне пришлось проводить работу по подключению НГПУ к интернет – провайдеру по прямому проводу, по выделенной линии. В результате - в каждом из трех компьютерных классов на учительском месте появился выход в интернет. А потом уже через локальные сети, интернет пришел к студентам на каждом рабочем месте. Им стали доступны огромные информационные ресурсы. Конечно, есть проблема: количество знаний увеличивается непропорционально продолжительности жизни. Успеть за знаниями можно теперь только с помощью информационных технологий.

Вспоминаю, как после окончания университета я работал в НИИ ПМК. Готовишь к публикации статью - идешь в библиотеку и заказываешь необходимый материал из иностранного журнала. И уже забываешь о том, что заказывал эту статью, когда она приходит. А теперь - все мгновенно - достаточно набрать адрес соответствующей ссылки. Какое сокращение времени! Его мало, а успеть нужно больше. Чем дальше - тем большая оптимизация времени будет нужна. Все рутинное от человека уйдет к машинам. Человеку будет оставаться только то, что ещё не удалось формализовать на текущий момент времени.

В фантастических фильмах часто показывают, как искусственный интеллект побеждает человеческий? Такое вообще возможно?

— Машина делает только то, что в нее заложено человеком. Ученые считают, что мозг человека используется очень мало, но у человека появляются помощники - рутинные задачи выполняют машины. Все истории, что машина взбесится и начнет вести себя так, как хочет - плод фантазий и воображения. Разве что произойдут какие-то мутации, которые человек не закладывал.

Информационные технологии прошли огромный путь. Как вы думаете, куда наука будет двигаться дальше, в каком направлении?

— Человечеству предстоит научиться управлять гравитационным полем, не электромагнитным, а именно гравитационным. Но чтобы им управлять, нужны большие энергии, не сопоставимые с теми, что есть сейчас. Для этого нужно передавать огромные объемы информации, чего пока мы делать не умеем, но это в принципе возможно.

Михаил Анатольевич, в то, что вам уже 80 лет, поверить очень сложно. В вас столько энергии и любви к жизни! Раскроете ваш секрет для наших студентов?

— Секреты скажу – может все в генах? Мой дядя прожил 99 лет, прошел всю войну. Одного года до 100 лет не хватило, обидно! У меня 9 двоюродных братьев и сестер - кому за 90, кому около. Я люблю ходить на лыжах. Правда дистанции, конечно, сократились, раньше и по 25 км преодолевал, но все же. До сих пор за рулем, очень люблю природу, дачу, собирать грибы. По своему воспитанию остаюсь «ниишным» человеком. Научная работа поддерживает меня в рабочей форме, придает жизненные силы: на днях принята к публикации в журнале «Дискретная математика» моя статья, связанная с оценкой эффективности суперкомпьютерных вычислений.

Я бы пожелал нашим студентам любопытства - с него все начинается. Надо дорожить каждым днем! Каждый момент невозвратим, поэтому я желаю всегда и во всем находить положительное! Нужно быть естественным - работай, а слава тебя найдет.


Источник: m.vk.com

Комментарии: