КАК МЫ СМОТРИМ ГЛАЗАМИ И ЧТО ВИДИМ МОЗГОМ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Все, что человек воспринимает органами чувств в здравом уме и твердой памяти, буддисты называют условным видением, подобным иллюзии, т.е. обусловленным (кармическим) видением. Ученые, изучающие мозг и сенсорные системы утверждают: человек смотрит глазом, а видит мозгом. При чем, в процессе восприятия достаточно неоднозначностей, парадоксов, искажений. В том, что буддисты утверждают 2500 лет и относительно новыми открытиями нейро-науки достаточно параллелей. И те, и другие ставят акцент на том, КАК обрабатывается информация, поступающая от органов чувств.

Опишу нейробиологическое объяснение «искажения» на простом примере зрительного восприятия банана

Весьма сжато приведу буддистскую точку зрения, основанную на исследованиях с помощью медитативных техник. Вторая истина благородных гласит: у неудовлетворенности (ду?хкха), пронизывающей всю нашу жизнь, есть причина. Под причиной понимается базовое незнание своей истинной природы, наше изначальное заблуждение относительно реальности, из-за которого появляются мешающие эмоции и жесткие концепции. Фокус в том, что изначальное заблуждение сопровождает каждый момент нашей познавательной деятельности (когда мы видим, слышим, чувствуем запахи, вкус, испытываем физические ощущения, идентифицируем и оцениваем), а значит познание «искажено». В буддизме этому соответствует образ человека, которому стрела угодила в глаз. Ослепленный неприятным (болью) будет автоматически отталкивать от себя источник; человек, испытывающий приятное ощущение, автоматически тянется к его источнику; переживающий нейтральное ощущение склонен игнорировать его источник. Как увидим дальше, это напрямую соотноситься с первичной оценкой воспринимаемого объекта как хорошего, нейтрального или плохого, которую ученые называют автоматической.

Опишу нейробиологическое объяснение «искажения» на простом примере зрительного восприятия банана. Но сначала – почему зрение? Зрение признается самым важным источником пространственной информации в буддизме, так и в науке. Свыше 90% знаний о внешнем мире человек получает при помощи глаз. Кроме того, известно, что зрительная информация является более точной и подробной, чем полученная от других органов чувств. Существуют и доказательства того, что люди, принимая решение о поведении в пространстве, больше всего доверяют именно ей. «увидеть» близко по смыслу к «удостовериться».

Итак, человек смотрит на банан. Оптические нервы (сенсорные нейроны в глазах) вначале замечают продолговатую и изогнутую жёлтую штуку. Возбуждаемые этим стимулом, нейроны начинают посылать сообщения в таламус — нейронную структуру, находящуюся в самом центре мозга. Таламус играет роль сенсорного хаба: там сортируются сенсорные сообщения перед тем, как отправляться в другие зоны мозга.

Когда сообщения от оптических нервов отсортированы в таламусе, они передаются в лимбическую систему. На этом уровне мозг даёт непосредственную оценку («чую нутром»), в данном случае — продолговатой, жёлтой и изогнутой штуки, определяя зрительный стимул как хороший, плохой или нейтральный. И надо сказать, что сенсорные системы снабжены весьма изощренными способами фильтрации биологически важной информации, которые работают и на уровне одиночной рецепторной клетки, и на уровне сенсорных систем.

Автоматическая (т.е. без участия сознания) оценка (хороший, плохой или нейтральный) сразу же запускает ряд физических реакций, активизирующих сердце, лёгкие, основные группы мышц рук, груди, живота, ног, а также органы, отвечающие за выработку гормонов. Так автоматическая оценка «заряжает» организм на действие (захват-стремление - отторжение, борьба – бегство). Здесь участвуют области мозга, имеющие дело с памятью. Т.о. восприятие происходит мгновенно, помимо сознания, но целенаправленно.

Только после того, как тело среагировало, аналитическая часть мозга начинает интерпретировать физическую реакцию в контексте автоматической эмоциональной оценки (гнев, страх, удовольствие и проч.). В коре головного мозга информация организована в паттерны или понятия, образующие «карту», которую мы используем для ориентации в повседневном мире. Благодаря этим паттернам мы способны узнавать и называть воспринимаемый нами объект и предсказывать его поведение или ассоциирующиеся с ним «правила» (хочешь съесть банан – сними кожуру).

Кора головного мозга оценивает паттерн и делает заключение, что объектом, стимулировавшим наши оптические нервные клетки, на самом деле был банан. То есть мы смотрим глазом, но видим мозгом.

И если в коре головного мозга уже сформирован паттерн, или понятие «банан», то она предоставляет всевозможные ассоциативные подробности, основанные на прошлом опыте: например, какой вкус у банана, нравится ли нам этот вкус или нет, и все остальные детали, относящиеся к нашему понятию банана. Все эти ассоциации дают нам возможность решить, как реагировать на объект, воспринимаемый как банан.

Достигая стадии узнавания банана, мы в действительности больше не видим первоначальный объект. Вместо него мы видим его образ, сконструированный корой головного мозга - нейроизображение. И этот образ обусловлен огромным разнообразием факторов, включая окружающую обстановку, наши ожидания, предшествующий опыт, равно как и саму структуру наших нейронных цепей. Кора головного мозга в определенном смысле формирует наш мир – или наш персональный телевизор.

Чтобы почувствовать, как наш мозг "видит" и обрабатывает информацию, заключенную в нейроизображении, поставим простой эксперимент. (Этот опыт много лет назад продемонстрировали сотрудники Института проблем передачи информации РАН Г. М. Зенкин и А. П. Петров.) Войдем в хорошо затемненную комнату и, оставаясь там в течение 10-15 минут, привыкнем к темноте. Затем возьмем в правую руку заранее приготовленную импульсную фотовспышку, направим ее на ближайший предмет, скажем на собственную свободную руку, и нажмем спусковую кнопку. Вспышка длительностью около миллисекунды давно кончилась, свет уже не действует на сетчатку, но мы четко видим... нейроизображение собственной руки. Уберем ее за спину: где же она на самом деле? Глаз (точнее, зрительная система!) говорит, что рука перед нашим лицом, а соматосенсорная система утверждает, что рука за спиной... В течение примерно 10 секунд мы еще видим так называемый последовательный образ.

Итак, ученые приходят к выводу: восприятие нельзя считать просто неким механизмом расшифровки сенсорной информации, обеспечивающим пространственно-временное измерение внешних раздражителей. Результатом восприятия является нечто совершенно новое, созданное работой мозга отчасти из сырого материала реакций органов чувств, отчасти сформированное разнонаправленными процессами центральной нервной системы, протекающими в данное время, а также полученными в результате научения уроками прошлого опыта (Wyburn et al.,).

Лонгчен Рабджам - один из самых эрудированных Мастеров тибетского буддизма пишет: "Поскольку все явления сводятся к осознаванию, - пробуждённому уму, в котором они возникают самопроизвольно, то как бы они ни возникали, точно так же они не существуют, демонстрируя нечто вроде иллюзорного представления".

Литература:

Лонгчен Рабджам, Драгоценная Сокровищница Дхармадхату

Пол Экман. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь

Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Йонге Мингьюр Ринпоче

НиколлсДж. Г. и др. От нейрона к мозгу. Под ред. Балабана П. М., Гиниатуллина Р. А Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. Брунер Дж. О перцептивной готовности // Хрестоматия по «ощущению и восприятию" Way, B. M., Creswell, J. D., Eisenberger, N. I. & Lieberman, M. D. 2010), ‘Dispositional Mindfulness and Depressive Symptomatology: Correlations with Limbic and Self-Referential Neural Activity During Rest’ и др.


Источник: homo-perpetuus.livejournal.com

Комментарии: