Города как «арены» микроэволюционных процессов: Изменения поведения, популяционной структуры, отбор

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Почему я горжусь недавно законченной книгой по урбанизации птиц https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=287757 - развитые там идеи позволяют сказать нечто новое и интересное совсем в других областях.

Первая - антропогенез, сходный с урбанизацией необходимостью приспособления к возрастающей новизне, дифференциации разных составляющих новизны и устойчивых действий в условиях неопределённости. Я об этом немного писал в контексте отбора "генов урбанизации" - DRD4 и SERT http://www.socialcompas.com/2020/12/13/geny-urbanizatsii-i-prisposoblenie-k-sredovomu-stressu/. Антропогенез интересен своей двойственностью: частью происходивших в нём изменений похож на доместикацию (отсюда высокая популярность идей «самодоместикации» человека https://vk.com/wall187880884_10271), отчасти на урбанизацию «диких» видов птиц и млекопитающих (для её понимания концепция доместикации негодна вовсе). Первое связано с большей социальностью людей сравнительно с антропоидами, в том числе с управляемостью словом и другими символическими формами, вырабатываемыми общественной жизнью людей в рамках так называемой культурой, как собаки, козы, овцы и лошади управляются «социальными подсказками» людей и сородичей.

Второй — с большей готовностью людей к активному поиску проблемных ситуаций (исследование неизвестного и потенциально опасного, активное расселение в новые места, отнюдь не обусловленное нехваткой ресурсов в прежних), большей готовности действовать в них без немедленного выигрыша, при сильном сопротивлении (т.е. больше рисковать), лучшим выбором действий в условиях риска и неопределённости, в первую очередь лучшей дифференциацией стимулов на «опасность» и «шум» (или «проблему» и «помехи в решении»), более точной, лучше запоминающейся классификацией деталей окружения или обстоятельств ситуации, в которую актор попал и пр. Принятие новизны и готовность рисковать Homo sapiens особенно контрастирует с поведением наиболее филогенетически близких нам шимпанзе, давно и прочно попавшихся в «ловушку эндемизма». На генетическом уровне первое связано с «генами доместикации», у разных доместикантов и человека разумного (но не неандертальца с денисовцем!) перекрывающихся примерно на треть, второе с отбором по генам урбанизации, DRD4 и SERT.

Системные сходства антропогенеза с урбанизацией "диких" видов, особенно в когнитивной сфере (отбор вариантов DRD4, связанных с восприятием новизны и готовностью рисковать, лучшей классификацией составляющих ситуации или элементов окружения) показывает фундаментальное противоречие человеческой природы.

С одной стороны, Homo sapiens - самый социальный из млекопитающих. Он единственный, кто всю свою жизнь находится в состоянии социальной связанности с другими и социальной зависимости от них: прочие виды позвоночных, даже самые близкие к нам антропоиды, в жизненном цикле неизбежно имеют период дисперсии и/или переселения между группировками. Подобные особи асоциальны и их поведения - пока не включились в структурированные сообщества сородичей, соответствуют идеализациям социобиологии. https://vk.com/wall187880884_5918 Человек - единственный вид, у которого этой стадии нет, у которого социальная связанность и социальная зависимость настолько повсюдны и всепроникающи, что проявляются в кооперативности познания и кооперативности размножения т.е. в сферах, ключевых для прогрессивной эволюции позвоночных через растущую эмансипацию от среды, для чего выработались специальные "инструменты" (совместное внимание к проблемным ситуациям, совместной действие для её разрешения, зона ближайшего развития у детей, "тянущая" их способности вверх и вперёд усилиями всех членов социума). Посредством искусственного отбора по поведению человек навязал эти "инструменты" одомашненным видам, платой за что стали повреждения в репродуктивной сфере, лучшая управляемость поведением входит в конфликт с селекцией по хозяйственно ценным признакам.

Однако выбор поведения, определяющего, с какими жизненными ситуациями встретится личность, где и когда, какова будет "планка" их трудности/новизны, люди производят столь же лично и независимо от других (или от общего мнения), как птицы в "городских" популяциях делают однотипные выборы каждая в одиночку "следуя за средой" собственными решениями и независимо друг от друга.


Источник: urss.ru

Комментарии: