ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


(В.Л.Таланов)

Как по мне, то в определении сознания в только что (перед этим) опубликованном посте Андрея Парфенова пропущен один очень важный момент, относящийся к эволюционной причине возникновения сознания и в то же время наглядно расшифровывающий его сущность, отвечающий на вопрос, почему наше сознание именно такое, а не иное. В частности, этот пропущенный момент отвечает и на собственный вопрос А.Парфенова, заданный им в конце поста, а именно:

"Почему за нашу осознанность (п. 1) и за наше поведение (п. 3) отвечает одна и та же часть психики, известная как "сознание"? Это не очень понятно."

Сейчас попытаюсь объяснить коротко, в чем тут дело, и почему тождественность нашей субъективной осознанности с сознательным регулированием поведения отсюда как раз прямо вытекает, то есть становится понятной в своей необходимости и неизбежности.

---------—

СОЗНАНИЕ появилось, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ДВИЖЕНИЕМ ОСОБИ В ПРОСТРАНСТВЕ. Это его самое первичное, а значит, и самое главное предназначение. От этого и надо плясать в анализе всех феноменов сознания.

Подсознание может сколь угодно расщепляться на параллельно происходящие процессы переработки информации. Но тело у животного одно, и рот один (кстати, эволюционно – самый главный орган, мозг всего лишь его обслуживает). И траектория движения по земле у животного может быть только единственная – нельзя разделиться на две половинки, чтобы одна зашагала налево, а другая – направо. Поэтому над всеми параллельно происходящими в нервной системе бессознательными процессами и нужен такой оконечный орган, который интегрирует всю бессознательную информацию (вернее, использует нужную ее часть) для принятия решения, куда целостно двигаться – влево или вправо. В этом смысле сознание есть и у червей. Сознание – это оконечный орган выбора траектории движения нашего тела в пространстве. У тех, кто питается не непрерывно (как инфузории), а «хапками», настигая добычу, примитивное сознание выступает еще и как орган принятия решения: кусать, или нет (то есть поостеречься).

Сознания нет только у растений – потому что они сидят в земле и никуда не движутся, а значит и принимать решения – налево теперь или направо, - им не нужно. Процессы информационной переработки есть и у них, но они – распределенные и параллельные, отдельные у каждого листа, не сопоставленные последовательному перемещению растения в пространстве и времени как единого целого, поэтому они и не образуют последовательного сознания, сопоставленного непрерывной линии жизни растения как целостной особи (по крайней мере, не образуют сколько-то развитых форм сознания – хотя бы как у червя).

У некоторых самостоятельно перемещающихся живых организмов совсем нет памяти. Но на эволюционной лестнице примитивная оперативная память появляется очень быстро: всегда выгоднее знать и помнить, где ты был несколько секунд или минут тому назад, и как там было – хорошо или плохо. Потому что это позволяет еще и решать: плыть дальше, или лучше на несколько шагов назад вернуться и поискать другой путь. Короче говоря, для успеха выживания полезно держать в оперативной памяти окончательного органа принятия решения на действия весь отрезок своей траектории в ее непрерывной последовательности, включая и несколько прошедших секунд (а лучше минут), и план движения на следующие несколько секунд.

Поскольку всё это, связанное с выбором траектории и с памятью на недавнюю траекторию перемещения своего тела в пространстве (где каждой точке траектории сопутствует некая оценка субъективной удовлетворенности), и есть задача сознания (на первых этапах эволюции – главная и единственная), то сознание приобретает форму строго последовательного процесса переработки информации. Каждая точка этого процесса сопоставлена в памяти некоему моменту поступательно движущегося времени и некоей пространственной координате нашего фактического присутствия в окружающем мире. тоже меняющейся со временем непрерывно, последовательно.

Философы часто говорят о сознании, как о некоей непрерывной текущей линии нашего движения в мире. «Сознание – это текущее настоящее», - говорил Хайдеггер. Текущее настоящее образовано суммой короткой недавней памяти о прошлых следах нашего движения и короткого же плана-прогноза нашего дальнейшего будущего движения по миру, – добавим это мы тут еще к словам Хайдеггера. В целом же текущее настоящее, вся информация о котором хранится в виде упорядоченного вектора событий в оперативной памяти, - это отрезок, с началом в недавнем прошлом. и с концом в близком хорошо предсказуемом будущем. Это и есть наше «текущее настоящее», то есть наше сознание, и одновременно с этим же (как станет понятно дальше) - самосознание.

Сознание всегда в некотором смысле тождественно самосознанию – потому что сознание всегда отслеживает траекторию НАШЕГО перемещения по линии жизни (то есть перемещения меня как целостной особи, вернее, последовательного перемещения моего фокуса внимания - потому текущая линия жизни, то есть сознание, не прерывается и в те моменты, когда человек думает совсем не о себе, и не о выборе действий на следующие секунды, а об абстрактных понятиях и интегралах). Сознание - это недавняя текущая история последовательного перемещения нашего фокуса внимания, составленная из последовательной цепочки тех решений и действий, которые были предприняты на этом пути. Это и есть наша текущая линия жизни, то есть СОЗНАНИЕ.

И всё это хранится в оперативной, то есть в рабочей памяти. Для полноценного сознания важно не только помнить в их последовательности самые недавние свои действия (в привязке их ко времени и пространству), но, в идеале, - еще и хранить память о наиболее важных событиях своих вчерашних траекторий. И не только вчерашних, но и далекого отрочества тоже. Правда, тут действует правило информационной экономии - чем отдаленней время, тем выше порог важности событий, которые сохраняются в памяти. Вот вся эта последовательная история жизни, постоянно доступная сознанию (яркая только в недавних деталях, но все более затуманивающаяся по мере отдаления событий во времени) и составляет наше самосознание, то есть предмет нашего "Я".

Есть ли в головном мозгу единый центр сознания? Стоит ли за сознанием некая ключевая структура мозга?

Понятно, что сознание обслуживается множеством информационных процессов бессознательной сферы, и уже в этом смысле его работа носит пространственно-распределенный характер. Но если говорить о главных для сознания структурах, то это кора гиппокампа (та ее часть, которая ведает нашей ориентировкой в пространстве и сохраняет память о недавних перемещениях) и часть передней лобной коры, в первую очередь, наверно, дорсолатеральная ее часть - потому что именно тут происходит управление фокусом нашего внимания.

Никакие параллельные бессознательные процессы (при всей их высокой эффективности с точки зрения объема перерабатываемой информации) не могут выполнить роль сознания, потому что именно ввиду своей параллельности и оторванности от единственности тела целостной особи, от реального времени и реального пространства, они не могут быть сопоставлены тоже единственно осуществляемой, единственно реальной и строго последовательно осуществляемой траектории перемещения тела субъекта во времени и пространстве.

ЕЩЕ РАЗ: Психический процесс, отслеживающий эту траекторию, помнящий эту траекторию, эту «мировую линию» хотя бы за недавние несколько секунд, и. главное, выбирающий единственное направление этой траектории на следующую секунду – ЭТО И ЕСТЬ СОЗНАНИЕ. И понятно, что этот процесс, в отличие от всех бессознательных параллельных – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ (суксцессивный, а не симультанный). Почему он непременно последовательный? Потому что все его точки, как говорят математики в таком случае, БИЕКТИВНО отображаются на реальные, последовательно расположенные во времени и пространстве точки нашей жизненной траектории (непрерывной жизненной траектории нашей многоуважаемой особи как целого).

Наше самоосознание – это и есть текущее ощущение, информационное отображение нашей собственной мировой линии в настоящий момент, включающее в себя отображение нашей непрерывной траектории в недавнем прошлом времени, наше местоположение в настоящую секунду, и прогноз перемещения и действий на короткое ближайшее будущее (а именно, на ту глубину будущего, которая зависит не от случайностей, а полностью и только от наших УЖЕ ПРИНЯТЫХ решений). Вот этот отрезок мировой линии из недавнего прошлого в близкое предсказанное будущее, который в виде непрерывной последовательной линии событий отображается в оконечном центральном процессоре мозга – вот этот отрезок и есть наше сознание.

В общем-то, оно же – и самосознание, поскольку хранит в себе образ нашего Я в виде истории всей нашей жизненной траектории. Хотя, более строго говоря, самосознанием сознание становится лишь в те мгновения, которые обращается к мыслям о себе самом.

В рамках постоянного модельного представления (то есть осознания) своей текущей траектории мы принимаем все решения о выборе дальнейшего направления этой траектории, то есть управляем своим поведением. Отсюда и следует, почему самоосознание и управление поведением сливаются в рамках единого процесса (ответ на вопрос, который поставил в конце своего поста Андрей Парфенов).

Как видим из вышесказанного, даже примитивным животным, использующим целенаправленное перемещение в пространстве, никак не обойтись без сознания. Другое дело, что мы на базовое понятие сознания привыкли прикручивать еще и дополнительные, эволюционно более поздние, уже почти чисто человеческие надстройки:

- Во-первых, долговременную эпизодическую память (память на эпизоды прошлых событий). Помнить всю непрерывную траекторию нашего движения по миру с момента рождения было бы нецелесообразно – это и слишком много байт занимает, и будет только затруднять принятие оперативных эффективных решений на выбор дальнейшей траектории. Тут явно важнее совсем недавние события, чем те, что были с нами в детстве. Лишняя информация – не всегда благо. Однако долговременная эпизодическая память помогает нам вспоминать полезные (то есть ассоциативно связанные с настоящим) отрезки давних наших прошлых траекторий. И это - выгодно (потому что дополнительно улучшает наши решения по выбору дальнейшей траектории нашего движения по миру с точки зрения безопасности, пропитания, и размножения наших генов).

- Во-вторых, на более высоких эволюционных ступеньках к сознанию приплюсовывается такое его специфическое состояние, которое именуется воображением. Вместо того, чтобы просто спать, эволюционно продвинутое животное в состоянии покоя продолжает деятельность своего сознания, но без реального перемещения по миру, а лишь моделируя, разыгрывая в белоинтуитивной фантазии сценки своих альтернативно возможных траекторий. Подобное белоинтуитивное воображение - это специфическое использование эпизодической памяти со снижением качества фильтрации между нею и сознанием. Такое белоинтуитивное воображение служит в конечном счете поиску более эффективных решений, поэтому БИ, во-первых, сопряжена с оценками эффективности нужных шагов (отсюда её связь с ЧЛ и ЧЭ), а во-вторых - является довольно-таки эгоистической функцией.

- Черно-интуитивное воображение приплюсовывается к сознанию на ступеньках эволюции еще позднее. ЧИ требуется тем животным, у которых появляется длинное детство и длинный процесс детского обучения, то есть животным, которые проживают свою взрослую жизнь не столько за счет инстинктов, сколько за счет индивидуально накопленного опыта. В смысле накопления детского опыта ЧИ – самая полезная функция. Она помогает упорядочивать окружающий мир, пользуясь для этого весьма отдаленными аналогиями из уже ранее накопленного опыта. Не будь ЧИ, и всё детское обучение закономерностям окружающего мира стало бы невозможным. У человека роль ЧИ наиболее продвинута в сравнении со всеми животными, потому что человеку дольше всех в детстве приходится учиться. ЧИ детей работает на структурирование информации. ЧИ прошивает ассоциации на основе далеких аналогий, выдвигает гипотезы, далее проверяепт эти догадки. Наконец, формирует всё более совершенную структуру знаний. Короче говоря, ЧИ работает на совершенствование разветвленной статической структуры тесно взаимоувязанной информации. Отсюда и связь с БЛ, и статический характер самой ЧИ – наряду с БЛ. У ЧИ нет прямой связи с эгоизмом - в отличие от БИ, она служит обучению, упорядочиванию информации, а не поиску конкретных оптимальных путей удовлетворения потребностей.

Результаты обучения откладываются как в нашу долговременную эпизодическую, так и в нашу смысловую (семантическую память). Большей частью это всё сугубо бессознательный багаж. В сознание извлекается он в виде нужных знаний только по мере необходимости.

- Для того, чтобы оперировать с экскурсами своей ЧИ в мир аналогий и ассоциаций, чтобы работать с извлекаемыми из долговременной семантической памяти полезными знаниями и навыками (поведенческими эталонами), в том числе выраженными в словах (появилась вторая сигнальная система!), чтобы работать с оценками по БЛ и ЧЛ, сознанию надо отвлекаться от непосредственного перемещения в пространстве на чисто мыслительную моделирующую работу. Хотя активное, то есть осознанно направляемое пространственное перемещение на эти периоды чисто мыслительной активности сознания и прекращается (потому что фокус сознательного внимания един, он отслеживает реальный ход времени, запоминает свое целостное по нему перемещение и раздваиваться не может!), но время-то в окружающем мире продолжает течь, и потому также и на периоды нашей чисто мыслительной активности с её двигательным «бездельем» наша непрерывная мировая линия тоже сохраняется. Но сохраняется именно в виде памяти уже о движении не нашем, а о движении наших мыслей, то есть уже в виде некоей абстрактной, обобщенной траектории, - тоже выстроенной последовательно во времени, но не в пространстве окружающих елок, берез, опасных змей и вкусных пирожков, а в некоем обобщенном пространстве - среди символов философских понятий, математических значков умножения и деления, среди производных и интегралов. Так наше сознание обретает для себя еще и новую интеллектуальную ипостась. Из мировой линии в мире реальных вещей переходит на некоторых своих отрезках-этапах в мировую линию в мире абстрактных символов.

Стоит помнить главное. Основная функция сознания – это управление текущей траекторией движения. Для этого в центральном оконечном процессоре сознания воспроизводится наложенная на последовательный ход времени наша мировая траектория за какой-то текущий промежуток времени, захватывающий в себя как недавнее близкое прошлое (сохраняемое в оперативной, рабочей памяти сознания), так и близкое будущее, тоже полностью однозначное, известное, - так как решения по нему уже приняты.

Всё это есть не только у человека, но и у кошки, и у червяка. У человека фасад сознания лишь дополнительно украшается финтифлюшками в виде фантазирования и интеллектуальной мыслительной деятельности.

У кошки в этом смысле – хижина, у человека – дворец. Но и то, и то, - в первую очередь готовый дом с крышей. - Сознание.

Человеческую способность к так называемому "самосознанию" мы обычно отделяем от сознания животных. В этом есть некий резон, так как самосознание - это по сути взгляд на себя как на абстрактный символ. То есть способность думать о себе любимом через некий обозначающий себя астрактный символ - имя, отражение в зеркале, мысленный образ себя в окружении других, рисунок себя и т.п. Следовательно, самосознание стоит чуть выше просто сознания - ведь для него требуются хотя бы зачатки абстрактного мышления. Без них, а в идеале - и без речи (как развернутой системы символов) для проявлений самосознания остается мало места. Хотя самой первой градацией самосознания, уже указывающей на его зачатки, считается всего лишь способность узнавать, идентифицировать себя в зеркале. И речь для этого, оказывается, не так уж обязательна - ведь довольно многие животные (и помимо человека) на это способны.

В.Л.Таланов


Источник: vk.com

Комментарии: