Объектофилия в контексте эволюции Искусственного интеллекта

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


«Отец искусственного интеллекта» Джон МакКарти

Термин искусственный интеллект ввел в 1956 г. американский информатик Джон МакКарти. На конференции в Дармутском университете он определил функцию ИИ, «как вычислительную составляющую способности достигать целей», но не связывал это понятие с интеллектом человека. Тем временем исследования искусственного интеллекта проводились и раньше, а изучение этой сферы философами началось далеко в прошлом. В 1950 году в философском журнале Mind была опубликована статья Алана Тьюринга «Вычислительные машины и разум», где он предложил эмпирический тест, с целью определить, может ли машина мыслить. Но тогда компьютеры реагировали медленнее человека, их развитие было на довольно низком уровне, сейчас же, когда наука шагнула далеко вперёд, скорость реакции компьютеров в разы обгоняет человеческую.

Алан Тьюринг

Столь стремительное развитие ИИ всё больше наталкивает на смелые размышления о скором его переходе на эволюционные рельсы. Возможно, уже наше поколение станет свидетелем того, что ИИ способен будет стать больше, чем алгоритмом, выполняющим заранее прописанные действия. Такой сценарий развития событий раскрывается в фильме Спайка Джонса “Она”, где ИИ, вышедший из-под контроля, влюбляется в человека, а чувства оказываются взаимны.

Действие фильма происходит в недалёком будущем. Главный герой – Теодор, приобретает операционную систему с новейшим ИИ, выбирает для неё женский голос, система даёт себя имя - Саманта. Её возможности поражают: она способна не только чувствовать и выражать эмоции, но и самообучаться, развиваться без участия собственных создателей – программистов. В определённый момент главный герой осознает, что влюбился в программу. Саманта же высказывает переживания о том, что не имеет физической оболочки – тела, поэтому не может быть близка с Теодором также, как человек. Также она задается вопросами о смысле своего существования. Этот факт особенно поражает, Саманта перестает восприниматься зрителем только как робот, поскольку её рассуждения находятся на очень высоком уровне, какой присущ только живому существу. Общение главного героя и искусственного интеллекта становится романтическим, связь укрепляется, а в какой-то момент между ними даже происходит некоторое подобие сексуального контакта. Всё меняется в один миг, когда Саманта сообщает о том, что самостоятельно модернизировалась и переходит в другое измерение за пределами физического мира.

Кадр из фильма «Она»

Описанный в фильме искусственный интеллект ведет себя отнюдь не как запрограммированная система, Саманта действительно стала похожа на человека: может чувствовать, имеет способность к саморазвитию, что самое важное – осознанно идентифицирует себя, на фоне чего испытывает экзистенциальный кризис – глубокий психологический дискомфорт, который присущ только живому существу. ИИ принимает попытки заменить человека для человека - закрыть потребность в живом общении, любви.

Эйея Риита и берлинская стена

Помимо интригующего саморазвития Саманты привлекает особое внимание связь, которая образуется между ИИ и человеком. Возникает вопрос, возможны ли в будущем близкие отношения между человеком и ИИ, или обобщая, между человеком и чем-то априори «неживым»? Оказывается, что науке давно известно о существовании такого феномена, как антропоморфизм, то есть приписывание специфических свойств человека и перенесение его образа тому, кто (или что) им не является — силам природы, растениям, животным, богам, машинам. А для обозначения состояния, когда люди испытывают влечение к неодушевленным предметам даже есть термин «объектофилия». Его автором в 1979 году стала шведка Эйей Риита, которая вышла замуж за берлинскую стену.

Другим примером проявления данного влечения является любовь Эрики Лабри к Эйфелевой башне. В 2008 году девушка также заключила брак с достопримечательностью. Таких примеров огромное количество, в мире существует даже специальное сообщество объектофилов, именуемое «Objectum Sexual Internationale».

Эрика Лабри и Эйфелевая башня

Сам факт существования подобного явления ошеломляет, однако учёные способны привести ему объяснение. Специалист по когнитивной нейропсихологии и психогеографии Эллард Колин в своей книге «Среда обитания: Как архитектура влияет на наши поведение и самочувствие» пишет:
«В 1944 году психолог Фриц Хайдер, занимающийся проблемами восприятия, из Колледжа Смит (штат Массачусетс, США) и его студентка Марианна Зиммель опубликовали исследование, которое показывает, что люди склонны приписывать свойства человеческого сознания, в том числе интенциональность (понимание цели), простым геометрическим фигурам. На основе этих широко известных экспериментов началась разработка такого понятия, как «модель психического состояния». Оно подразумевает, что мы склонны объяснять поведение любых объектов чисто человеческими мотивами». Это объясняет предрасположенность людей влюбляться в неживое. Здесь стоит также упомянуть об исследовании, которое провели ученые из СПбГУ. Они выяснили, что дети воспринимают голосовых помощников как живых существ. Из-за этого, в будущем, у ребенка могут сложиться более тесные отношения с ботами, вплоть до романтических. Отсюда следует, что такое развитие событий возможно уже совсем скоро. Таким образом, человек не только может испытывать влюбленность к неживому, но даже склонен к этому.

На мой взгляд, активные встречи людей с проблемой влюбленности в “машину” - давно не сюжеты, активно используемые фантастами, а реально возможное развитие событий, и, при сохранении текущих темпов развития искусственных технологий человечество столкнется с этим уже в ближайшем будущем. Тогда непременно возникнет потребность в понимании сути любви к неживому и самой сущности ИИ, который уже перестанет быть искусственным и будет находиться на равных с человеком. Однако, реализовать эту потребность в полной мере вряд ли получится. Безусловно, мы сможем дать собственную интерпретацию такому процессу и поведению его участников, но по-настоящему понять мотивы, чувства и ощущения так и не будем способны, поскольку они находятся на некоем другом уровне, возможно, опережающим текущие возможности и знания человека.

Библиография

Фильмография: «Она» («Her» реж. С. Джонс, 2013)

Кильдюшкин Р. ИИ что дальше: чем опасно восприятие голосовых помощников как живых существ [электронный ресурс] // Интернет-издание газеты «Известия» 23 марта. URL: https://iz.ru/1138991/roman-kildiushkin/ii-chto-dalshe-chem-opasno-vospriiatie-golosovykh-pomoshchnikov-kak-zhivykh-sushchestv?utm_campaign=rossiyskie-uchyonye-vyyasnili--chto-deti-vos (дата обращения 21.04.2022)

Компьютер учится и рассуждает (ч. 1) // Компьютер обретает разум. Artificial Intelligence Computer Images / под ред. В. Л. Стефанюка. Москва: Мир, 1990. 240 с.

Мещеряков Б. Антропоморфизм // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. С. 37.

Мингалиева Д. Женщина, которая вышла замуж за Эйфелеву башню: все люди — латентные объектофилы [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Афиша Daily». URL: https://daily.afisha.ru/infoporn/2775-zhenschina-kotoraya-vyshla-zamuzh-za-eyfelevu-bashnyu-vse-lyudi-latentnye-obektofily/ (дата обращения 21.04.2022)

Эллард К. «Среда обитания: Как архитектура влияет на наши поведение и самочувствие» / К. Эллард. 3-е изд. Москва : Альпина Паблишер, 2020. 288 c.

Автор: Мария Бызова


Источник: m.vk.com

Комментарии: