![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Научный интерес к взаимосвязи и взаимообусловленности языка и мышления возник в середине 19 столетия и стал одним из ключевых вопросов вплоть до настоящего времени в познании роли языка и мышления в |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-04-15 00:03 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Научный интерес к взаимосвязи и взаимообусловленности языка и мышления возник в середине 19 столетия и стал одним из ключевых вопросов вплоть до настоящего времени в познании роли языка и мышления в человеческом бытии. В 21 веке этот интерес усилился, сейчас бурно развиваются научные области: когнитивная психология, нейробиология, нейропсихология, нейролингвистика, психолингвистика. 1) Вильгельм фон Гумбольдт и дух народа Вильгельм фон Гумбольдт открыл миру первую строго лингвистическую концепцию в рамках философского знания. Если схоласты говорили, что язык есть зеркало законов бытия, то есть грамматическая структура языка, как трафарет, копирует структуру законов мироздания, то Гумбольдт уточняет, что язык отражает то, с какого ракурса законы бытия воспринимаются народом — носителем данного конкретного языка. Поэтому язык отражает мирочувствие народа, формирует политику государства, культуру, историю, фольклор и миропонимание — цивилизацию народа, носителя данного языка. Гумбольдт пояснял и то, как язык образуется и структурируется в сознании. Его лингвистическая концепция имела историческое обоснование, он рассматривал происхождение языка как результата «духа народа», то есть восприятие мира формирует морфологическую и синтаксическую структуру мышления, которая транслируется в языке при общении. Гумбольдт, как фольклорист и языковед, также сделал первую классификацию языков, которая сыграла огромное значение в последующем развитии лингвистики и антропологии 19 столетия. 2) Фердинанд де Соссюр и структурализм Фердинанда де Соссюра заслуженно считают отцом современной лингвистики. В своих лекциях «Курс общей лингвистики» Соссюр обозначил необходимость разделить существующую тогда науку лингвистику на три отдельных дисциплины – семиотику, семантику и прагматику. Он обозначил границы этих новых наук: семиотика — наука о знаках в рамках социума, семантика — наука об отношении знака к объекту, означаемого к означающему, прагматика — наука о знаках по отношению к интерпретатору, его восприятию и отношению. Соссюр утверждал, что язык и речь – это два разных явления, которые нужно изучать отдельно. Речь — индивидуальное средство общения, язык – понимание структуры языка, правил языка, структуры мышления (как морфемы соединяются в слова, как слова соединяются во фразы). 3) Михаил Бахтин и многоголосие Русский философ и культуролог Михаил Бахтин научный интерес обратил к развитию теоретических вопросов лингвистики, стилистики и речевых жанров в литературоведении. Его главный вклад в развитие филологии (исследований литературного произведения) состоит в обосновании концепции многоголосья в романе. Диалог Бахтин рассматривал как центральную и самую важную часть любого произведения: диалог с собой, диалог с читателем, диалог между персонажами, диалог с Богом. Большую роль Бахтин отводил реалистическому подходу, под которым понимал соответствие Истине, подлинности, поэтому, выбирая между рациональностью и интуицией, Бахтин предпочел последнюю как возможность усмотреть подлинную сущность. 4) Людвиг Витгенштейн и языковые игры Главная предпосылка неопозитивистской научной теории состояла в том, что язык как средство передачи и получения знания и общения является не совсем достоверным источником, его нужно очистить от наслоений, от многозначности и тропов (которые на самом деле являются как раз самым достоверным источником личных, чувственных отношений человека с миром). Австрийский философ Людвиг Витгенштейн пытался создать "чистый", идеальный язык, используя точные методы, так он разработал аналитическую философию. Главные два тезиса: — структура языка определяет/детерминирует понимание мира; — значение слова зависит от контекста, то есть от «языковой игры». В 1945 году, Витгенштейн обосновал теорию «языковых игр» – системы принятых общих правил использования слов, терминов, понятий (общественный договор, что как мы называем и что под этим пониманием). В теории языковой игры не учитывалось то, какова внутренняя структура языка, морфонологическая, с которой связано как раз мирочувствие, миропонимание носителей данного языка, не учитывалось, что смыслы порождаются не столько и не только внешними контекстами, сколько самой грамматической структурой данного языка, а языковая игра имеет место быть в структуре языка не как манипуляция, а как явление оттенков содержания в соответствующей им грамматической форме. Выдвинутое предложение Витгенштейна о «языковых играх» не имело жесткого обозначения самих правил, а предусматривало плюрализм значений, о которых нужно было сперва договориться, таким образом, форма теряла связь с содержанием, любое содержание стало возможно "одеть" в любую форму, что порождает смысловые профанации, уничтожение исконных смыслов в языке. По Витгенштейну, вопреки библейским постулатам, слово не становится плотью, содержание не являет себя в своей и только своей форме. Такой подход был широко принят в научной западной среде и активно развивался следующие десятилетия в разных научных дисциплинах на Западе, что привело в бурному развитию суггестии, средств манипуляции массовым сознанием с помощью "языковой игры", то есть с помощью смены смыслов и правил. 5) Ричард Рорти и иронизм Ричард Рорти – американский философ, последователь Людвига Витгенштейна, переосмыслил и развил языковые игры Витгенштейна для "корректирования" мышления. Он пошёл ещё дальше и отверг библейское утверждение, что человеческое сознание является «зеркалом природы», то есть отверг внутренний логос человека, образ и подобие Божие в человеке. Ричард Рорти выдвинул собственные утверждения, которые сформировали философию американского прагматизма, согласно ей все научные и философские методы и подходы формируют набор условных (бессмысленных, не связанных с семенными логосами) словарей и понятий, которые зависят от среды обитания человека. А осознание собственной зависимости человека от среды Рорти назвал состоянием «иронизма». То есть с помощью "языковых игр" (суггестии, манипуляций) создаётся среда, в которой человек полностью зависим, несвободен, человек отрезан от понимания логосных семян (семенных логосов), поэтому слепо следует инструкциям "языковой игры", то есть манипуляциям в СМИ, в науке, в потреблении и т.д. Согласно Рорти, понимание «иронизмом» своего бытия должно привести человечество к более мирному, послушному образу жизни, то есть, на самом деле к рабству сознания. Своими текстами Рорти пытался доказать, что даже философия не является фундаментальной дисциплиной, которая имеет доступ к подлинной реальности, а является только манипулятивным инструментом в играх "познай мир". Таким образом, отвергая понятие «реалистической догмы», Рорти выступает за безоговорочное принятие принципов «языковой игры», суггестии, конкретным сообществом индивидов. Другими словами, иронизм — это философия тотального оболванивания. 6) Марио Бурге и интеллектуальная интуиция Аргентинский философ и физик Марио Бурге, на основании наблюдения за феноменом интуиции и ее разными видами, утверждает, что интеллектуальная интуиция – это результат взаимодействия чувственной интуиции и разума в ходе познания. Бурге считает, что интуиция – это результат деятельности разума, и она должна быть включенной в теорию познания. Интуиция помогает осмыслять, формулировать логические рассуждения и подбирать нужные слова, понятия. В отличие от Бахтина, Бурге делает интуицию более рациональной, более "дебелой". 7) Джерри Фодор и модулярность сознания Американский психолингвист и философ Джерри Фодор является одним из самых влиятельных представителей философии сознания. Его главные научные разработки относятся к изучению ментальных репрезентаций и существованию внутреннего языка мышления, который помогает мозгу кодировать информацию. Он тоже стоит на позициях атеизма. 8) Ноам Хомский и синтаксические деревья универсальной грамматики Идеи Хомского об усвоении человеком языка и функционировании головного мозга стали причиной стремительной эволюции в когнитивных науках. Ноам Хомский, критикуя бихевиористскую теорию Фредерика Скиннера о непосредственном усвоении языка среды, выдвинул теорию универсальной грамматики, которая для всех языков общая, потому что логосные семена — зёрна мироздании, в Бытии общие, но их понимание, восприятие в разных народах различается, поэтому поверхностные грамматические структуры языков различны. Эта теория укладывается и в понимание дивергенции языков, то есть постепенного разветвления единого языка на множество языковых ветвей, а от них — новых ветвей и т.д., как это происходит во фрактальной геометрии природы, то есть это универсальный закон природы. Синтаксические деревья, то есть логика мышления, базовая структура построения фразы, формируются в сознании одинаково во всех языках. Но внешняя форма фраз отличается за счет различия мирочувствия у разных народов. Хомский считает, что внутренний логос, внутреннее знание универсалий (сем) и законов их смысловых связей (синтаксиса) у людей врожденное, ребёнок не является лингвистом, но легко понимает родителей. Логосность, словесность, то есть мышление, жизнь мысли в человеке является бесконечным нашим Я – мы можем продуцировать идеи и образы, которые не унаследовали от общества, мы не зависим от среды, но свободны своим сознанием. Носитель языка сам способен придумывать нескончаемое количество фраз и предложений, понимая структуру языка, то есть то, как через форму является её смысл. 9) Стивен Пинкер и теория языка и разума Стивен Пинкер внешне относится к последователям Ноама Хомского, но он атеист и материалист. В книге «Язык как инстинкт» (1994) Пинкер доказывает, что все процессы усвоения языка человеком – врожденные, но обоснованы не интуитивным знанием сем, логосных семян, а биологическими, нейронными процессами. Язык для Пинкера — это возможность адаптироваться к социальной среде. 10) Теория Сепира-Уорфа, теория языковой относительности Главная идея теории Сепира-Уорфа состоит в том, что наше мировоззрение зависит от языковой структуры среды обитания. Эта теория является научным доказательством концепции Вильгельма фон Гумбольдта о том, что язык формирует народность, что народ — это сообщество единого мироощущения, которое выражено грамматической структурой языка, то есть структурой мышления данного народа. В научной среде бытует две интерпретации этой теории – строгая и мягкая. Согласно строгой формулировке, мышление определяется языком, то есть структура грамматики — это и есть структурная последовательность наших мыслей, а значит, речи, то есть то, как мы строим фразу мысленно и произносим её. Это делает когнитивные способности человека зависимыми от Логоса, укоренёнными в Логосе, то есть источником любого знания и понимания мира является Логос, поэтому со-знание — это совместное с Богом знание. С другой стороны, идея мягкой интерпретации состоит в том, что мышление и грамматические структуры являются "созидателями" культуры и неязыкового поведения носителей данного языка, но при этом нет зависимости со-знания от Логоса. Теорию Сепира-Уорфа сегодня активно развивают когнитивисты, которые доказывают зависимость нашего мышления от грамматических структур нашего языка, то есть от языковой среды. Выводы На протяжении последних двух столетий ученые и философы все больше интересуются ролью языка в бытии человека. Образовалось два лагеря и переходные между ними теории — лагерь атеистической лингвистики, отрицающей Слово, созидающее жизнь, и лагерь логосной лингвистики, восходящей к Александрийской школе, схоластам и Гумбольдту. Источник: vk.com Комментарии: |
|