Намедни 2022-2031 годы в России официально объявили Десятилетием науки и технологий

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-04-26 11:29

ит новости

Намедни 2022-2031 годы в России официально объявили Десятилетием науки и технологий. Больше всего жду на этот период, что программная инженерия хотя бы немножечко подтянется по своей "инженерности" до того взрослого уровня, который достигнут в устоявшихся инженерных дисциплинах (механическая, авиационная, электротехническая и т. д.). А уж упоминать информатику как науку ещё более смешно (в таком же сравнительном плане с другими науками).

Одна из ключевых характеристик устоявшихся инженерных областей — собственно Инженерии — заключается в том, что они были сильно революционизированы научными изобретениями и достижениями. Поход науки в инженерию занял сотни лет, и хотя проходил он медленно и печально, но зато теперь Инженерия представляет собой смесь как традиционного ручного изобретательства, мастерства Самоделкиных и Левшей и большого набора технических правил и принципов, так и математических моделей и достижений науки. Современные САПР очень яркий пример двух последних составляющих.

И вот тут проявляется забавный, но важный в контексте программной инженерии момент, отмеченный Аланом Кэем. Условные классические инженеры ведь занимаются не только САПР, они ещё и участвуют в компьютеризированном производстве, в FAB (fabrication plant), есть даже такая поговорка: "If you can FAB it, you can CAD it". И есть ещё SIM (симуляторы) — например, софт для функционального и расчётного моделирования, и т. п. Так вот, современная инженерия развивается чётко в тренде ускорения своего развития с помощью цикла

1) САПР,

2) последующей SIMуляции CAD-моделей и

3) FAB-производства, направляемого напрямую результатами моделирования.

И вот глубокая ирония в том, что все эти современные компьютерные инструменты для конкретных инженерных дисциплин фактически на порядки более мощные и полные, чем те, которые используют разработчики для написания программ (да тех же САПР)!

=

Все эти наши IDE и фреймворки — фактически уровень FAB, ручного и немного автоматизированного производства. Пошаговые отладчики и редакторы с подсветкой синтаксиса были активно распространены уже в конце 1980-х, и на первых персоналках IBM PC, и на родном мэйнфрейме IBM мне даже удалось поотлаживаться на ассемблере на цветных экранах :) Но с тех пор ничего фактически в нашей работе не изменилось!

В программной инженерии почти не применяются "САПР" для проектирования программ, и уж тем более практически полностью отсутствуют "SIM"-ы для моделирования и анализа их работы. Такое никак нельзя назвать настоящим современным инженерным процессом.

Более того, ещё хуже, что в современном процессе "разработки программного обеспечения" особо не заметно никакой "математики и науки". Да и сама computer science, по большому счёту, сегодня практически не воспринимается всерьёз именно как "наука" — science тут больше какой-то дизайнерский ярлык для красоты.

=

Мастерство — это не фиксированное местоположение в пространстве знаний, а процесс постоянного приближения к идеалам нашей сферы деятельности. Но куда мы реально движемся? К идеалам, или вообще в другую сторону?

Какой уровень надо срочно достигать в ИТ через 10 лет, чтобы нас не скушал заморский AI, пояснял кстати полгода назад:

https://vk.com/wall-152484379_3446

Мультиагентные системы на миллиарды смарт-клиентов в качественно новых наносекундных архитектурах — потому что современные такой уровень просто не потянут, доказано математически. Но это очень трудно, этому учат единичные университеты из первой двадцатки (МГУ, напомню, 78-й). Кстати, MIT сейчас на первом месте в World University Rankings 2022, и жутко этим доволен, потому что мои материалы в Сильных Идеях основаны как раз на приватных курсах наших с вами друзей из Массачусетса :)

=

А вот весь ИТ-мэйнстрим, который за пределами этого элитного университетского топа, движется не к идеалам по заповедям Кэя, а наоборот к ситуации, которую описал в своей книге "Augustine's Laws" Norm Augustine — бывший босс корпорации Lockheed Martin, выполняющей крупнейшие военные и государственные американские проекты: из-за стремительно растущей стоимости стремительно усложняющихся высокотехнологичных проектов к 2054-му году на весь оборонный бюджет США можно будет купить только один боевой самолет.

Интересно, что, по его словам, ещё в 1960-е была собрана качественная историческая статистика, и после экстраполяции получалось, что так как всё большая часть массы самолета уходит на электронику, как раз в наше время (второе-третье десятилетие 21-го века) места для пилотов в самолётах вообще не останется. Ну так уже и получается фактически, всё движется к беспилотности.

У Augustine уже в наше время, лет 10 назад, спросили, как же можно бесконечно увеличивать стоимость самолета, если к его массе уже нельзя добавлять ничего, даже пилота? Для этого требуется какое-то незримое невесомое вещество, стоимость которого, подобно энтропии, продолжала бы расти вечно.

Ну штош, ответил Augustine, инженеры отрасли уже успешно справились с этой задачей: такое неуловимое и бесконечно дорожающее вещество — это программное обеспечение.


Источник: vk.com

Комментарии: