КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Психологический тест — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических особенностей через вербальные или невербальные образцы ответов или другие виды поведения.

Для упорядочения, структурирования и выявления определенных закономерностей среди большого количества разработанных за всю историю психодиагностики тестов исследователи пытаются предложить различные способы классификации тестов.

По процедуре проведения тесты разделяют на:

— индивидуальные,

— групповые.

Индивидуальные тесты — это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:

— возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями),

— слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, психолог, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, может по ходу эксперимента заменить один тест другим.

Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Для индивидуального тестирования нужно, как правило, много времени. Оно предъявляет высокие требования к уровню квалификации экспериментатора. В этом отношении индивидуальные тесты менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Одно из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на компьютере. Еще одно преимущество группового тестирования — относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2—4 тыс. человек.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его и заручиться его согласием сотрудничать. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

По конструкции они разделяются на:

— гомогенные и

— гетерогенные (многофакторные).

По оборудованию, которое используется для тестирования, их распределяют на:

— бланковые (карандаш - бумага),

— предметные (карточки, кубики, фигурки),

— аппаратные (для диагностики внимания, темперамента, психической работоспособности, сенсомоторной координации, психических состояний используют приборы контактной координациометрии, критической частоты слияния световых мельканий, реакции выбора, слежения за движущимся объектом и т.д.),

— компьютерные.

Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты "Карандаш и бумага") представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор, пока они не износятся. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные теста в основном проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. С их помощью моделируются различные виды деятельности (например, водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ориентированной на определенный критерий. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и компьютера. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл). Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без компьютера получить практически невозможно:

— время выполнения заданий теста,

— время получения правильных ответов,

— количество отказов от решения и обращения за помощью,

— время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения,

— время ввода ответа (если он сложен) и т.д.

Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

По степени влияния экспериментатора среди них выделяют очень зависимые от этого влияния:

— диалогические/клинические методы (наблюдение, беседа, интервью),

— проективные методики,

— ситуативные тесты,

и слабо зависимые:

— стандартизированные личностные опросники,

— тесты интеллекта и способностей,

— объективные тесты личности,

— психофизиологические методики.

По психодиагностическим методам все тесты разделяют на:

1) объективные (диагностика осуществляется на основе успешности/результативности и способа/особенностей выполнения деятельности);

2) субъективные (диагностика осуществляется на основе самоописания исследуемым особенностей собственного характера, чувств, реакций, поведения в тех или иных ситуациях),

3) проективные (диагностика осуществляется на основе взаимодействия исследуемого с внешне нейтральным стимульным материалом, который становится в силу его неопределенности объектом проекции).

По принципу оценки выделяют:

— номотетические,

— идеографические,

— критериально-ориентированные психодиагностические методики.

По исследуемым переменным тесты разделяют на две большие группы:

а) интеллекта и

б) личности.

а) тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть:

— групповыми и индивидуальными,

— устными и письменными,

— бланковыми,

— предметными и компьютерными.

Интеллектуальные тесты образуют:

— ветви тестов интеллекта в целом,

— тесты общих и специальных способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей. По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

— тесты креативности и

— тесты достижений.

б) личностные тесты образуют подгруппы:

— личностных опросников,

— проективных тестов,

— тестов мотивов, интересов, ценностей, шкал установок,

— психосемантических методик и

— объективных тестов.

Далее определенные подгруппы тоже могут образовывать собственные иерархии, например, объективные тесты личности делятся на:

— объективные тесты действия и

— ситуативные тесты,

а проективные тесты образуют группы:

— структурирования,

— дополнения,

— конструирования,

— интерпретации,

— катарсиса,

— изучения экспрессии и

— продуктов творчества.

Любая классификация является не абсолютной, а условной формой организации информации, потому что всегда есть определенные «смешанные» категории, например, среди психодиагностических методик тесты креативности являются такой смешанной категорией, так как, по сути, относятся и к интеллектуальным и к личностным тестам. Они содержат личностные (рискованность, воображение, любознательность, сложность) и когнитивные факторы (гибкость, оригинальность, разработанность), или определенные медико-психологические пробы, например, метод пиктограмм или завершение предложений, которые напоминают проективные тесты личности, но направлены на диагностику когнитивных нарушений и т.п.

По характеру стимульного материала выделяют:

— вербальные и

— невербальные тесты.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.


Источник: vk.com

Комментарии: