§9. Синтез в связи с трансцендентальным Ego и конституированием |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-04-21 15:42 Я уже говорила, что опыт – это не столько аффицирование и предугадывание того, в каких ракурсах себя подаст объект, сколько различные синтетические процессы в сознании, подведение разрозненных гилетических данных под понятие об объекте, и близкое к ним конституирование, понимаемое мной в качестве осмысления, отстраивания преходящего в сознании; конституирование – важнейшая часть опыта. «Опыт, строго говоря, во всей его полноте и есть реальный синтез чувственной материи и рассудочными формами, а отнюдь не аффицирование чувственности внешними предметами, как это представлял себе эмпиризм, или чистое продуцирование идей разума, как это было в классическом рационализме». (Курсив мой). Этот синтез происходит в вышеупомянутом динамическом, расширяющемся и раздвигающемся поле возможного опыта, который в феноменологии называют горизонтом, который, связан с упорядочивающим конституированием и связыванием, своеобразным «посткантовским подведением под понятие»: «…Горизонт упорядочивающей связности содержит чистое “срод¬ство” явлений» – как писал Хайдеггер. Мы размещаем себя в мире, вписываем себя в мир при помощи экзистенциально-феноменологической истории нашего существования, то есть, в одном смысле, как переживание целостности и одновременно раздробленности мира, а также своего места в нем, в другом – как истории схватываний когитатов, конституирования их, обживания их. Это не временение как история в линейном смысле, скорее «сеть интенциональностей», если употреблять выражение М. Мерло-Понти (впрочем, в этой сентенции говорилось о времени, а не об истории, но все-таки их трудно понять отдельно друг от друга). Речь идет не о всеобщей истории, не об исторических событиях разных эпох, но о событиях индивидуальной истории познания окрестного сущего. «…если я направляю свой взгляд исключительно на саму эту жизнь как на сознание этого мира, то я обретаю себя как чистое Ego с чистым потоком моих cogitationes». Именно эта внутренняя жизнь, жизнь как непрерывное сознавание феноменов, жизнь-в-мире имеет историю, о которой было сказано в прошлом абзаце. Сеть объемлет миры (имманентный и внешний, доступные нам) своим «кружевом», а Ego объединяет в одной точке (точке-Я или Теперь-точке) всю конфигурацию, части и целостность которой реальны в нашей собственной реальности как процессы восприятия и конституирования как важнейшей части опыта. И в этой индивидуальной истории трансцендентальное Ego представляет собой незаинтересованного зрителя: «…феноменологически медитирующее Я может стать не только в частностях, но и универсально незаинтересованным зрителем себя самого и всей заключенной в нем объективности, которая для него существует, причем так, как она для него существует». Это своеобразный «нейтралитет Я» в поле Я-опыта. Я предстает, таким образом, подобием «серого кардинала» в своем же мире, где негласно влияет на все процессы, не становясь субстантивированным и не занимая «высокую должность на седьмом небе». И речь здесь идет больше об имманентных процессах организации феноменальных данных, полученных нами в перцепции, той самой, что скрыта за изначальным аффицированием как продолжение конструирования представления о феномене. Ego существует для себя самого в непрерывной очевидности, то есть без помех схватывает само себя в потоке переживаний и актов. Мы говорим про себя: «это я переживаю то-то и то-то». Да, мы постоянно что-то переживаем, о чем-то думаем или что-то представляем, и это относится не только к предметам, но и к нам самим. Здесь мы зеркально отражаем сами себя, будто видим свой облик в зеркале, но и само зеркало нам не чуждо, это мы сами и есть, пока лишенные плоти и помещенные в искусственно и грубо отражающую среду. Это сугубо внутреннее, духовное отношение. Трансцендентальное Ego, таким образом, всякий раз присутствует в акте и вообще в любой фазе опыта. В «Картезианских медитациях» Гуссерль говорит: «...мы углубляемся в проблему раскрытия бесконечного поля трансцендентального опыта» . Ego, таким образом, может бесконечно истолковывать себя как перципирующее в соответствии с содержаниями перцепций, но при этом «…их [перцепций] единством и тождественностью уже конституировано феноменологическое Я, или единство сознания, без того, чтобы требовался помимо этого некий особый Я-принцип который служил бы опорой всем содержаниям, еще раз их всех объединяя». Казалось бы, взаимоисключающие параграфы: эго, с одной стороны, присутствует в любой фазе опыта, но с другой оно не является субстанцией и чем-то, что «парит» над всеми процессами в сознании. Как это понять? Что это за позиция Я? Гуссерль пишет: «… акт восприятия не лишен полагания бытия… в модусе достоверности, а с другой стороны, созерцаемый дом не лишен характера просто существующего. Не-участие, воздержание Я в феноменологической установке – это дело Я, а не акта восприятия, который им рефлексивно рассматривается». (Курсив мой). Получается, что Я в естественной установке наивно полагает мир, а Я в феноменологической установке становится чем-то вроде «незаинтересованного зрителя», если передать слова немецкого философа. Это какое-то «рефлексивное расщепление» Я, когда рефлексия феноменологического Я созерцает то, что дано в естественной установке. Акт восприятия выполняет ту же самую, свою функцию – воспринимать мир и внутримирные вещи, потом идет нюансирование-проецирование и синтез, а феноменологическое Я со своей новой установки выясняет, что же все-таки содержится в акте восприятия как непосредственная повседневная непредвзятая данность. «Естественная основа бытия в ее бытийной значимости вторична, она неизменно предполагает трансцендентальную основу» , – пишет Гуссерль. Это самосознание доступно для самого Ego, выпускающего из себя вектор интенции и вектор рефлексии. То есть мы про-изначально (напрямую, естественно и очевидно, до всякого познания) даны самим себе в режиме «протоопыта». Выражения вроде «это я», «я есть», – это фиксация такой данности, частица нашего опыта о самих себе. Декарт справедливо настаивал на несомненности того, что я существую для самого себя. «…в познавательном плане бытие Ego предшествует для меня всякому объективному бытию…» Эта цитата Гуссерля и есть раскрытие понятия «протоопыт», опыт о самом себе как об изначальном фундаменте всех собственных процессов. Далее о «протоопыте» можно сказать следующее: «…оно (Я) редуцируется к единству сознания, следовательно, к реальному (real) комплексу переживаний, определенную часть которого мы (т.е. каждый для своего Я) с очевидностью обнаруживаем как присутствующего в нас, а остальную часть обоснованно предполагаем. Феноменологически редуцированное Я не есть…нечто особенное, парящее над многообразными содержаниями, оно просто тождественно своему собственному единству связей». То есть получается, что Я – это не что-то эфемерно-субстанциальное, то есть не что-то сверхидеалистичное, наличествующее как какой-то недоступный нам трансцендентный инвариант, лежащий «на седьмом небе» и только благоволящий как постоянность в случайности начала нашего опыта, а просто единство связей, которые мы получаем в опыте синтеза-конституирования. Один из смыслов этого процесса – подведение под понятие гилетических данных, из которого затем, когда складка раскрывается, разворачивается множественность разнообразных связей. (если честно, я только недавно открыла для себя сущность Я не как что-то высшее и непостижимое, а просто как единство всех синтезов, всех процессов, но в то же время Я - это нечто пассивное, незаинтересованное... возможно, что тут я не совсем внятно пояснила, но работа идет... там еще много можно о редукции сказать) Источник: vk.com Комментарии: |
|